Основные способы выражения тональности

Подвижник, пособник, оболванивание, марионеточное правительство, желтая пресса, инициатива, дружеский визит, с позиций силы и др.

2. Многие слова в переносном значении употребляются преимущественно в публицистике: вахта, сигнал, почва и др.

3. Нейтральная и книжная лексика и фразеология в публицистических контекстах может приобретать оценочные коннотации:

· Географические наименования, наименования должностей, названия газет и журналов: Глава администрации, «Сегодня» и др.

· Собирательные наименования: молодежь, студенчество и др.

· Книжная лексика (в том числе и терминологическая в нетерминологическом значении): деполяризация, коррозия, алгоритмы театра) и др.

· Слова и словосочетания, обозначающие социально – политические процессы, партии, группировки: демократия, государственный, ЛДПР и др.

4. Использование поэтической лексики, архаизмов, историзмов, среди которых немало старославянизмов, с целью придать речи стилистические оттенки торжественности, патетичности, иронии, сатиры и т.п.: дерзать, восторжествовать, отчизна, помыслы и др.

5. Экспрессивными языковыми средствами оказывается и иноязычная лексика и фразеология: шоу, тайм-аут и др.

6. Характерна разговорная и просторечная лексика и фразеология, а также вульгаризмы, жаргонизмы: удалось выбить деньги, соскучилсянебось, баранка в значении «руль автомобиля».

7. Использование слов с иноязычными аффиксами:

· -иj(a), -ациj(a), -изациj(a): энергия, организация, витаминизация и др.;

· -изм: империализм;

· -ант: сектант;

· а-, анти-, про-, нео-, квази-, ультра-, дез-, контр- и др.: неофашист, ультралевые и др.

8. Использование слов с оценочными суффиксами:

· - щин(а): военщина, обломовщина и др.;

· -нича(ть): благодушничать, деликатничать и др.;

· -инк(а): глубинка и др.;

· -енчеств(о): приспособленчество и др.

9. Использование сложных прилагательных и существительных: мировоззрение, малоэффективный и др.

10.  Характерны слова с аффиксоидами: политолог, автогонки и др.

11.  Существительные со значением лица: а) по роду занятий: заочник и др.;  б) по политическим взглядам: экстремист и др.

12.  Использование наречий с префиксом по- и суффиксом -ому; с префиксом по- и суффиксом -и; по- будничному, по- капиталистически и др.

13.  Аббревиатуры: ООН, НАТО и др.

14.  Окказиональные слова: телескука и др.

15.  Использование субстантивированных прилагательных с отвлеченным значением: загадки прошлого; на манеже -новое и др. (Кожин А.Н. и др. 1982: 109-117; Кожина 1983: 183-198; Стилистика русского языка 1989: 176-190 и др.).

27. Грамматические особенности публицистического стиля.

1. Использование абстрактных существительных во множественном числе: разговоры, поиски, власти, свободы и др.

2. Использование собственных существительных в обобщенно- типизирующем значении (так называемых прецедентных имен): Собакевичи, Наполеоны и др.

3. Использование форм единственного числа в значении множественного (синекдоха): Враг отступил.

4. Самой частотной является форма родительного падежа: день Победы и др.

5. Характерны аналитические формы сравнительной степени, синтетические формы превосходной степени, формы элятива: более совершенные методы, серьезнейший, величайший и др.

6. Используются личные и притяжательные местоимения (я, ты, мы, мой, наш, ваш), определяющие личностно – обобщенный характер повествования, его экспрессивность.

7. Разнообразно функционирование глагольных форм: а) личные формы 3 лица глагола употребляются в обобщенно – личных и безличных значениях: сообщают, передают, говорится и др.;  б) используются формы настоящего репортажа: София. Сегодня здесь по традиции отмечают День славянской письменности; в) разнообразны формы синонимии времен и наклонений; г) широко используются различные формы повелительного наклонения.

8. Характерны оценочные качественные наречия: мудро, дерзко, презрительно и др.

9. Используются разговорные частицы: ведь, вот, то, даже, лишь и др.

10. Характерны конструкции с причастными и деепричастными оборотами.

11. Вопросно – ответные конструкции, риторические вопросы.

12. Конструкции с однородными членами предложения.

13. Расчлененные конструкции (сегментированные и парцеллированные): Смольный. Как все буднично, просто! Арки главного входа, широкие лестницы…

Человек всегда был красив, если его имя звучало гордо. Когда был борцом. Когда был открывателем. Когда дерзал…

14. Конструкции, характерные для разговорной речи: эллиптированные и неполные предложения, бессоюзные сложные предложения.

15. Характерна инверсия различного рода (Кожин А.Н. и др. 1982:109-117; Кожина 1983: 183-198; Стилистика русского языка 1989: 176-190 и др.).

 

 

28. Художественно – изобразительные средства в публицистическом стиле.

Тропы

1. Оценочные эпитеты: плодотворное влияние, фарисейские заявления и др.

2. Метафора, как правило, образно – оценочная, цель метафоры в газетном языке «не в индивидуально – образном видении мира и поэтическом самовыражении, а в объективной и всесторонней информации…» (В.Г.Костомаров): Золото не ржавеет, ржавеют души, поклоняющиеся золотому тельцу.

3. Антропоморфная метафора: ринг экзаменует молодых.

4. Метонимия: мир внимательно следит.

5. Синекдоха: первая ракетка.

6. Перифраза: служба погоды (метеостанция) и др.

Фигуры речи

1. Сравнение: В часы «пик» город можно было бы сравнить с белкой в колесе.

2. Градация: Проявлять чудеса храбрости, бесстрашия, полного самопожертвования…

3. Антитеза: Проект новый, программа старая.

4. Оксюморон: красноречивое молчание, повторяемое неповторимое.

5. Каламбуры и парономазии: идеологический карманник.

6. Аллюзии: в деревню, в глушь, в Саратов и др. (Кожин А.Н. и др. 1982: 109-117; Кожина 1983: 183-198; Стилистика русского языка 1989: 176-190 и др.)

 

29. Подстили и жанры публицистического стиля.

Подстили Сфера функционирования Функции Жанры
Газетная публицистика и журналистика Газеты и общественно- политические журналы Информативная и воздействующая функции Статья, хроникальная заметка, репортаж, очерк, фельетон и др.
Радио-, теле- и киножурналистика Теле- и радиопередачи, кинопублицистика Информативная и воздействующая функции Информационное сообщение, теле-, радио- и киноочерк, репортаж и др.
Ораторская речь Публичная речь, обращение к различной аудитории Воздействующая и информационная функции Общественно – политические выступления, дискуссии и т.п.

30. Текстовые категории публицистического стиля.

1. Соотношение адресанта и адресата публицистического текста.

Публицистич. текст сосредоточен на информации, отобранной под углом зрения актуальности и новизны. Автор стремится выявить признаки предмета речи, существенные в социальном, идеологическом, политическом отношении. (Матвеева 1990:84). Современный обобщенный (идеальный) автор, по мнению Г.Я.Солганика, если попытаться дать предварительную эскизную характеристику, это сдержанный, чурающийся высоких слов, пафоса человек, часто ироничный, скорее информатор, чем аналитик». Адресат – любой носитель языка, человек частный, это зеркало, в котором отражается автор.

2. Тематическая цепочка публицистического текста.

«Тематические цепочки публицистич. текста, как правило, подчиняются конструктивному принципу сочетания экспрессии и стандарта (В.Г.Костомаров). Состав тематических цепочек публиц. текста разнообразен, с выраженным чередованием стилистически нейтральных и эмоционально- экспрессивных номинаций.

Базовой номинацией является стилистически нейтральная номинация предмета речи, которая чаще всего бывает основной.

Принцип разнообразия – ведущий для тематических цепочек публицистического текста.

Основной номинацией цепочки является, как правило, базовая или близкая к ней, и этим публицистич. текст напоминает научный, но состав цепочки, её позиция и расположение в тексте полностью затушевывают это сходство.

 Самое существенное в строении цепочек публицистич. текста состоит в следующем: 1) основная номинация в количественном отношении незначительно превосходит неосновные; 2) базовая номинация в публицистич. тексте далеко не всегда выводится в заголовок, она может быть отодвинута в глубь текста, тогда как первичной номинацией в заголовке и/или экспозиции текста служит любая из дополнительных номинаций: нейтральная и образная перифраза, синоним, в том числе индивидуально- авторский, субститут- местоимение».

 

3. Цепочки хода мысли публицистического текста.

 

 «Логическая схема публицистического текста может иметь эксплицитное и имплицитное выражение», в числе логических отношений фрагментов много прагматически существенных: детализация информации, разъяснение, комментирование, выражение авторской реакции, призыв к социально необходимым действиям.

Логические связи публицистического текста не обеспечены обязательными языковыми связками. Ведущими способами раскрытия хода мысли автора являются неспецифические способы: последовательность расположения фрагментов в тексте, лексико – семантические связи текста, в частности связи тематического характера и связь по линии конкретное/абстрактное. Резкая смена подтем скачкообразно продвигает вперед авторское изложение, а смена конкретных номинаций общими либо наоборот сигнализирует соответственно о переходе от фактических фрагментов к обобщающим или о противоположном ходе мысли.

Наиболее очевидными в публицистическом тексте являются композиционно- структурные связи.

Логические связки диалогизируются (например: вы помните), наделяются личностным характером и образностью.

Логическая схема публицистического текста ясно отражает характер текстовой целеустановки в публицистике: воздействовать, информируя.

 

4. Тональность публицистического текста.

«Диапазон тональностей в ПТ очень велик – от подчеркнуто объективного, нейтрального тона до эмоционально насыщенного, со всеми возможными переходами. Как правило, поле тональности в публицистике отличается четкой выраженностью.

Конкретное поле тональности зависит от жанра (так, например, официально- информативные жанры связаны с тональностью объективности, в аналитических жанрах сдержанное проявление тональности, наиболее полно категория тональности проявляется в жанрах очерка и репортажа), темы, целеустановки (жанры, дающие автору текста возможность самовыявления, обладают сильным полем тональности).

Универсальным для публицистич. произведения является тон непринужденности и дружелюбия, тон собеседования с читателем (эта особенность не характерна для современной оппозиционной прессы).

Основные способы выражения тональности.

1. Конкретные языковые средства текста, выражающие идею тональности;

2. Способ авторизации – метатекст «автор в поисках истины», представляющий собой отражение метасобытия, т.е. той деятельности журналиста, которую осуществляет журналист, изучая явление действительности. Метатекст вводится для усиления идеи тональности. Особое значение в этом плане приобретают средства разговорности: разговорная лексика и синтаксис, диалогичность, резкие ассоциативные переходы, элементы языковой игры и мн.др.

3. Отбор и выстраивание фактов- имплицитный способ выражения тональности.

4. Фиксация эмоций героев, а также эмоциональной окраски ситуации.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow