II. Современный урок музыки во главу угла ставит качество воплощения художественно-педагогической идеи

Воплощение разнообразных художественно-педагогических идей обусловливает большое разнообразие типов урока. На новом этапе развития образования на первый план дидактика выдвигает идею целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке. Цель урока должна обеспечить реализацию художественно-педагогической идеи урока, соответственно воплотившись в определенные типы уроков.

III. Одним из основных критериев качества урока является целостность, обеспечиваемая темой, художественно-педагогической идеей, логикой выстраивания дидактического материала, последовательностью педагогических воздействий, подчиненностью содержания урока достижению цели урока.

Целостность урока музыки в первую очередь обусловлена стилем (художественно-историческим, национальным, авторским), жанром (во всем многообразии этого понятия) и интонационной атмосферой. Можно выстраивать музыкальную архитектонику либо по принципу подобия, погружения в определенный круг интонаций, либо по принципу контраста, сопоставления различных интонационных пластов, позволяющих выявлять и сравнивать особенности комплекса выразительных средств, характерных для определенного стиля и жанра.

IV. Центром любого урока является Личность ребенка, высшей целью, сверхзадачей — развитие Личности. Реализация личностно-ориентированного подхода определяет отношение к ученику как к субъекту обучения, учитель и ученик, таким образом, вступают в субъект-субъектные отношения. Образовательная парадигма, сущностью которой являлось ОБУЧЕНИЕ, сменяется новой парадигмой, основная идея которой — УЧЕНИЕ. Мастерство учителя в современных условиях заключается в том, чтобы, обучая, создавать условия для включения учащихся в процесс УЧЕНИЯ, организовывать самостоятельную работу по добыванию знаний, обеспечивать необходимую мотивацию, высокую эмоционально-познавательную и творческую активность учащихся, развивать музыкальное мышление. В силу низкого уровня музыкальной грамотности учащихся и слабой материально-технической оснащенности кабинетов музыки в школах, учителя музыки недостаточно уделяют внимание организации самостоятельной учебной деятельности учащихся на уроке. С появлением информационных и мультимедийных технологий расширяются возможности внедрения разных видов самостоятельной учебной деятельности учащихся — это работа на компьютерах с midi-клавиатурой, создание презентаций по теме урока, поиск информации в Интернете, использование возможностей анимации и т. д. и т. д. Однако в настоящее время потенциал, заложенный в содержании музыкального образования, полностью не используется. Необходимо широкое внедрение в практику инновационных макротехнологий[4] (макротехнология охватывает деятельность в рамках какой-либо учебной дисциплины), прошедших апробацию в работе педагогов-мастеров:

•   применение технологии развития у учащихся критического мышления;

•   систематическое использование методов и форм проблемного обучения;

•   применение технологии разработки учебных проектов;

•   проведение уроков на основе технологии педагогических мастерских;

•   алгоритмизация действий учащихся по решению учебных задач. В качестве примера можно привести алгоритм художественно-педагогического анализа, алгоритм разучивания песен, алгоритм формированияслуховых представлений, алгоритм сольфеджирования и т. д.;

•   использование и сочетание разных форм фронтальной,групповой и индивидуальной работы на уроке. Дифференцированный уровень заданий, позволяющийуспешно учиться слабым и активно развиваться способным детям. Опора в работе на группы сильныхучеников, которые определяют возможность обученияна высоком уровне трудности и позволяют постепенно подтягивать к ним соответственно возможностямостальных детей. Такой подход, например, в певческойдеятельности соответствует древним традициям богослужебного пения, где опытный распевщик объединялвокруг себя нескольких неопытных певцов, обучая ихи ведя за собой в процессе пения;

•   использование информационных и мультимедийныхтехнологий для организации самостоятельной работыучащихся;

•   введение инновационных форм оценивания знанийучащихся, таких, как взаимооценка, рейтинговая (накопительная) система оценки, портфолио, именныесертификаты, жетонная система и т. п.

На уровне мезотехнологий (мезотехнологиинаправлены на решение локальных дидактических или воспитательных задач)[5] это:

•   работа с учебником, с партитурами изучаемых песен,с нотным текстом прослушиваемых произведений;

•   различные виды музыкальных диктантов; дидактические музыкальные игры;

•   широкое применение разнообразных тестов. Учащимся предлагаются тесты на определение регистра,лада, метра, тембра певческих голосов и тембра различных инструментов. В рамках методики стилеслухового анализа предлагается система тестов наопределение стиля: художественно-исторического,национального, авторского, исполнительского;

•   создание и использование опорных схем в процессевосприятия музыки (А В А — трехчастная форма,А В А С А — форма-рондо, A Al A2 A3 — форма вариаций и т. д.);

•   создание творческих продуктов как в области музыкального искусства, так и в других видах художественной деятельности;

•   активное привлечение учащихся к созданию исполнительской интерпретации в ходе хорового и инструментального исполнения;

Уровеньусвоения Названиеуровня Характеристикауровня
0 (нулевой) Понимание Отсутствие у обучающегося опыта (знаний) в конкретном виде деятельности. Понимание свидетельствует о способности к восприятию новой информации.
I Узнавание Репродуктивное выполнение операций деятельности, с опорой на описание действия, подсказку, намек (репродуктивное действие).
II       Воспроизведение Самостоятельное воспроизведение и применение информации в ранее рассмотренных типовых ситуациях (репродуктивная деятельность).
III Применение Использование приобретенных знаний и умений в нетиповых ситуациях (продуктивная деятельность).
IV Творчество Создание новых правил и алгоритмов действий в известной сфере деятельности, в непредвидимых ситуациях (творческая деятельность).

•   разнообразие видов музицирования на уроке музыки:певческая и музыкально-пластическая деятельность,игра на детских, а также ударных и духовых инструментах. Инструментальное музицирование, в частности обучение учащихся игре на свирелях и блокфлейтах, обусловлено стремлением учителей музыкиактивизировать формы приобщения к музыке, поисками путей мотивации мотивации к музыкальнымзанятиям.

V. Комплексный подход к содержанию каждого урокапозволяет органично сочетать различные виды музыкальнойдеятельности учащихся. Урок музыки как урок искусствапредполагает многообразие игровых методов работы, элементы театрализации, обращение к миру сказки.

VI. Освоение на различном психологическом уровне ключевых знаний понятийного аппарата музыкального искусства. В. П. Беспалько выделяет четыре уровня обучения[6]:

I   уровень — знания-знакомства',

II  уровень — знания-копии;

III уровень — знания-умения;

IV уровень — знания-трансформации.

        

Предполагается, что разным уровням обучения надо учить по-разному. Понимание того факта, что большая часть наших знаний о музыке рождается в процессе музыкальной деятельности, в опыте чувственного восприятия, приводит к выводу об ограничении круга теоретических понятий, которые могут изучаться на уроках музыки. По моему мнению, в общеобразовательной школе учащиеся должны освоить содержание основных понятий музыкального искусства на уровнях узнавания (слышания) — воспроизведения (применения):

•   интонация, лад (мажорный, минорный, переменный), регистр;

•   метр, ритм, размер, основные длительности (четверть, восьмая, половинная, целая);

•   мелодия, аккомпанемент, гармония, полифония, фактура (склад);

•   основные способы развития по Л. Берстайну[7]: повторение, варьирование, секвенция, полифонические способы развития (имитация, канон, сжатие, увеличение и т. д.), разрушение, динамическое развитие;

•   основные принципы формообразования: повторение, вариант, контраст и т. д.;

•   основные формы построения музыки: двухчастная, трехчастная, рондо, вариации.

В то же время без овладения определенным терминологическим аппаратом невозможно освоение любой области и науки, и искусства, поэтому так важен отбор терминов-понятий на каждом этапе обучения, степень их обобщенности и конкретизация необходимого уровня освоения. Алгоритм освоения теоретических понятий основан на слуховом опыте, поэтому необходимо сохранять его на всем протяжении обучения:

•   слушание и накопление слухового опыта;

•   узнавание на слух;

•   осмысление-понимание услышанного;

•   введение названия-термина;

•   постоянное использование термина в работе учителеми учащимися, закрепление термина;

•   самостоятельное использование термина ученикамив процессе анализа услышанного.

Естественно, что этот алгоритм может сворачиваться, смещаться, однако основной принцип: СЛУШАЮ-ПОНИМАЮ-НАЗЫВАЮ ТЕРМИН нарушаться не должен. Важнейшим моментом обучения является наличие обобщения. Уровень музыкального обучения равен уровню обобщения. Ученик должен всегда понимать, чему был посвящен урок и чему он научился сегодня на уроке.

VII. Все, что звучит на уроке, воспитывает определенное отношение к музыкальному искусству, музыкальный вкус, формирует музыкальную культуру ребенка, поэтому главным принципом выбора дидактического репертуара является опора на высокохудожественный музыкальный материал. Как показывает практика, прежде всего отвечает таким требованиям музыка европейской профессиональной композиторской традиции различных эпох, народное музыкальное творчество, талантливые произведения наших современников. Подобная установка предполагает тщательный отбор музыкальных произведений для разных видов музыкальной деятельности, особенно для слушания музыки. При этом важно, что полнота и качество музыкального восприятия учащихся могут быть обеспечены только ярким и стилистически точным исполнением. Педагог-музыкант должен скрупулезно подбирать весь музыкальный материал урока. На уроке не должно быть случайной музыки, важно найти яркую, образную музыку и для музыкально-дидактических игр, и для входа на урок, и для музыкально-пластических упражнений, и в то же время обеспечить корреляцию всего музыкального материала на уроке. Например: русские народные песни — основной интонационный и мелодический материал для освоения лада, сольфеджирования, распевания в начальной школе, а материалом для распевания в пятых — восьмых классах становятся темы вокальных и инструментальных произведений, звучащих на уроке (в начальной школе такой прием применяется эпизодически).

VIII. Определяющее значение на уроке должны иметь формы и методы художественной деятельности, которые предполагают органическое сочетание различных видов творческой музыкальной и музыкально-ориентированной деятельности. Прежде всего, это различные виды вокальной, хоровой, ритмической, инструментальной импровизации, создание ритмического сопровождения к песням, прослушиваемым произведениям и т. п.

Обогащение содержания урока музыки обеспечивается посредством межпредметных связей, интеграции с другими видами искусств, при сохранении ведущей роли музыкального искусства.

Большое значение имеет творческая деятельность детей в области изобразительного искусства:

•   создание иллюстраций к музыкальным произведениям, рисунков, коллажей, вышивок, работ по дереву;

•   создание декораций, сценических макетов, деталей костюмов к музыкальным спектаклям;

•   создание портретов сказочных персонажей (Бабы-яги, Кикиморы, Лешего) из пластилина, глины, гипса и т. д.

Литературная творческая деятельность, позволяет вербализировать художественные переживания, рождаемые в процессе диалога с музыкой, облечь их в форму эссе, сочинения, стихотворения.

IX. Творческий подход к проектированию каждого урока и системы уроков по теме. Вдумчивая подготовка учителя к каждому уроку, проявляющаяся в нахождении оптимальных педагогических технологий и методов, соответствующих теме урока, гибкость и логика в проектировании архитектоники и драматургии урока. Структура урока должна постоянно варьироваться: сегодня урок начинается с распевания, завтра — с теста на определение тембра, стиля, а следующий урок — с прослушивания и анализа нового музыкального произведения. Хороший урок предполагает разнообразие видов музыкальной деятельности детей.

На уроках музыки в начальной школе важно постоянно переключать внимание детей с одного вида музыкальной деятельности на другой, часто (примерно через 5-7 минут) менять задачи и задания. В любом возрасте следует предусмотреть чередование сложных, требующих большого напряжения заданий, и более легких, возможность разрядки после напряжения (игра, движение и т. д.), и все это соотнести с задачами драматургического развития урока. Необходимо соблюдать соотношение нового материала и повторения, закрепления пройденного и повторения в новых условиях, на новом уровне.

X. В современных условиях особое внимание необходимо уделять системе оценки музыкальных знаний, уменийи навыков учащихся на уроке, системе стимуляции коллективной и индивидуальной музыкальной и творческой деятельности. Необходимо использовать инновационные технологии оценивания, такие, например, как портфолио,рейтинговая система оценки, постоянно работать над формированием у учащихся мотивации к музыкальной деятельности. Похвала — главное «оружие», главная форма оценки,используемая педагогом-музыкантом. По моему глубокомуубеждению, надо хвалить детей как можно чаще, а главное,искренне, осуществляя дифференцированный подходв оценке их музыкальной деятельности. Оценивать каждого ребенка в тех видах музыкальной деятельности, в которыхон проявил себя наиболее успешно, воплощая в жизнь главный принцип педагогики музыкального образования — принцип успешности.

XI. Полноценный диалог с музыкальным произведением может обеспечить только полное взаимопонимание, психологический и духовный контакт педагога и учеников в процессе общения с музыкой и посредством музыки, а также сопричастность, соучастие, сопереживание, единение учителя и классного коллектива в процессе музицирования. Подобный подходобеспечивает активное воздействие на мировосприятие, мироощущение ребенка. Музыка — общение — знание — путь нравственного формирования личности на уроках музыки.

XII. Работа учителя предполагает постоянную психолого-педагогическую диагностику развития познавательных интересов учащихся в области музыкального искусства, эффективности музыкально-педагогического процесса в целом и постоянную гибкую его коррекцию в связи со складывающимися реалиями. С этой точки зрения надо серьезно анализировать все устные и письменные оценочные суждения учащихся, которые связаны как с обсуждением конкретного музыкального образа, так и с отношением к различным явлениям музыкального искусства. Прежде всего,такой подход предполагает постоянную диагностику уровня развития музыкальных способностей учащихся.

Активной формой обратной связи является систематическое проведение различных форм анкетирования (в основном анонимного). Анкетирование проводится по итогам изучения темы, завершению определенного этапа обучения, а также при необходимости срочной диагностики причин ослабления интереса к предмету, нарушения психологического климата на уроке.

XIII. Высокий уровень эффективности музыкально-педагогического процесса обеспечивается созданием на базе кабинета музыки учебно-методического комплекса, включающего:

•   нормативные документы, программы, методические материалы, соответствующие ФГОС начального и основного общего образования;

•   учебно-методический комплекс по предмету, включающий комплект психолого-педагогических и специальных музыкальных диагностических материалов;

 •  современный уровень технической оснащенности: компьютер, проектор, рабочие места для учащихся, оборудованные компьютерами с midi-клавиатурой, интерактивная доска и т. д.;

•   электронную библиотеку, содержащую необходимую информацию о важнейших сайтах, электронные тематические энциклопедии и т. д.;

•   полноценную фонотеку, располагающую достаточным объемом записей музыкальных произведений разных жанров и стилей;

•   видеотеку, состоящую из видеопособий, видеофильмов, видеозаписей, репродукций произведений живописи, скульптуры, архитектуры разных эпох в электронном виде;

•   тематическую библиотеку, в которой должны находиться различные музыкальные словари, энциклопедии: учебники по музыке для общеобразовательной школы; желательно, учебники по музыкальной литературе для музыкальных школ; книги по истории музыки, книги о музыке и музыкантах и т. д. и т. д. в печатном и/или электронном виде;

•   нотную библиотеку, располагающую достаточным объемом произведений вокальной и инструментальной музыки, различными учебниками по сольфеджио, необходимыми клавирами опер и балетов;

•   подбор дидактического раздаточного материала, необходимого для урока музыки и внеклассной работы: партитуры песен и вокальных сочинений, карточки с различнымиритмоинтонациями, ритмоформулами,

цветные карточки для первоначальной работы по определению формы и т. д.

•   наличие необходимого количества элементарных музыкальных инструментов: треугольников, кастаньет, бубнов, ксилофонов, металлофонов, колокольчиков, блокфлейт и т. п.

Подводя итог размышлениям об уроке музыки, хочется подчеркнуть, что его содержание и эффективность определяет множество факторов. Обратимся к наиболее существенным:

•   процессы глобализации и информатизации общества;

• социально-культурные преобразования нашего государства;

• кардинальные преобразования системы образования, нашедшие свое выражение вновых ФГОС для всех сфер образования;

• сложные пути развития современного искусства;

• восприятие общепризнанных ценностей музыкального искусства и т. д. и т. д.

Однако главной, непреходящей ценностью всегда остается ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА, его душа, его сознание, его чувства и ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ, его талант, его духовная наполненность, высокая культура, которые, вступая в диалог, сотворяют гармонию.


[1]Томас М. Доктор Фаустус. М., 1960. С. 418-419.

[2] Коломиец Г. Г. Ценность музыки: философский аспект. 3-е изд. М., 2009. С. 471.

[3]Задерацкий В. В. Музыкальная форма. В 2-х вып. М., 1995. Вып. 1.

[4]Селевко Г. К. Традиционная педагогическая технология и ее гума-нистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005. С. 6,

[5]Селевко Г. К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005. С. 6.

[6]См.: Беспалько В. П. Программированное обучение (дидактические основы). М., 1970.

[7]Берстайн Л. Концерты для молодежи. Л., 1991. С. 203-226.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: