Древнекитайская философия

Тема № 1. Философия. Её возникновение и роль в жизни общества

План:

1. Возникновение и основные этапы развития философии.

2. Предмет философии. Специфика философского знания.

3. Функции философии.

 

Возникновение и основные этапы развития философии

       Философия самая древняя из всех существующих наук, возникшая более 3 тыс. лет назад независимо друг от друга в трёх древних цивилизациях: сначала в Древней Индии, затем в Древнем Китае (8 в. до н.э.) и Древней Греции (6 в. до н.э.).

       Во всех регионах философия возникла на базе мифологии. Попытки рационального осмысления мира и человека привели к формированию, сначала, предфилософии (Греция, Месопотамия, Иудея, Китай, Египет, Индия), а затем и самой философии.

       Т.к. философия возникла на базе философии, дадим ё определение: Мифология – это стихийно формирующееся массовое сознание древнего общества, существующее в форме легенды, мифа, которые в наглядной форме сохраняли и передавали из поколения в поколение свой облик. Отличительная черта мифологии - это её образность.

Мифология имеет ряд черт, отличающих её от философии:

1. Дескрептативность – описательность.

2. Синкретизм – означает, что в мифологическом сознании не разделены и не обособлены друг от друга естественное и сверхъестественное, живое и неживое, одушевлённое и неодушевлённое, божественное и человеческое, реальные факты и вымысел. Сознание общества на этапе мифологии ещё не дошло до структуризации бытия, это одноплоскостное восприятие всего происходящего как живого, одушевлённого, бессмертного. Когда человеческое и божественное тесно переплетены и боги отличаются от людей только тем, что они бессмертны, а всё остальное - внешний облик, характер, нравы и поступки богов мало чем отличаются от внешнего облика, характера и поступков самих людей.

3. Антропоморфизм. В мифологии природа, космос наделяется человеческими качествами, т.е. рассматриваются как живые одушевлённые, разумные.

4. Связь с магическими элементом. Мифология обслуживала различные языческие культы, она включала в себя описание всевозможных ритуалов, обрядов, гимнов, церемоний жертвоприношения, молитвы, которые сопровождали осуществление культов различных богов. Но поскольку каждый боговв эту эпоху олицетворял те или иные социальные навыки, природные силы и явления, то мифология через связь с этим магическим элементом отражал процессы, которые происходили в природе и обществе.

5. Антиисторизм. В мифологическом сознании время обращено вспять. По мнению общества этой эпохи развитие общества происходит от высшей стадии к низшей, в конце которого происходит разрушение космоса, его переход в состояние хаоса.

       Эти пять признаков отличают мифологию, от возникшей значительнопозженеё философии. А что противопоставила философия мифологии? Самая главная и первая отличительная черта философии от мифологии – это её рационализм (от лат. «Рацио» - разум). Он выражается в том, что философия никакие взгляды, идеи не рассматривает вслепую, она подвергает их критическому анализу с точки зрения их логической, а если возможно, и практической состоятельности. Это стремление критически осмыслить существующие взгляды, идеи, воззрения, учения и доискаться до объективной истины, воспроизвести происходящее в мире таким каково оно само по себе, а не таким, каким оно предстаёт в нашем воображении, фантазии, домыслах, сопровождает философию в течение всей её истории и до настоящего времени.

Основные этапы исторического развития философии:

Древнеиндийская философия.

Древнекитайская философия.

3. Древнегреческая философия охватывает период времени с 6 в. до н.э. до середины 6 в. н.э. В 529 году римский император Юстиниан издал эдикт, согласно которому была закрыта выдающаяся философская школа вАфинах – Платоновская академия, которая была цитаделью развития философской мысли Древнего мира, поскольку Юстиниан считал, что эта философия входит в противоречие с христианством, что не допустимо, поскольку христианство стало государственной религией Римской империи. С закрытием этой академии прекращается история античной греко-римской философии.

Греко-римская философия прошла в своём развитии 3 этапа:

1. Натурфилософский этап (6 – пер.пол. 5 века до н.э.)

2. Классический этап (5-4 в. до н.э.)

3. Эллинистический (3 в. до н.э. – сер. 6 в. н.э. (529г.))

 

4. Философия эпохи Средневековья(с 2 до 16 в). Её возникновение связано с рядом крупных перемен в истории западноевропейского общества. В первую очередь, это распад рабовладельческих общественных отношений и возникновение феодализма. А вторая крупная причина – это возникновение в первом веке н.э. христианства.

5. Философия эпохи Возрождения (15- 16 века). Эта эпоха для философии н е была продолжительной. Всего 2 века, которые совпали с окончанием философии эпохи Средневековья, когда происходил её упадок, но она продолжала иметь определённое влияние на жизнь общества. Но наряду с этим возникает философия эпохи Возрождения, которая вступает в борьбу с Средневековой философией. В этот периодВозрождение реализует свои философские воззрения не через крупные философские трактаты, как это было в античности или средневековье, а через художественно-эстетические произведения в поэзии, литературе, живописи, скульптуре, архитектуре. Поэтому эпоху Возражения иногда называют «Филологическим Возрождением», потому что огромную роль в пропаганде новых взглядов сыграли именно поэты, писатели, художники, скульпторы и другие деятели искусства. Правда были и мыслители, крупнейшими среди которых являются Джордано Бруно и Николай Кузанский. (По этой теме, отдельной лекции в курсе лекций по философии для 2 курса нет)

6. Философия Нового времени (17 – пер. пол. 18 в). Её возникновению способствовало:

1. Постепенный распад феодальных общественных отношений и зарождение и укрепление капитализма в передовых странах Европы.

2. Вторая причина, поскольку это эпоха буржуазных революций, это эпоха когда на историческую сцену выходит активный, инициативный, предприимчивый класс – буржуа, то ему требуется приток естественно-научных знаний, которые используются в промышленности, в хозяйственной жизни, торговом, банковском деле и многих других сферах, которые получают в этот период бурное развитие. Поэтому философия становится в позицию опоры и защиты развивающегосяестествознания и соответственно в позицию критики схоластики.

            Эти перемены, содной стороны в материальной жизни общества, с другой стороны в духовной – привели к возникновению огромному влиянию философии Новоговремени. У неё очень много представителей и учений, несмотря на то, что она просуществовала всего полтора века.

7. Немецкая классическая философия (вт. пол. 18 – пер. пол. 19 в.). Немецкая классическая философия занимает особое место в истории западноевропейской философии. Она сосредоточила во внимание и сказала новое слово практически по всем разделам философского знания. Её возникновению способствовало:

1. Великая французская буржуазная революция и буржуазные преобразования, которые происходили в западноевропейских странах.

2. Бурное развитие естествознания, целый ряд выдающихся открытий в области астрономии, физики, химии, биологии и других науках.

            Её самым крупным приобретением является диалектика. Диалектика - это всеобщий метод познания и преобразования реальной действительности. Она же является системой знания, куда вошли законы развития, принципы, категории, отдельные методы, которые в совокупности обеспечивали методологическую функцию диалектики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: