Деятельностный подход в рамках культурно-исторической школы Л.С. Выготского

В рамках культурно-исторической шко­лы Л.С. Выготского сложилось понима­ние человека как деятельностного существа, преследующего свои цели, задачи, чье поведение и по­ступки невозможно объяснить только с точки зрения рацио­нальности. В основе личности лежит богатство связей человека с миром, проявляющееся 'в предметной деятельности, обще­нии, познании. Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является категория “деятельность”. Деятельность рассматривается при этом в структурном и функциональном аспектах. Структурный аспект предполагает вы­яснение строения самой деятельности и определение составляю­щих ее элементов. Функциональный аспект концентрирует вни­мание на том, как, каким образом осуществляется деятельность.

Итак, изучение личности опосредуется изучением ее дея­тельности и по сути сводится к следующему.

• Определение системообразующего звена, доминантного вида деятельности (профессиональная, познавательная, развлекательная и т. д.).

• Выяснение принципа осуществления деятельности -вынужденная или свободная, отчужденная или неотчуж­денная.

• Изучение характера связи между различными видами деятельности (гармоничный или дисгармоничный), сте­пени их иерархизированности.

• Исследование уровня осуществления каждого из видов деятельности.

Ни один из приведенных вариантов понимания личности не исчерпывает этого феномена целиком, каждый из них рассматри­вает отдельные ее проявления, возводя их в ранг наиболее важ­ных, основополагающих. Очевидно, что создание социологической объяснительной модели личности - дело будущего.

Сегодня в социологии понятие “личность” употребляется, как правило, в двух значениях: а) для обозначения индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности; б) для обозначения устойчивой системы социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.

 

Социализация личности

Причины изучения процесса социализации

Социологию интересует в первую оче­редь типическое — и в этом плане на­дындивидуальное - в личности, объясняемое как следствие неоднозначного взаимовлияния общества и человека. Поэтому одной из основополагающих проблем социологии личности является изучение процесса социализации, т. е. исследование широкого круга вопросов, связанных с тем, как и благодаря чему человек становится деятельным общест­венным субъектом. Многочисленные сравнительные исследо­вания, проведенные социологами и этнографами в XX в., пока­зали, что не только социальные привычки, обычаи, традиции, но даже темперамент и специфика поведения полов являются продуктом социализации. Так, сами качества маскулинности (мужественности) и феменинности (женственности) не явля­ются, как это долго считалось, “естественными”, т. е. природно-биологически обусловленными (твердый, сильный мужчи­на и мягкая, слабая, преданная женщина). Они формируются доминирующими в том или ином обществе взглядами на образ мужчины и женщины. Так, в одном из африканских племен существует “обратное” распределение половых ролей: женщи­ны несут в себе активное, деятельное, предметно-ориенти­рованное начало, занимаются примитивным производством и являются кормилицами семьи, а мужчины выполняют легкие вспомогательные работы: шьют одежду, делают украшения, убирают жилище и вообще занимают пассивное, подчиненное положение.

 

Содержание понятия «социализация»

История возникновения термина “социализация” связана с недоразумением, вернее, с неточностью при переводе с немец­кого на английский. Тем не менее новое слово прижилось и аккумулировало классическую социологическую проблематику. Понятие “социализация” шире традиционных понятий “обра­зование” и “воспитание”. Образование предполагает передачу определенной суммы знаний. Воспитание понимается как сис­тема целенаправленных, сознательно спланированных дейст­вий, цель которых - формирование у ребенка определенных личностных качеств и навыков поведения. Социализация включает в себя и образование, и воспитание, и сверх того, всю совокупность стихийных, никем не запланированных воздей­ствий, оказывающих влияние на становление личности, на процесс ассимиляции индивидов в социальные группы.

 

Два подхода в определении сущности социализации

Существуют два основных подхода в определении сущно­сти процесса социализации. Согласно первому подходу, социализация - это своеобразный вид дрессировки, это “улица с односторонним движением”, когда активной стороной явля­ется общество, а сам человек - пассивный объект его разнообразных воздействий. Второй подход, с которым согласны в настоящее время подавляющее большинство социологов, ос­нован на парадигме взаимодействия и подчеркивает не только активность, проявляемую со стороны общества (так называе­мых агентов социализации), но и активность, избирательность отдельного индивида. При этом социализация рассматривается как процесс, который продолжается в течение всей жизни че­ловека. Принято выделять первичную социализацию, охваты­вающую период детства, и вторичную социализацию, зани­мающую более длительный временной промежуток и вклю­чающую в себя также зрелый и преклонный возраст.

Каждое общество заинтересовано в опре­деленном, наилучшим образом соответст­вующем ему типе личности и потому предъявляет свои требования к формиро­ванию социального характера. Это находит свое воплощение в системе образования и воспитания, в средствах массовой ин­формации и т. д. Процесс формирования личности труден и мно­гократно опосредован. На основе одинакового объективного поло­жения, но вследствие разного субъективно-оценочного отношения к нему могут складываться различные типы личности.

 

Социальная типология личности

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: