Ути́ли́та — вспомогательная компьютерная программа в составе общего программного обеспечения для выполнения специализированных типовых задач, связанных с работой оборудования и операционной системы (ОС).
Утилиты предоставляют доступ к возможностям (параметрам, настройкам, установкам), недоступным без их применения, либо делают процесс изменения некоторых параметров проще (автоматизируют его).
Утилиты могут входить в состав операционных систем, идти в комплекте со специализированным оборудованием или распространяться отдельно.
По зависимости от операционной системы можно различать[2]:
· Независимые утилиты, не требующие для своей работы операционной системы,
· Системные утилиты, входящие в поставку ОС и требующие её наличия,
· Оптимизатор диска для восстановления целостности файловой системы и дефрагментации.
Виды утилит по функциям
· Диспетчеры файлов;
· Архиваторы (с возможным сжатием данных);
· Просмотрщики;
· Утилиты для диагностики аппаратного или программного обеспечения;
|
|
· Утилиты восстановления после сбоев;
· Оптимизатор диска — вид утилиты для оптимизации размещения файлов на дисковом накопителе, например, путём дефрагментации диска;
· Шредеры файлов;
· Деинсталлятор — программа для удаления программного обеспечения[3];
· Утилиты управления процессами.
Электронный обмен данными (EDI).
В современных условиях даже небольшая коммерческая фирма «пропускает» через себя огромное количество коммерческих и финансовых документов.
Использование традиционных схем бумажной или даже электронной (посредством e-mail) работы с документами существенно ограничивает потенциал развития бизнеса из-за присущих этим схемам недостатков.
Типовая схема оформления торговых сделок предполагает следующие действия:
· для осуществления торговых операций формируется бумажный документ;
· данный документ передается по каналам факсимильной связи, e-mail или другим каналам передачи данных адресату;
· деловой партнер, получивший электронный документ воспроизводит его на бумаге и использует в дальнейшем для отчета;
· с принятого документа вручную осуществляется ввод необходимых данных в информационную (учетную) систему своего предприятия.
На основе информации из документов генерируются новые бумажные документы и передаются в иные ведомства.
EDI – это технология автоматизированного обмена электронными сообщениями в стандартизированных форматах между бизнес-партнерами.
Номер GLN – это глобальный уникальный цифровой код, идентифицирующий участника в цепи поставок (контрагента или его структурное подразделение или объект).
|
|
Использование идентификационных номеров GLN обеспечивает компаниям универсальный метод идентификации объекта как внутри, так и за пределами компании.
При полном соблюдении стандартов GS1 по номеру GLN становится возможным извлечение из глобального регистра участников системы GS1 (GEPIR) следующей информации:
· тип объекта (производственный центр, складское помещение, торговый офис, офис компании и т.д.);
· регион;
· почтовый адрес;
· номер телефона, факса;
· контактное лицо;
· информация о банковских реквизитах;
· требования и ограничения доставки и пр.