Специальной психологии

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В учебном пособии раскрываются основы учебной дисциплины «Специальная психология». Представлены основные теоретические положения специальной психологии, дана характеристика общих и специфических закономерностей нарушенного психического развития, динамики психического развития в условиях недостаточности функций, подробно описаны различные варианты дизонтогенеза.

Пособие содержит базовые понятия, характеризующие особенности психического развития при умственной отсталости, задержанном психическом развитии, при нарушениях слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата. Также рассматриваются прикладные проблемы специальной психологии, раскрывающие возможности компенсации и пути коррекции отклоняющегося развития, методы диагностики, механизмы адаптации и личностной реабилитации.

В пособии представлены также вопросы и тестовые задания для проверки и контроля знаний по дисциплине.

Основное предназначение данного издания – оказание помощи студентам в самостоятельной работе в изучении курса «Специальная психология» при подготовке к семинарским занятиям, а также различным формам контроля знаний по данной дисциплине.

Пособие будет полезно студентам старших курсов, изучающим основы специальной психологии, а также преподавателям психологии и смежных с ней дисциплин.



Раздел I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И

СВЯЗЬ ЕЕ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Предметом специальной психологии являются не сами отклонения в психическом развитии (психология слепых, умственно отсталых и др.), а психическое развитие как таковое. Специальная психология изучает то, как ведет себя процесс психического развития в различных неблагоприятных условиях.

Отклоняющееся развитие можно определить как обычное развитие, но протекающее в необычных (неблагоприятных) условиях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивида(В.М.Сорокин).

Специальная психология – психология особых состояний, возникающих под влиянием различных групп факторов и проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение (Л.В.Кузнецова).

В центре внимания специальной психологии находятся дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно-социальном развитии; лица старшего возраста, имеющие особые потребности в образовании, обусловленные нарушениями здоровья.

Вместе с тем специальная психология до последнего времени в основном изучает психологию дошкольников и школьников с психическими и физическими недостатками. Объем психологических знаний о взрослых людях этой категории невелик.

Задачи специальной психологии:

1. Изучение закономерностей различных вариантов отклоняющегося развития.

2. Разработка методов психологической диагностики отклонений в развитии.

3. Разработка средств психологической коррекции недостатков развития; создание коррекционных психологических технологий.

4. Психологическое обоснование содержания, методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений.

5. Изучение психологических проблем социальной адаптации,  интеграции лиц с недостатками развития.

Связь специальной психологии с другими науками. Специальная психология обладает весьма обширными межпредметными связями. Наиболее тесные связи имеются со специальной педагогикой (понятие «специальная/ коррекционная педагогика» вошло в науку вместе с термином «специальная психология»). Специальную психологию и специальную педагогику часто рассматривают как составные части (разделы) дефектологии. Специальная педагогика занимается вопросами обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. С одной стороны, создание эффективных методов обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии невозможно без знаний закономерностей развития этих детей. С другой стороны, практика обучения таких детей может выступать для специальной психологии формой проверки адекватности тех или иных научных представлений.

Связь специальной психологии с медициной (медицинской генетикой; детской невропатологией; психиатрией) обоснована следующими фактами – психическое развитие ребенка связано с патологией генного и хромосомного аппарата, с заболеваниями мозга и психическими заболеваниями.

Проблематика, связанная с изучением причин и распространенности нарушений развития, вопросами социальной адаптации и жизнедеятельности лиц с нарушениями развития находится на стыке интересов специальной психологии и социологии.

Специальная психология связана с такими психологическими науками как: общая психология; возрастная психология/психология развития (знание законов «нормального развития» необходимо для понимания «отклоняющегося развития»); педагогическая психология; психогенетика и др.

Нейропсихологические, патопсихологические, клинические аспекты изучения недостатков развития входят в сферу научных интересов нейропсихологии,патопсихологии и клинической психологии. В отличие от этих наук специальная психология рассматривает психологические особенности лиц с нарушенным развитием с точки зрения педагогической проблематики.

 

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

В процессе исторического развития формировались различные формы (элементы) общественного сознания. В сферах общественного сознания стали концентрироваться сведения об особенностях индивидов с отклонениями в развитии.

Обыденное сознание формировалось на основе житейского опыта человека. Лица с различными аномалиями существовали всегда. Окружающие их люди, так или иначе, пытались объяснить причины этих отклонений. Подобного рода объяснения, при всей их фантастичности, можно считать прообразом будущего научного знания.

Религиозное сознание. Ни одна из мировых религий не обходила вниманием проблему психической патологии, по-разному объясняя ее, что существенно влияло на отношение к лицам с отклонениями: от почитания и обожествления до страха и ненависти, проявлявшихся в жестоких преследованиях.

Художественное сознание в форме искусства и литературы является способом отражения мира. Образы людей, страдающих различными психическими аномалиями, не редкость в литературе и искусстве. Чаще всего – это попытка воспроизвести и понять внутренний мир этих людей, их страдания, глубокое одиночество, отчаянную борьбу за существование, жестокое отношение со стороны окружающих.

Научное сознание как особая форма общественного сознания формируется позднее и представляет собой систему знаний и представлений, основанных на опыте и доказательствах.

 Медицина стала первой наукой, пытавшейся понять природу отклонений. Здесь накапливались первые научные сведения о причинах и формах отклонений в психическом развитии.

В XVIII веке получили широкое распространение гуманистические идеи французских просветителей. Под влиянием этих идей происходят серьезные изменения в отношениях общества к инвалидам; начинается систематическое обучение детей с нарушениями в развитии. В рамках педагогической практики накапливались сведения об особенностях психического развития и поведения разных групп детей с ограниченными возможностями.

К началу XX века был накоплен определенный опыт о лицах с нарушенным развитием. В это время специальная психология возникла как относительно независимая наука. В первые два десятилетия специальная психология переживает период бурного развития. Последующие десятилетия шел процесс становление этой отрасли психологии – накопление научных достижений и практического опыта, всего того, что касалось психического развития человека с отклонениями в развитии. Особое влияние на процесс становления специальной психологии оказали детская психопатология, педология, психоанализ.

В числе первых отраслей специальной психологии, получивших развитие – психология слепых, глухих, умственно отсталых. Постепенно стали исследовать влияние слабовидения и слабослышания на психическое развитие ребенка. В 30-40-е годы ХХ века возникает психология слепоглухихдетей и детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Далее в 60-е годы начинают активно изучаться дети с задержкой психического развития. В 70-е годы закладываются основы психологии детей с речевыми нарушениями и детей, воспитывающихся в условиях детского дома. Позднее актуализируется интерес к психологии детей, страдающих синдромом раннего аутизма, а также с характерологическими и поведенческими нарушениями.

Специальная психология как самостоятельная отрасль отечественной психологической науки и практики формально закреплена в 60-х г.г. ХХ века (появилась в перечне научных специальностей учебных ВУЗов в разделе «Психология»). До этого времени специальная психология являлась неотъемлемой частью дефектологии – комплексной науки, включающей изучение причин и механизмов отклоняющегося развития; а также разработку медико-психолого-педагогических коррекционных воздействий применительно к детям с недостатками в развитии.

Уникальную роль в становлении специальной психологии в нашей стране сыграл Лев Семенович Выготский. Он определил предмет, цели, задачи и методы специальной психологии; построил методологическую базу, в качестве которой выступила теория культурно-исторического развития. В основу этой теории легли результаты клинико-психологических исследований, полученных Л.С.Выготским.

Опираясь на эту теорию, ученики и последователи Выготского продолжали изучение феномена нарушенного развития (П.П. Блонский, К.С.Лебединская, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, С.Я. Рубинштейн и мн. др.).

Специальная терминология лиц с нарушениями развития. Терминология, применяемая для обозначения людей со всеми категориями нарушенного развития, на протяжении ХХ века претерпевала изменения.

• В начале ХХ века – детей с нарушениями развития называли «ненормальными детьми» (термин использовался отечественными и зарубежными психологами, психиатрами, невропатологами).

• Почти в это же время использовалось понятие «дефективные дети».

• В конце 30-х гг. вводится термин «аномальные дети».

• В 60-х гг. за рубежом по отношению к детям с недостатками развития и одаренным детям стало применяться понятие «исключительные дети».

• В связи с развитием интегрированного подхода к обучению за рубежом (в среде неспециалистов, в средствах массовой информации) стали применять понятия «дети с особыми потребностями», «дети с особыми образовательными потребностями». Эти понятия охватывают детей, как с нарушенным развитием, так и с выдающимися способностями.

• Позднее в законодательстве ряда стран, в том числе и в нашей стране стал использоваться термин «лица/дети с ограниченными возможностями».

• Психологи и дефектологи по отношению к людям с ограниченными возможностями используют также термины «нарушения/недостатки развития», «психические и физические недостатки».

• На современном этапе наиболее активно применяется термин «отклоняющееся развитие», «лица/дети с особыми проблемами в развитии».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: