Автором деятельного подхода в изучении личности является

а) З.Фрейд;

б) Дж.Хоманс;

в) Б.Скиннер;

г) Л.Выготский.

 

3.Ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания - это

а) реалисты;

б) идеалисты;

в) традиционисты;

г) гедонистические материалисты.

 

4. Процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного " Я " проявляется уникальность данного индивида как личности, называется

а) культурой;

б) социальным взаимодействием;

в) социализацией;

г) социальным движением.

 

5.Тип личности, который реально преобладает в данном обществе, называется:

а) идеальный;

б) модальный;

в) базисный.

 

6.За основу типизации личности берет специфику социального действия

а) К.Маркс;

б) М.Вебер;

в) Э.Фромм;

г) Э.Фрейд.

7.Тип личности, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития, называется

а) базисный;

б) модальный;

в) идеальный.

 

8.Сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, - это

      а) реалисты;

б) идеалисты;

в) традиционисты;

г) гедонистические материалисты.

 

9.Личность как система реакций на различные стимулы рассматривается в рамках концепции

а) психологической;

б) поведенческой;

в) деятельной.

 

10.Совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, - это

          а) индивид;

          б) человек;

          в) индивидуальность;

          г) личность.

 

11.Низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие характерно для

          а) традиционистов;

          б) реалистов;

          в) идеалистов;

          г) фрустрированного типа личности.

 

12.Социализация длится

          а) до окончания формирования человека как личности;

          б) всю жизнь человека;

          в) с начала подросткового возраста;

          г) до вступления в трудовую жизнь.

 

Глава 5. Социальные роли и личность

 

Ролевая концепция личности

 

Ролевая концепция как специальная социологическая теория личности

В научной литературе утверди­лось мнение, что специальной социологической теорией личнос­ти является ролевая концепция, в понятийном аппарате которой ведущими выступают “социальный статус” (положение в социаль­ной структуре) и связанные с ним требования или “ролевые пред­писания” (См., например: Ядов В.А. Социальная психология личности //Социальная психология. История, тенденции, эмпиричес­кие исследования. Л., 1979. С. 88).

 

Понятие «социальная роль» в различных социологических концепциях

Понятие “социальная роль было выработано в начале XX в. в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, позднее — Т. Парсонса, Т. Шибутани, Р. Липтона и др. В дальнейшем оно получило отражение в различных социологических построениях, прежде всего функционалистских и интеракционистских. В последнем случае имеются в виду конвенциальные и межличностные роли. В функциональном понимании определение социальной роли дано Р. Липтоном че­рез статусные позиции, права и обязанности личности. В нашей стране ролевая концепция личности разрабатывалась И.С. Коном, В.А. Ядовым и др. (См.: Кон И.С. Социология личности. М., 1976; Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности. М., 1976).

Широко используется указанное понятие в концепциях, ото­ждествляющих жизненные ситуации с игрой и сводящие деятель­ность человека к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных ситуациях. Понятия “социальная роль” и “игра” отражают определенные повторяющиеся жизненные ситуации, например, с их помощью удается точнее описать факты приспо­собления человека к определенным условиям. Кроме того, “роле­вая теория” неплохо объясняет феномены отчуждения и конфор­мизма.

Исследуя соответствие индивидуальной мотивации обществен­ным нормам и ценностям, а также выполнение людьми предпи­санных им правил, последователи ролевой теории широко исполь­зуют ситуацию актера и роли или двух актеров. При этом часто ссылаются на следующие слова пьесы В. Шекспира “Как вам это понравится”:

Весь мир — театр

В нем женщины, мужчины — все актеры

У них есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той.

Младенец, школьник, юноша, любовник,

Солдат, судья, старик.

Каждая роль требует от актера определенного поведения. Ста­ло быть, это поведение может соответствовать или не соответство­вать ожидаемому. От актера требуются определенные действия, да и сам он оценивает себя в зависимости от того, какую роль играет и какую роль хотел бы играть на “сцене”, именуемой жизнью. Но коль скоро общество к каждому своему члену предъявляет опреде­ленные требования, то ему всегда приходится к ним приспосабли­ваться, т.е. “играть роль”. В результате и возникают так называе­мые ролевые ситуации, в связи с которыми определяются интере­сы и мотивы в поведении людей.

 

Два типа социальных ролей (по Т. Шибутани)

Различают (например, Т. Шибутани) два типа социальных ролей — конвенциальные и межличностные. Первые означают пред­писанный образец поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Вторые определяются взаимодейст­вием людей друг с другом. Каждый человек, по мнению Т. Шибу­тани, играет какую-то роль, поэтому именно роль, а не сам чело­век, является той единицей, которая подлежит изучению. В соот­ветствии с исходными положениями автор различает “играние роли” и “принятие роли”. Под игранием роли понимается организация поведения в соответствии с групповыми нормами, а под приняти­ем роли — требование к действующему лицу, чтобы оно всегда представляло себя на месте другого человека, чтобы стремилось вообразить, как оно само выглядело бы с точки зрения другого человека. В соответствии с этим предлагается следующий способ разрешения жизненных конфликтов и противоречий: “Сложное приспособление возможно благодаря тому, что, понимая роли дру­гих, человек может представить себе, как они будут реагировать на то, что он делает или собирается делать, но чтобы понять это, участник должен представить самого себя в положении другого. Покупатель, например, может вообразить, как его просьба прозву­чит для продавца, и соответственно подобрать выражения” (Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. С. 46).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: