Определение «степени нормальности» – сложная, ответственная проблема. Личностно-ориентированный подход современной системы образования требует обеспечить «индивидуальную траекторию развития» каждого ребенка. В связи с этим «норма» по отношению к уровню психосоциального развития человека все больше «размывается» и рассматривается в различных значениях.
1. Статистическая норма – это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, которые получены при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д.
Рис. 1. Процентное распределение случаев под кривой нормального распределения Гаусса |
Так, средняя статистическая норма развития определенной психической функции (например, мышления) – это такой уровень развития, который свойственен не менее 68% лиц данной популяции, определенного возраста и пола. Чем дальше какая-либо характеристика развития человека от зоны средних величин, тем с большим основанием можно отнести данный случай к отклонениям в развитии.
|
|
Ориентация на статистическую норму развития психических качеств особо важна на этапе первичной диагностики психического состояния ребенка – выявление недостатков в развитии, степени их патологичности необходимо для определения специальной психолого-педагогической, медицинской помощи.
2. Функциональная норма – своего рода индивидуальная норма развития. В основе концепции функциональной нормы лежит представление о неповторимости пути развития каждого человека. Любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальным путем развития каждого человека, независимо от характера имеющихся у человека нарушений.
Индивидуальная норма – это такое достигнутое состояние, когда наблюдается гармоничный баланс личности и социума. То есть, баланс, с одной стороны, между возможностями, умениями человека и, с другой стороны, требованиями со стороны социума. Показатель индивидуальной нормы является целью реабилитационной работы с человеком.
Личность, достигшая функциональной нормы без длительных конфликтов, продуктивно выполняет деятельность, удовлетворяет свои потребности, соответствует требованиям социума, т.е. достигает оптимального уровня социально-психологической адаптированности.
ФАКТОРЫ НАРУШЕННОГО РАЗВИТИЯ