Латентные функции социальных институтов

Наряду с прямыми результатами действия социальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированных заранее. Эти результаты могут иметь большое значение для общества. Так, церковь стремится в наибольшей степени закрепить свое влияние через идеологию, внедрение веры и часто достигает успеха в этом. Однако независимо от целей церкви появляются люди, которые ради религии оставляют производственную деятельность. Фанатики начинают гонения на иноверцев, и может появиться возможность крупных социальных конфликтов на религиозной почве. Семья стремится приобщить ребенка к принятым нормам семейной жизни, однако часто бывает так, что семейное воспитание к конфликту индивида с культурной группой и служит защите интересов определенных социальных слоев.

Наиболее выпукло существование латентных функций институтов показано Т. Вебленом, который писал, что было бы наивно утверждать, что люди едят черную икру потому, что хотят утолить голод, и покупают роскошный «кадиллак» потому, что хотят приобрести хорошую машину. Очевидно, что эти вещи приобретаются не для удовлетворения явных насущных потребностей. Т. Веблен делает отсюда вывод о том, что производство предметов потребления выполняет скрытую, латентную функцию – оно удовлетворяет потребности людей в повышении собственного престижа. Такое понимание значения института производства предметов потребления в корне меняет мнение о его деятельности, задачах и условиях функционирования.

 Латентные функции, таким образом, являются тем предметом, который прежде всего должен интересовать исследователя социальных структур. Трудность в их распознании компенсируется созданием достоверной картины социальных связей и особенностей социальных объектов, а также возможностью контроля за их развитием и управления протекающими в них социальными процессами.

           

 

                                   Вопросы для самоконтроля

 

1. Что такое социальный институт? Какие компоненты входят в его структуру?

2. Каким образом происходит процесс институализации? Какова последовательность этого процесса?

3. Какие типы функций социальных институтов можно выделить? Как они соотносятся друг с другом?

 

ТЕСТ

1.Социологи считают, что основных социальных институтов в развитом обществе

              а) три;

              б) пять;

              в) восемь;

              г) семь.

 

2.Институт, выполняющий репродуктивную функцию в обществе, - это

              а) экономика;

              б) образование;

              в) семья;

              г) политика.

 

3.С точки зрения Г.Спенсера к регулирующим институтам относятся

              а) семья;

              б) экономика;

              в) религия;

          г) политика.

4.Рассматривал социальный институт как рационально упорядоченный союз, в основе которого проектирование шансов и утрат

          а) Г.Спенсер;

          б) М.Вебер;

          в) К.Маркс;

          г) Дж.Хоманс.

 

5.Организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества – это

          а) группа;

          б) социальный институт;

          в) социальная организация;

          г) социальная норма.

 

6 В структуре социального института выделяют следующие элементы: 1) правила обмена, 2) ритуализация отношений, 3) целесообразно-ориентированные стандарты, 4) агенты обмена

          а) 1;

          б) 1, 4;

          в) 2, 3;

          г) 3.

7.Процесс определения и закрепления социальных норм и правил, статусов и ролей, приведение их в систему – это

          а) социализация;

          б) институциализация;

          в) взаимодействие;

          г) адаптация.

 

 

Глава 9. Социальные группы и организации

Понятие социальной группы. Факторы, влияющие на ее формирование

Понятие социальной группы

Понятие группы занимает одно из центральных мест в социологии. Группа - это такая совокупность людей, которые объединяются на основе совместной деятельности, общих целей. Она имеет свою систему жизненных ориентаций, норм поведения, культуру и психологию. Социальная группа - это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Не только общество, но и отдельный человек живет по законам группы. Доказано, что многие особенности человека - способность к абстрактному мышлению, речь, язык нравственность являются итогом групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, закладываются основы социальной жизни.

Современное общество представляет собой совокупность многих сотен и тысяч различных социальных групп, больших и малых, формальных и неформальных. Обозначим наиболее важные факторы, влияющие на формирование группы.

Размер группы

1. Размер группы, или ее численность. Минимальная численность - два человека или диада дает возможность совместных действий и решений элементарных проблем (например, семья из 2-х человек). На максимальный размер указать сложнее, так как известны примеры социальных групп и в миллионах человек: классы, нации, общество в целом. Но наиболее известный тип так называемой малой группы имеет численность от двух до 10-15 человек. Для многих из них характерны близкие, доверительные отношения, неформальные отношения. К малым группам обычно относят семью, круг друзей, первичный трудовой коллектив и др. Однако не все малые группы характеризуются близкими и доверительными отношениями, существует множество малых групп с преобладанием формальных отношений, подобные группы обычно создаются для решения социальных задач: это школьный класс, студенческая группа, спортивная команда и т.д. Такого рода группы имеют четко обозначенные правовые нормы своей организации, что не исключает и неформальные формы общения.

Противоположностью малых групп являются большие группы, такие как социальные слои, классы, организации, территориальные поселения, государства.

Важной с точки зрения и теории, и практики является проблема оптимальной численности группы. Эта проблема часто возникает в учебной и трудовой деятельности: какова должна быть их оптимальная численность - школьного класса, студенческой группы или производственного коллектива для наиболее эффективной учебы и работы. Согласно многим исследованиям оптимальная цифра - порядка 7-9 человек.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: