Лекция « Социальные институты и социальный контроль»

Продолжение лекции «Социальное взаимодействие»

 

Когда взаимодействия превращаются в стабильную систему, то они становятся социальными отношениями.

Социальные отношения определяются природой самого общества, воспроизводят его (общество), поддерживают социальный порядок. Социальные отношения складываются между людьми как субъектами социальных действий и группами людей.

В отличие от социального взаимодействия социальные отношения – это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (может, даже и неформальными). В данной системе выделяют следующие элементы:

субъекты – стороны, между которыми возникают отношения;

объекты – то, по поводу чего возникают отношения;

потребности – отношения между субъектами и объектами;

интересы – отношения субъект-субъект;

ценности – отношения между идеалами взаимодействующих субъектов.

Основные выводы:

1. Взаимодействие -это процесс воздействия людей и групп друг на друга. Любое взаимодействие предполагает по меньшей мере двух участников. Взаимодействие может рассматриваться как на микроуровне, так и на макроуровне.

2. Типологии взаимодействия

2.1. Социальное взаимодействие возможно в любой сфере жизни общества. Поэтому можно дать следующую типологию социального взаимодействия по сферам жизнедеятельности:

v экономическое (индивиды выступают как собственники и наемные работники);

v политическое (индивиды противоборствуют или сотрудничают в качестве представителей политических партий, общественных движений, а также в качестве субъектов государственной власти);

v профессиональное (индивиды участвуют как представители разных профессий);

v демографическое (включая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас);

v семейно-родственное;

v территориально-поселенческое (происходят столкновение, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, постоянно и временно проживающими и т. п.);

v религиозное (подразумевает контакты между представителями разных религий, а также верующими и атеистами).

2. По интенсивности и длительности взаимодействия можно выделить:

v Контакт как простейшую форму взаимодействия.

v Социальные действия.

v Социальные отношения

3.По характеру взаимодействия можно выделить три основные формы:

v кооперация — сотрудничество индивидов для решения общей задачи;

v конкуренция — индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (материальными и духовными благами);

v конфликт — скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.

 

Лекция «Социальные институты и социальный контроль»

Социальные отношения функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.

Социальными институтами (от лат. institutum — устройство) называются элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. Именно такие институты общества, как государство, образование, семья и т.д., упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе.

Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества.

В соответствии с этой целью выделяют функции институтов:

v удовлетворение потребностей общества;

v регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).

Потребности, которые удовлетворяются социальными институтами, многообразны. Например, потребность общества в безопасности может поддерживаться институтом обороны, духовные потребности — церковью, потребности в познании окружающего мира — наукой. Каждый институт может удовлетворять несколько потребностей (церковь способна удовлетворять собственно религиозные, моральные, культурные потребности), а одна и та же потребность — удовлетворяться разными институтами (духовные потребности могут удовлетворяться искусством, наукой, религией и т.д.).

Процесс удовлетворения потребностей (скажем, потребление товаров) может институционально регулироваться. Например, существуют правовые ограничения на покупку ряда товаров (оружия, алкоголя, табака). Процесс удовлетворения потребности общества в образовании регулируется институтами начального, среднего, высшего образования.

Структуру социального института образуют:

v социальные группы и социальные организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности;

v совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;

v система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);

v идеологические обоснования деятельности социального института;

v социальные ресурсы, используемые в деятельности института.

К признакам социального института относятся:

v совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;

v система культурных образцов, норм, ценностей, символов;

v система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;

v материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;

v общественно признанная миссия, цель, идеология.

В соответствии со сферами общественной жизни можно выделить четыре основные группы институтов:

v экономические институты - разделение труда, собственность, рынок, торговля, заработная плата, банковская система, биржа, менеджмент, маркетинг и т.д.;

v политические институты — государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество;

v институты стратификации и родства - класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство;

v институты культуры — школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь.

Число социальных институтов не ограничивается приведенным списком. Институты многочисленны и разнообразны по своим формам и проявлениям. Крупные институты могут включать в себя институты более низкого уровня. Например, институт образования включает в себя институты начальной, профессиональной и высшей школы; суд — институты адвокатуры, прокуратуры, судейства; семья — институты материнства, усыновления и т.д.Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни институты могут исчезать (например, институт рабства), а другие — появляться (институт рекламы или институт гражданского общества). Формирование социального института называется процессом институционализации.

Институционализация — процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на четких правилах, законах, образцах и ритуалах. Например, процесс институционализации науки — это превращение науки из деятельности одиночек в упорядоченную систему отношений, включающую в себя систему званий, ученых степеней, исследовательских институтов, академий и т.д.

 

Важнейшим условием социального взаимодействия и эффективного функционирования социальной системы является предсказуемость социальных действий и социального поведения людей, в отсутствие которой социальную систему ждут дезорганизация и распад. Общество располагает определенными средствами, с помощью которых обеспечивает воспроизводство существующих социальных отношений и взаимодействий. Одним из таких средств является социальный контроль, основная функция которого заключается в создании условий для устойчивости социальной системы, сохранения социальной стабильности и в то же время для позитивных социальных изменений. Это требует гибкости от социального контроля, в том числе способности распознавать позитивно-конструктивные отклонения от социальных норм, которые следует поощрять, и негативно-дисфункциональные отклонения, к которым надо применять определенные санкции (от лат. sanctio — строжайшее постановление) негативного характера, в том числе правовые.

Таким образом, социальный контроль — это, с одной стороны, механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а с другой — социальная практика их использования.

В целом социальное поведение личности протекает под контролем общества и окружающих людей. Они не только обучают индивида правилам социального поведения в процессе социализации, но и выступают агентами социального контроля, наблюдая за правильностью усвоения образцов социального поведения и их реализации на практике. В этом плане социальный контроль выступает как особая форма и способ социальной регуляции поведения людей в обществе. Социальный контроль проявляется в подчинении индивида социальной группе, в которую он интегрирован, что выражается в осмысленном или спонтанном следовании социальным нормам, предписанным этой группой.

Социальный контроль состоит из двух элементов — социальных норм и социальных санкций.

Социальные нормы — социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей.

Социальные санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: