Новообразован.в Юношес.Возрас

Псих.развит- раздел псих-и,в кот.изуч.закон-ти и динамику развит.психики чел.в преде-лах его индивжизни. Возр.рамки юнош.возр: 15-18л(ран. юность);18-23(юность). Вед.вид.деят: учеб-проф.деят-ть. Физ.развит: завершается;появл.органичес. лень. Соц.ситуац:еще завис.от родит,реш-ся.вопросы само-определен. Новообразов: осн.особ-ти развит.личн.в юнош. возр.явл:развит.самосознан;формиров.мировоззрен(система нравств.взгляд.и убежден,кот.привод.к изменен.в стремле-ниях);развит. актив.жизн.позиции,профес.и личностн.само-определен;преобразован.эмоц-ной сферы личн-ти;появлен. сист.ценностных ориентац.и соц-х установок.Центр-е психол. новообраз-становлен.устойчив.самосознан.и стабильн. образа «Я».Это связ.с усилен.личнос-го контроля,самоуправления. Юноша открывает свой внутр.мир,отдел-ся.от взросл.Развив. теоретич.мышлен.Старшекл.и студенты чаще задают.вопр. «почему?»,их мыслит.деят-ть более активна и самост-на; они более критич.относ.к преподават.и к содержан.получаемых знаний.Проявл-ся тяга к обобщению,поиску общих закон-тей. Юнош.интеллект станов.более быстр,подвижен,эффективен. изменения.К 15г.появл.основы гипотетико-дедуктивн.мышл, спос-ть к абстрагированию, интеллектуальная рефлексия.

 

48.Зрелость в онтогенезе челов.Общая хар-ка. Псих.развит- раздел псих-и,в кот.изуч.закон-ти и динамику развит.психики чел.в преде-лах его индивжизни. Возр.рамки зрел.возр: от30 до 60-70л. Вед.вид.деят: проф.деят-ть,становл и развит.семейн.отнош. Физ.развит:25-30л-физич-я сила,все физич.возможн.достиг.своего максимума.После 30-медл. и заметно идут на убыль.После40-снижен.уров.важнейш.физиол показател.48-51-у женщин менопауза,у мужч.изменен.сексуал актив-ти. Новообразов:творч-я и профес.активность; вклад в развит.и утверждение жизни будущ.поколения. Соц.ситуац: 23-30-соц.статус,начало проф.деят-ти,брак,воспит.детей, формиробраза жизни,круга общения;30-40-коррекция жизн. планов,передача опыта,карьера;40-50-развит.и сохранен.суп-ружеск.отношен,воспит.детей,хобби,принятие и приспособл.к изменен.организма,ответств-ть за старение родителей. Личностн.развит по Эриксону может прох.по 2 линиям:1)нор-мальный ход развит-генеративность(развитие потребности и чув-ва сохранения рода);2)неблагопр.развит-застой(существо-ван.для самого себя).От 18 до 50 максим-но раскрыв.возможн. чел.При благополучном прохождении кризиса-самоутвержде-ние в этич-ком и моральн.плане и независ-ть от мнен.других.

49.Хар-ка.психол-их Кризисов Зрелого возраста. Псих.развит- раздел псих-и,в кот.изуч.закон-ти и динамику развит.психики чел.в преде-лах его индивжизни. Возр.рамки зрел.возр: от30 до 60-70л. Вед.вид.деят: проф.деят-ть,становл и развит.семейн.отнош. Кризисы данного возр: По Р. Пекку существ.4 кризиса,кот.чел-ку необход.разрешить:1)развитие уважен.и мудрости(вместо физич-ой храбрости);2) социализ-я соц-х отношен(вместо сексуализации);3)сохранен. эмоц-ной гибкости(вместо аффективн.реакц,связан.со смертью близких или с обособлением детей);3)сохранен.душевн.гибкости и поиск нов.форм поведен(вместо стар.привычек и психич. ригидности).Н ормативн.криз- переход к средней взрослости (около 30л)-вызван расхожден.между идеальн.моделью «мечты» образа жизни и реальностью.Переход к зрелости как нормативн.кризис (около 40л)-связан с осознанием утраты молодости,начал.снижен.физич.сил.Могут возник пробл.с проф. деят-тью и в сем.отнош. Эриксон счит,что кризис – это перелом.момент.Описал 3 ступени зрелости,на кот.определил центральн.вопросы развития:интимность (близость);произво-дит-ть;цельность(объединен).К 35-45г.чел.начин.задумыв,что время проходит,посещ.мысли о смерти. Решен.криз: анализсвоих целей и переоценка своих ресурсов;поиск.нов.смысла жизни.Кризис 40л-серед.жизни-измен-ся отнош.к тому,что когда-то казалось важным;челов.поним,что сам изменился.

 

50.Поздняя Зрелость. Психологич.особенности Псих.развит- раздел псих-и,в кот.изуч.закон-ти и динамику развит.психики чел.в преде-лах его индивжизни. Возр.рамки: пожил.возр(поздн.зрел)(60-75л),старч.возр(75-90л)и долго-жит-во(старш 90л)Рубеж,разделяющ.зрелость и позд.зрел,явл. уход на пенсию, окончан.актив.проф-ой деят-ти(«шок отстав-ки»).В поздней зрел.можно выдел.3основ.варианта развития: доживание;смена ведущ.деят-ти;сохранен.основ-го содержан. жизни(т.е.продолжен.периода зрел-ти).Происход.физиологич. и психологич.изменен.Физич-утомляем-ть,низк.вынослив-ть, медлит-ть,болезни.Психол.изменен-обидчивость.и раним-ть, жадность(силы чел.увядяют,он боится,что больш.не заработ, потому стар-ся сохран.то,что есть),черты хар-ра обостряются.Пенсион.кризис:снижен.труд.актив-ти.Это может повлечь за собой смену деят-ти.Иногда чел.продлев.свой активн.зрелый возраст,продолж.работать.Или-"доживание", чел.не видит будущего.Психич.измен:сенсорн.нарушен(ухудш.зрен,слух, скорость реакц).Скорость мышления страдает,но не измен-ся логика.У пожилых есть особый тип мышления, основанный на интуиции.Сам.больш.фактор,котор.влияет на проц. старения – признан.самого чел.себя старым.Чел.вырабатыв.установку на свою старость(принимает ее;счит,что его должны содержать; защитная устан-ка,т.е.отрицание старости;враждебн-ненавид всю молодежь;враждебн.к себе)

 

51.Особ-ти познав.процес.в Зрелом и Пожилом возрасте. Псих.развит- раздел псих-и,в кот.изуч.закон-ти и динамику развит.психики чел.в преде-лах его индивжизни. Возр.рамки: пожил.возр(поздн.зрел)(60-75л),старч.возр(75-90л)и долго-жит-во(старш 90л)Рубеж,разделяющ.зрелость и позд.зрел,явл. уход на пенсию, окончан.актив.проф-ой деят-ти(«шок отстав-ки»).В проц.старен.наблюд.ухудшен.больш-ва сенсорн.функц(зрител,слухов.чувствит-ть и т.д.), характер и степень котор.могут сильно отлич.у разн.люд,в завис-ти от индивид.особ-тей и деят-ти чел.Страдает механич.запомин,но сохран-ся логичес-я пам.Наруш.кратковрем.память,но остает. эмоцион-я память.Сниж-ся психич.тонус,сила и подвижность психич-го.реагирован.Сниж.психич.активн-ть,суж-ся объем восприятия,затруднен.сосредоточен.внимания,замедлен. пси-хомоторных реакций.У пожил.людей возраст.время реакции, замедл-ся обраб-ка перцептивной информ.и сниж-ся скорость когнитивных процес.Изменен.силы и подвижн-ти психич. проц.в старости явл-ся сугубо индивид-ым.В период старости происход.снижен.интеллект-й активности чел.Это обуслов-лено ухудшением сенсорных функций,физич, социальн.и психологич.факторами

 

52.Особенности адаптации к Старости. Псих.развит- раздел псих-и, в кот.изуч.закон-ти и динамику развит.психики чел.в преде-лах его индив жизни. Возр.рамки: пожил.возр(поздн.зрел)(60-75л),старч.возр(75-90л)и долго-жит-во(старш 90л)Рубеж,разделяющ.зрелость и позд.зрел,явл. уход на пенсию, окончан.актив.проф-ой деят-ти(«шок отстав-ки»).Пожилым людям необходимо адаптиров-ся к новому статусу,искать новые формы занятости.Генри делил пожил.люд.на 3 груп:1-тех, кто чувствует себя бодрым и энергичным,продолж.трудиться;2- тех, кто заним-ся собств. делом – хобби;3-люди со слаб.психич.энергией, не занятые ничем или занятые только собой.Признание себя старым – сильнейш.психологич.фактор старения.Правильное ощущение собств.возраста – это верная манера поведения и общения.Адаптация к старости может проходить по разному: некотор. принимают ее как неизбежность, подстраиваются,ищут новые виды занятости,друг.заним-ся собств.здоровьем,кто-то обращает все вниман на родных,кому-то нужна поддержка, иногда проявл-с агрессия,ненависть к молодым ит.д.В этот период сужается кругобщения. Отсутств.контактов с общ-вом вызыв.у стар.людей эмоцион-е изменения:упадок духа, песси-мизм, страх перед будущим.Пожилому чел.чаще хоч. побыть одному, «отдохнуть от людей» Взаимоотнош.со взрослыми детьми и внуками становится более тесным.Обостряется проблема одиночества.

 

53.Теории Старения в психологии. Псих.развит- раздел псих-и,в кот.изуч.закон-ти и динамику развит.психики чел.в преде-лах его индивжизни. Возр.рамки: пожил.возр (поздн.зрел)(60-75л),старч.возр(75-90л)и долго-жит-во(старш 90л)Рубеж,разделяющ.зрелость и позд.зрел-уход на пенсию, окончан.актив.проф-ой деят-ти(«шок отстав-ки»). Биологич. теор. старен:по мнен.биологов,старен.и смерть-базовые, сущностные биологич.св-ва,отражающ.функционир-е и эволюц.всех жив.организмов,включ.чел-ка.Биологи исслед. организм,пыт-ся измерить предел возрастн.изменен,пробуют контролир их.Разраб-ли теории«программирован-го старен» и «непрограммир-го»Представит.теор«програмир»старен.счит, что функционир-е жив.орг-ма запрограм.природой лишь на период его активн.жизнед-ти.А после выполнен.программыдеят-ть гипоталамуса и эндокрин.сист прекращ,что приводит организм к снижен.его физиологич.функц.Представит. теории «программир»старен.исходят из положен,согл.котор.к проц.

старен.подключ.генетич.мех-мы и только благод.их действию происход.эволюц.жив.природ.Но в проц.старен.могут действ.и др.мех-мы,не включ.в генетич.прогр,они оказыв.«непрограм-миров»воздейств.на организм(в результ.случ.поврежд.клетки) Соц-психол.подх: Шрутц и Бирренсчит,что старен.сост.из 3 компон:биологич.компон,социальн.и психол-й.Но еще раньше к такому же выв.Ананьев,ведь по ходу исследован.проблем психич.старения отмеч-ся связи последнего с соц-ми изменен. Психол.подх:к старости чел.накаплив.опыт и станов.мудрым- это проявлен.положит.развит-я.

 

 

54.Старость и долгожительство как психол-я проблема. Псих.развит- раздел псих-и, в кот.изуч.закон-ти и динамику развит.психики чел.в преде-лах его индив жизни. Возр.рамки: пожил.возр (поздн.зрел)(60-75л),старч.возр(75-90л)и долго-жит-во(старш 90л)Рубеж,разделяющ.зрелость и позд.зрел,явл. уход на пенсию, окончан.актив.проф-ой деят-ти(«шок отстав-ки»).Пожилым людям необходимо адапти-ров-ся к новому статусу,искать новые формы занятости. Людям необходимо пережить 3 подкризиса:преоценка собственного «Я»;осознание факта ухудш.здоровья,старения тела;преодоление озабоченнос-ти близкой смерти.Люди теряют близких,часто своих детей и внуков,осознают, «конец жизни».Иногда это может вилиться в глубокую депрессию, озлобленность на весь мир и на себя.Но есть и другой(поло-жительный) путь развития псих.состояния чел.в период. старости и долгожит-ва.Вообще феномен долгожит-ва изуч. различн.спец-ты Современные медико-биологические исследования показали, что физ.долголет. обусловлено рядом обстоятельств жизни, форм воспитания, видов деятельности самого человека.Долгожителям присущи духовность и надежды на будущее. Они не приемлют бесцельного существования, достаточно активны.Долгожители чувствуют себя хозяевами своей судьбы, ответственными за все то, что с ними происходит.

 

55.Психол.условия долголетия жизни и познават. деят-ти. Псих.развит- раздел псих-и,в кот.изуч.закон-ти и динамику развит.психики чел.в преде-лах его индивжизни.

Возр.рамки: пожил.возр (поздн.зрел)(60-75л),старч.возр(75-90л)и долго-жит-во(старш 90л)Геронтопсихологи утвержд,что психологич.факторы долголетия чел.и его дальнейшего развит.заключ.в:1)правильн.организации своей повседневной жизни,2)интеллектуальн.активн-ти,3)продуктивном общении и 4)оптимистич.установках.Чтобы с возрастом не гасло творч. начало,нужно предприним.интеллект-е прорывы, стремиться осваив.нов.области,а не углубляться в старое.Нужно освоить нов.стратегии мышлен,компенсируя тем самым естественное снижен.спос-ти к упорядочиванию мыслей.Активность - это стимулятор психич.и телесн.функций.Нужно оптим-но смотр. на жизнь,видеть перспективы,ставить конкретн. реалист.цели. Вовлечен.в творч-во,общение,положит-е эмоции,отдых. Прав. питание, избегание стрессов,точный сценарий будущего помогут достич долголетия.Вообще феномен долгожит-ва изуч. различн.спец-ты Психологический портрет долгожителя имеет свои отличительные черты. Долгожителям присущи духовность и надежды на будущее. Они не приемлют бесцельного существования, достаточно активны для своего возраста, предпочитают безделью постоянную, посильную занятость в обществе.Долгожители чувствуют себя хозяевами своей судьбы, ответственными за все то, что с ними происходит.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: