Глава 4. Конституционные основы гражданского общества/135


будет многоукладной, сочетающей возможности частных, кооперативных, коллективных и государственных товаро­производителей — собственников.

2. Достижением экономической свободы и самостоятель­ности граждан. Это возможно в том случае, если сами граж­дане станут хозяевами произведенного ими общественного продукта.

3. Изменением социально-экономической системы обще­ства и формированием «среднего класса», который бы состо­ял из квалифицированных, инициативных и предприимчи­вых работников с достаточно высоким уровнем доходов.

4. Радикальным демократическим преобразованием по­литической системы, которое связано с повышением роли партий и общественных движений, средств массовой инфор­мации в жизни государства, развитием политического мно­гообразия. Это позволит оказать стабилизирующее воздей­ствие на общество, будет способствовать широкому привле­чению граждан к участию в политической жизни и обще­ственном управлении.

5. Повышением роли граждан в социально-политической жизни общества и деятельности различных общественных формирований, развитием общего уровня гражданской куль­туры.

Конституция России, принятая в 1993 г., создает благо­приятные условия для формирования полноценного граж­данского общества. Однако сам процесс с неизбежностью потребует длительного переходного периода, постоянного внимания к нему и помощи со стороны государства.

Рассматривая конституционные основы гражданского общества в Российской Федерации, прежде всего следует обратить внимание на нормы, регулирующие основы эконо­мической системы.

Так, в п. 2 ст. 8 Конституции устанавливаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственнос­ти, и государство обеспечивает равную их защиту. Пункт 2 ст. 9 допускает нахождение земли, природных ресурсов в различной собственности и указывает (ст. 36) на право граж­дан и их объединений иметь в собственности землю. Про­возглашается свобода пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерб окружающей среде и не нарушает прав и законных интере­сов иных лиц. В целях создания основ социальной рыноч­ной экономики Конституция (ч. 1 ст. 8) гарантирует един-


Конституционное право Российской Федераций


ство экономического пространства, свободное перемещение варов, услуг и финансов, поддержку конкуренции и свободы экономической деятельности[29].

"Специальный Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 2 марта 1991 г. регулирует вопросы ограничения деятельности монополистов и создает условия для борьбы с недобросовестной конкуренцией.

Социальные основы гражданского общества также отражены в содержании действующей российской Конституции. Прежде всего следует выделить ст. 7 Конституции где в 1 говорится о России как о социальном государстве, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни человека и его свободного развития.

Введение термина «социальное государство» в текст Конституции подчеркивает обязанность государства проводить определенную социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей и свободное развитие каждого человека.

Закрепляя демократический характер государства, ст. 3 Конституции признает единственным источником власти и носителем суверенитета ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть как непосредственно (через референдумы и свободные выборы), так и через органы государственной власти и местного самоуправления обществен­ные организации.

Впервые в России на конституционном уровне закрепля­ется принцип разделения государственной власти на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную), орга­ны которых являются самостоятельными.

Важное значение для развития политических отношений имеют закрепленные в ст. 13 Конституции РФ демократи­ческие принципы функционирования политической систе­мы. Провозглашение в ней идеологического многообразия, отказ от одной идеологии обогащает политическую жизнь страны, дает возможность гражданину самостоятельно вы­бирать и следовать выбранной им системе взглядов и пред­ставлений. Запрещается существование в обществегосудар­ственной или иной обязательной идеологии[30].


Глава 4. Конституционные основы гражданское общества /137

 


В этой же ст. 13 содержится и другой важный для поли­тической жизни страны принцип — принцип политическо­го многообразия. На его основе возникает возможность уча­ствовать в политической жизни страны у всех социально-политических и иных объединений. Это способствует более полной реализации народовластия в стране, вовлечению в политическую деятельность новых групп населения, фор­мированию легальной политической оппозиции, многопартийной системы.

Для того, чтобы реализация принципа политического плюрализма не принесла ущерба обществу, в ч. 5 ст. 13 (Конституции РФ вводятся ограничения в отношении тех общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружен­ных формирований, разжигание социальной, расовой, на­циональной и религиозной розни.

Политический плюрализм, предоставляя свободу поли­тических действий в рамках закона, позволяет беспартий­ным гражданам России участвовать в политическом процес­се, лично или с помощью независимых объединений и дви­жений.

 


Конституционное право Российской Федерации


 


Глава 5. Основы конституционного строя Российской Федерации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: