Обязательств предприятия

 

В соответствии с положениями Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет представляет собой процесс формирования «документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности» [1].

В соответствии с этим законом каждая организация обязана вести бухгалтерский учет обязательств. Основными этапами бухгалтерского финансового учета обязательств являются сбор, регистрация и обобщение  информации.

Сбор и регистрация информации осуществляются путем документирования хозяйственных операций, производимых в организациях. Документирование осуществляют с помощью первичных документов, которые обеспечивают бухгалтерскому учету сплошное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности организаций.  Требования к оформлению первичных учетных документов установлены Федеральным законом «О бухгалтерском учете», согласно которому каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Экономические субъекты должны самостоятельно разрабатывать формы первичных учетных документов. Руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, утверждает формы первичных учетных документов.

Для каждого первичного документа обязательными реквизитами являются:  

– наименование и дата составления документа;

– наименование организации, составившей документ;

– содержание и величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

– наименование должности лица, совершившего операцию и ответственного за ее оформление;

– подписи названных выше лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

 Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Этап обобщения информации, содержащейся в первичных учетных документах, заключается в ее накоплении и систематизации в регистрах бухгалтерского учета с помощью бухгалтерских счетов и двойной записи. Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, и отражения фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. В регистрах бухгалтерского учета хозяйственные операции отражаются в хронологической последовательности и группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Состав и содержание учетных регистров определяются принятой в организации формой бухгалтерского учета.

При регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета не допускаются пропуски или изъятия, а также регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета. Под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни). Под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки).

Информация о хозяйственных операциях, произведенных организацией за определенный период времени, из регистров бухгалтерского учета переносится в сгруппированном виде в бухгалтерские отчеты.

Каждая организация в соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» должна самостоятельно формировать свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности [2].

Учетная политика охватывает методический и организационный аспекты учетного процесса, обеспечивая тем самым целостность системы бухгалтерского учета в организации (рис. 1.) [3].

 

 

 

 

 


Рис. 1. Методический и организационный аспекты учетной политики

 

Учетная политика формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией организации. Учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета, т. е. руководителем организации.

При утверждении учетной политики утверждению подлежат [2]:

– рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

– формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

– порядок проведения инвентаризации обязательств и обязательств организации;

– способы оценки обязательств и обязательств;

– правила документооборота и технология обработки учетной информации;

– порядок контроля за хозяйственными операциями;

– другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Основное назначение организационно-распорядительной документации состоит в том, чтобы зафиксировать составляющие учетной политики, обеспечить единообразную и по возможности точную реализацию их всеми структурными подразделениями и каждым исполнителем организации.

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету; при разработке организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий хозяйствования.

Раскрытие учетной политики – придание гласности принятым при формировании учетной политики способам бухгалтерского учета. Раскрывать учетную политику должны организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.

Курсовая работа по данной дисциплине предназначена для пополнения знаний о практической работе бухгалтера по следующим темам:

– общие положения по учету обязательств и расчетов;

– учет расчетов с учредителями организации по вкладам и дивидендам;

– учет расчетов с покупателями и заказчиками;

– учет расчетов с поставщиками и подрядчиками;

– учет расчетов по посредническим сделкам;

– учет расчетов с использованием неденежных средств;

– учет расчетов по операциям, связанным с переменой лиц в обязательстве;

– учет расчетов по договорам займа и кредита;

– учет операций по договорам аренды основных средств;

– учет операций по договорам лизинга;

– учет расчетов по договорам ссуды;

– учет операций по целевому финансированию;

– учет расчетов по договорам совместной деятельности;

– учет внутрихозяйственных расчетов;

– учет расчетов по имущественному и личному страхованию;

– учет расчетов по оплате труда;

– учет расчетов с подотчетными лицами;

– учет расчетов с персоналом по прочим операциям.  

В результате выполнения курсовой работы студент должен получить навыки самостоятельной работы и уметь следующее.

1. Анализировать и обобщать разрабатываемый материал с профессиональной точки зрения:

– аргументировать актуальность темы работы в практическом плане;

– грамотно формулировать цели и задачи работы;

– обоснованно формировать структуру работы;

– анализировать собранный теоретический и практический материал с позиции обеспечения достоверности бухгалтерской информации;

– самостоятельно формулировать выводы.

2. Работать с законодательно-нормативной, учебной и специальной литературой:

– самостоятельно изучать и анализировать современное состояние законодательно-нормативных документов, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации;

– углублять теоретические знания на основе широкого изучения учебной литературы;

– обобщать и применять рекомендации, содержащиеся в специальной литературе, по ведению бухгалтерского учета в зависимости от отраслевой специфики и конкретных ситуаций на предприятии;

– составлять исчерпывающий библиографический список литературы по теме работы.

3. Разрабатывать элементы организации бухгалтерского учета, позволяющие формировать достоверную информацию о различных объектах бухгалтерского учета в соответствии с требованиями бухгалтерского законодательства и с особенностями финансово-хозяйственной деятельности конкретной организации.

4. Оценивать состояние ведения бухгалтерского учета в организации с позиции соблюдения требований бухгалтерского законодательства и разрабатывать конкретные рекомендации по повышению качества бухгалтерской информации.

5. Оформить курсовую работу в соответствии с требованиями стандартов ЮУрГУ (НИУ).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: