Различия между понятиями «институт»и «группа»

В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом самые разные социальные единицы. Это могут быть учебные и научные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. Среди социологов нет полного согласия в понимании этого термина. Некоторые социологи применяют его только к крупномасштабным организациям (например, к комитетам, объединениям и т.п.), используя для малых организаций термин «группа» или «ассоциация». На самом деле между понятиями «институт» и «группа» имеется существенное внутреннее различие. Если группа – это совокупность взаимодействующих индивидов, то институт является системой социальных связей и совокупностью социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности, т.е. реализуемых на практике. Представляется, что можно дать следующее формальное определение социального института: социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.  

 

Назначение институтов

Социальные связи институтов и между институтами организуют общественную жизнь. Назначение институтов – создание удобств для социально направленного взаимодействия людей и обеспечение непрерывности общественной жизни через механизмы воспроизводства, преемственности и адаптации.

Институт – это буквально «установление». Исходя из опыта и осмысления жизни, люди отбирают наиболее удобные формы организации своей деятельности, регулирования отношений. Постепенно они убедились, что ритуализация (т.е. подчинение определенным правилам и порядку) жизни обеспечивает контроль, сходство, предсказуемость поведения и целесообразность и полезность скоординированных действий.

 

Виды социальных институтов

Стержнем институтов являются связи и традиционная «заданность», наличие определенных регуляторов (системы запретов – табу, идей, нравов, и т.д.).

Приспосабливаясь к изменениям в обществе, институт расширял свое влияние и функции. Процесс институциализации охватывал не только семейно – бытовые, религиозные отношения, но и другие сферы. Институциональными (т.е. регулируемыми посредством разнообразных норм и правил) становятся труд, научное творчество, досуг, процессы властвования – подчинения и т.д. Английский социолог Герберт Спенсер разделял институты на три вида:

1) продолжающие род (брак, семья);

2) распределительные (экономические);

3) регулирующие (религиозные, политические).

 

Области действия основных институтов

Социальные институты поддерживают порядок, адаптивность (приспособляемость) к изменениям внутренним и во внешней среде, регулируют обмен интересами и деятельностью. От институтов зависит определение статуса людей (по их родству, гражданству, национальной принадлежности и т.д.). Институциональный контроль осуществляется за распределением ресурсов, комфортом жизни, уровнем требований общества к гражданам данного государства, а также за качеством исполнения ролевых предписаний и за системой кар и наград, обеспечивающей общеобязательность некоторых стандартов поведения и ритуализацию жизни в целом.

Усложнялись цели, развивались информационные трассы, совершенствовались технологии информационного обмена, формализовывались деловые отношения – в итоге усилилась потребность общества в социальных институтах. Они нужны были, чтобы унифицировать (обобщить, сделать одинаковыми) стандарты поведения, сделать универсальными (общепринятыми) ролевые функции в определенных ситуациях.

 

Институт как тип организации общества

Институт предстает как тип организации общества, обеспечивающий устойчивость жизни и обновление стереотипов поведения людей. Образцы поведения и привычки сознания, технологии контроля и стимулирования постепенно становятся нормативными (т.е. предписывающими и регулирующими), вводят людей в определенные границы возможностей общества.

Немецкий социолог Макс Вебер считал социальный институт рационально упорядоченным союзом, в основе которого - проектирование шансов и утрат, т.е. выгод и ожидание определенного поведения других в «игре по правилам». Он подчеркивал важность тех институциональных связей, которые обеспечивают социализацию людей и порядок в обществе. Само общество существует как договор о цели, средствах и порядке во имя общего согласия и для реализации общих интересов. Особенность такого «рационально упорядоченного по союза» по отношению к отдельному человеку состоит в том, что его в этот союз «зачисляют без согласия», власть обеспечивает порядок без спроса, а при сопротивлении принуждает к повиновению при молчаливом согласии других людей. Так действует любой институт, включая государство, семью, церковь.

 

Основные элементы социальных институтов

В структуре института можно выделить четыре основных элемента:

1) людей и учреждения, обеспечивающих его деятельность;

2) соответствующую инфраструктуру, предметно – вещную среду;

3) ритуализацию отношений;

4) целесообразно – ориентированные стандарты – нормы, образцы, ценности и механизм их применения в институциональных связей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: