а) З.Фрейд;
б) Дж.Хоманс;
в) Б.Скиннер;
г) Л.Выготский.
3.Ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания - это
а) реалисты;
б) идеалисты;
в) традиционисты;
г) гедонистические материалисты.
4. Процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного " Я " проявляется уникальность данного индивида как личности, называется
а) культурой;
б) социальным взаимодействием;
в) социализацией;
г) социальным движением.
5.Тип личности, который реально преобладает в данном обществе, называется:
а) идеальный;
б) модальный;
в) базисный.
6.За основу типизации личности берет специфику социального действия
а) К.Маркс;
б) М.Вебер;
в) Э.Фромм;
г) Э.Фрейд.
7.Тип личности, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития, называется
а) базисный;
б) модальный;
в) идеальный.
8.Сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, - это
|
|
а) реалисты;
б) идеалисты;
в) традиционисты;
г) гедонистические материалисты.
9.Личность как система реакций на различные стимулы рассматривается в рамках концепции
а) психологической;
б) поведенческой;
в) деятельной.
10.Совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, - это
а) индивид;
б) человек;
в) индивидуальность;
г) личность.
11.Низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие характерно для
а) традиционистов;
б) реалистов;
в) идеалистов;
г) фрустрированного типа личности.
12.Социализация длится
а) до окончания формирования человека как личности;
б) всю жизнь человека;
в) с начала подросткового возраста;
г) до вступления в трудовую жизнь.
Глава 5. Социальные роли и личность
Ролевая концепция личности
Ролевая концепция как специальная социологическая теория личности
В научной литературе утвердилось мнение, что специальной социологической теорией личности является ролевая концепция, в понятийном аппарате которой ведущими выступают “социальный статус” (положение в социальной структуре) и связанные с ним требования или “ролевые предписания” (См., например: Ядов В.А. Социальная психология личности //Социальная психология. История, тенденции, эмпирические исследования. Л., 1979. С. 88).
Понятие «социальная роль» в различных социологических концепциях
Понятие “социальная роль ” было выработано в начале XX в. в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, позднее — Т. Парсонса, Т. Шибутани, Р. Липтона и др. В дальнейшем оно получило отражение в различных социологических построениях, прежде всего функционалистских и интеракционистских. В последнем случае имеются в виду конвенциальные и межличностные роли. В функциональном понимании определение социальной роли дано Р. Липтоном через статусные позиции, права и обязанности личности. В нашей стране ролевая концепция личности разрабатывалась И.С. Коном, В.А. Ядовым и др. (См.: Кон И.С. Социология личности. М., 1976; Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности. М., 1976).
|
|
Широко используется указанное понятие в концепциях, отождествляющих жизненные ситуации с игрой и сводящие деятельность человека к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных ситуациях. Понятия “социальная роль” и “игра” отражают определенные повторяющиеся жизненные ситуации, например, с их помощью удается точнее описать факты приспособления человека к определенным условиям. Кроме того, “ролевая теория” неплохо объясняет феномены отчуждения и конформизма.
Исследуя соответствие индивидуальной мотивации общественным нормам и ценностям, а также выполнение людьми предписанных им правил, последователи ролевой теории широко используют ситуацию актера и роли или двух актеров. При этом часто ссылаются на следующие слова пьесы В. Шекспира “Как вам это понравится”:
Весь мир — театр
В нем женщины, мужчины — все актеры
У них есть выходы, уходы.
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той.
Младенец, школьник, юноша, любовник,
Солдат, судья, старик.
Каждая роль требует от актера определенного поведения. Стало быть, это поведение может соответствовать или не соответствовать ожидаемому. От актера требуются определенные действия, да и сам он оценивает себя в зависимости от того, какую роль играет и какую роль хотел бы играть на “сцене”, именуемой жизнью. Но коль скоро общество к каждому своему члену предъявляет определенные требования, то ему всегда приходится к ним приспосабливаться, т.е. “играть роль”. В результате и возникают так называемые ролевые ситуации, в связи с которыми определяются интересы и мотивы в поведении людей.
Два типа социальных ролей (по Т. Шибутани)
Различают (например, Т. Шибутани) два типа социальных ролей — конвенциальные и межличностные. Первые означают предписанный образец поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Вторые определяются взаимодействием людей друг с другом. Каждый человек, по мнению Т. Шибутани, играет какую-то роль, поэтому именно роль, а не сам человек, является той единицей, которая подлежит изучению. В соответствии с исходными положениями автор различает “играние роли” и “принятие роли”. Под игранием роли понимается организация поведения в соответствии с групповыми нормами, а под принятием роли — требование к действующему лицу, чтобы оно всегда представляло себя на месте другого человека, чтобы стремилось вообразить, как оно само выглядело бы с точки зрения другого человека. В соответствии с этим предлагается следующий способ разрешения жизненных конфликтов и противоречий: “Сложное приспособление возможно благодаря тому, что, понимая роли других, человек может представить себе, как они будут реагировать на то, что он делает или собирается делать, но чтобы понять это, участник должен представить самого себя в положении другого. Покупатель, например, может вообразить, как его просьба прозвучит для продавца, и соответственно подобрать выражения” (Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. С. 46).