Предмет философии. Специфика философского знания

         Термин «философия» впервые употребил Пифагор. Слово «философия»древнегреческое, оно возникло на базе 2-х древнегреческих слов: «любовь» и «мудрость». В буквальном смысле философия – это любовь к мудрости или «любомудрие». Под мудротью греки пониалили и глубокие разносторонние знания, и большой изнейнный опыт, поскольку одних зананий для мудрости недостаточно, нжно пережить много ессамому, чтобы понять что есть что, и высокие нравственные качества, только добродетельный человоксичтался греками мудрым, человек кторый умел построить свои отношения с окружающим миром без генва, зависти, корысти и тщеславия. Грамоничнопосторить эти отношения. Жить в гармонии с внешним миром и самим собой. Разумеется стать мудрым было отнюдь нелёгкой задачей. И философия, по мнению Пифагора и других была призвана научить человека быть мудрым, любить мудрость. Научиться ей. По их мнению научиться философии можно, но это требует больших усилий как в познавательнойдеятельности, так и в практической, нравственной сфере жизни.

         Является ли сегодня философия любовью к мудрости? Да. Так как ни одна другая наука не может больше чем философия научитьчеловека мудрости, научить быть добродетельным, любитьдобродетель следовать ей. Философия за более чем 3 тыс. лет своего существования накопила колоссальный опыт интеллектуальнойдеятельности, опыт нравственной жизни, опыт самопожертвования во имя истины, опыт политической, социальной жизни, на примерах которого она учит человека мудрости. Тем более, сама философия самая общая из всех наук, и эта её общность развивает в человеке широту взглядов на мир, развивает толерантное отношение к обществу, к миру в целом.

         Однако, утверждать, что философия это только любовь к мудрости будет неправильным. Философия – это наука, наука совсеми сопутствующим статусу науки атрибутами. Она имеет свой специфический предмет, свои методы изучения этого предмет, свой специфицический понятийно-категориальный аппарат, свои принципы познанаияи принципы практиескойдетельности. Т.е. Философия - это открытая, развивавающаяся, доступная критике, постоянно обновляющаяся система зананий о мире. Этл наука о мире в целом.Т.епредмеом философии является мир вечный и бесконечный, непрерывно изменябщийся, бесконечно разнообразный, в нм ничто непвоторяется дважды. Но это не ознает, что философия изучает всё, что входит в понятие мир. Ни одна наука, даже частная, не изучает все явялния, кторые входят в её предмет, а только общее, повторяющееся, существенное и закономерное в соответсвующей области действительности. Также и философия не изучает вс что образует мир в целом, она изучает мир в егоцелостности, единстве, противоречивости и в его закономерном развитии.

Основные Специфические черты философии:

1. Всеобщность. Философия – это накука о наиьолее общих и всеобщих формах бытия и их свойствах а также о наиболее общих и всеобщих законах функционирования и развития бытия. Бытие - это всё сущее. Но философие в этом сущем выделяет и изучает только всеобщие формы, свойства и всеобщие законы развития бытия. Можно сказать, что философия – это теоритическая квинтэссенция эпохи, т.е. это теоритическое занание на прее==деле своих возможнотей, парвда пределы преодолеваются по мере развития практики, науки, техники и технологий,пределы в разные исторические периоды бывают разными, но в каждый данный период философия представляет собой теоритическую квинтэсаенцию в пределеьной её степени. Но посколь мир непрырывноизменяется, то построив единожы картин миру в целом, на этом задача ф не прекращается, т.к. проходит время, мир изменяется и возникает необходимость вновь осмвсливатьэот мир в его единстве, противричиости, струкутре, свойствах и законах. Поэтом у и происходит перход философии изодной исторической стадии развития философии в другую.

Бытие это всё сущее. Можно ли вообще иметь задание обо всём сущем? Специфика философского знаания состоит в том. Что философское занание включает в себя обекитвноеистурну, ноне только - В ней всегда присутствуетдомысе, предположение, интуитивное озарение, умозрительная идея.юкотрая не всегда находит пожтверение в практике, научном эксперимете, но без них философия нем может строить свою картину мира вцелом, т.ек создать строгую, точную, выверенную достоверную картину мира в целом невозможно, именно всилувечности,бесконечносити,изменчивости, и сложности мира. Тогда встаёт вопрос – зачем эти попытки вообще прелпринимать, моеж достаточно ограничтьсятемизананиями, кторые даёт нам наука? Оказывается, чот ограничиться только научными даныминевозмжно. Потому что наука сама нудается в философиии как в всеобщем методе познавательной деятельности В мире вс взаимосвязано, мир – это системное образование. И эти принципы:  системность, взаимосвязаннсть, развиваемочть, противоричивасть, науке даёт философия. Сама наука эти принципы не развивает, она берёт их готовыми из философии. Хотя может об этом не догадываться. Но так как эти принципы сущесвуют в культуре, от ученый как укультурный человек восприниает их не анализируя откуда эти принципы возникли, являются ли они таковыми и т.д.

2. Инвариантность. Философиясамая общая наука вов сей системе современного научного занания. Осюда следует, такая черта философского занаия как инвариантость. Инвариантоность – это повторяемость пробематики, которую философия рассматривает из эпохи в эпоху, эта проблематикапереходит з одного учения в другое, от одногоавтора к другому. Инвариантность – это вечность тех проблем, котрые изучает философия. За что её постоянно критиуют учёные. Эта критика началачь в конце 19 века, её начал Огюст Конт (французский физик,социолог), котороыйпровогласил: «наука сама себе философия». Иенно с нег начинает истиияпозитивисткой философии, позитивистского занаия,занаия которое можное было проверить в опыте и эксперименте. Всё прочее зананиеовергалось как севдозаанние, философия отвергалась как псевдонаука, т.к. еёё воззрения проверить экспериментально или наблюдать в опыте невозможно, настолько они общие. Но даже если формально проблемы философии ечны и инвариантын, то содержательное их осмысления, уровень их исследования, степень достоверности, истинности получаемых зананийколласально разняться по мереисторического развития общества.

3. Свободомыслие. Философское занание это принципиально не догматичскоезанание, это знанаиеокрытое для критики. Развитие философии показыввает, чтоновые философские школы и новы авторы вступали в спор, полемику с предсшествующмим учениями и аторами или даже сос своими современнками. В этой критике открывалась новое заание и происходил прогресс в развиттиии философского занания. Свободомыслие выражается в том, что философия на веру ничего не принимает, она подвергает всякую идею логической критике и только если она соответсвуеют критериям логики она рассматриватеся как заслуживающая внимания и заслуживающяпоска её оснований, её истинного осмысления и понимания её такой какова она на самом деле.

4. Антропоцентризм. Для философии главной была и остаётся проблема человека. Сам по себе мир не интерсует философию, его она изучает для того, чтобы приблизиться и глубже осмыслить проблем=у еловека. Философия изучает онтологические,гноссеологические, аксеологические проблем, нравственные, стетические и другие проблемы не как самоцель, а как средство понять и описать в его истинности то, кто такой человек.

5. Вопрос об отношении материии и сознания. Он получил название основного вопроса философии. Этотвопрос в свою очередь включает в себя два впроса:

1. Что первично: маерия или созанание?

2. Познаваем ли мир?

Первый вопрос разделилфилософоф на материалистов и идеалистов.

Материалисты отвечали на на него так, что первична сама материя, т.е. физическая реальность, а сознание вторично и является свойством материи, ктот то сичитао что это всеобщее свойство материи, кто то считае что это частное свойство материи, присущее только человеку.

А идеалисты противоположным образом решали этот вопрос, считая что первична идея, дух, разум, а материярасматривлась ими как конструкция духа, как нечто произведённое духом.

Идеализм имеет 2 разновидности: объективный и субъективный идеализм.
Объективным идеализм рассмматривает дух как Мировой дуз, запредельный, трансцендентный, а субъективный идеальзи рассматривает его как дух отдельного человека. Значит и у объективных и у субъектиных идеалистов материя конструируется духом. У объективных идеалистов таким конструктором являтся. Например в религиозной философии – это Бог, в нерелигиозной философии – это Идея, Мировой Ум, Абсолютный Дух. А субъективные идеалисты таким конструктором считают сознание индивида. У каждого индивида свой индивидуальный мир, он его творит в соответствии с теми идеями, которые спонтанно возникают в его сознании.
На вопрос «Познаваем ли мир?» тоже отвечают по разному. Одни – гностики – считают, что мир познаваем. Пусть не всё и вся в нём, но в своеё сущности он познаваем, причём такое мнение раздляют и материалисты и идеалисты. А другие - АГНОСТИКИ – считают, что внешний мир не познаваем, что его сущность навсегдаостаётся для нас закрытой.

Почему этот вопрос основной? Существует ряд причин. Обуславливающих занчимостьэтогов опроса для фиолософии:

1. Первая причина это. То что в бесконечном и вечном мире не ничего кроме матеиии и сознания. Эти два вида реальности охватывют всё сущее. И отсюда этот вопрос становится исходным, т.к. невозможно двигаться дальше не решив вопрос – а что из них есть наччалао а что есть производсное от этого начала. Были в илософии попытки найти третью нейтрлаьную позицию по этому вопросу, попытки премирить два этих направления, показать соотносительность материи и сознания, неотделимость материи от сознанаия и сознане о материии – империонизм. Но эта попытка тпровалилась, птому что массы материи сущетвуют не обадая свойством созанния.

2. Вторая причина. Почему этот впорос основной. Потому что от его решения зависит содержание философского учения. Та же проблема человека в идеалистической или материалстической философии решается различными представмиетлями этих философий по разному.

3. Третья причина, состот в том, что данный вопрос не является чисто докторнальным,он имеет саои социальные и гноссеологические корни. Социальные корни – то что в борьбе материализма и идеализма отражается борьба между классам, которая происходитв обществе. Заметим, что философия возникла в рабовладельческом обществе, в первобытном обществе е не ьыло и не могло быть. С тех пор как возникло рабовладение и до настоящих дней общетвоотсаётссякласовым и в нём происходи борьба классов, котрая имеет разыефромы. Это может быть военное, политическое, идеологическое, экономическое противопостояние, но эта борьба не может происходить если общество расколото на классы, чьи жизнененые интересы диаметрально противоположны. И филосооф хотят они того или не хотят. осознают Они это или не осознают занимают в этой борьбе опреденнуюпозицую.Философия, это ещё одна ёё специфическая особенность,нука партийная. Она всегда выражала, выражвает и будет выражать интересы того или иного общественнго класса. И пока общество остаётся расколотым на классы, пока между ними происходит борьба, этот вопрос с повестки дня снят не удет.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: