Основные функции внимания

Внимание определяет ту часть информации, которая будет реально обрабатываться, в силу чего оно активизирует значимые и тормозит ненужные в данный момент психические процессы, способствуя тем самым целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями и целями деятельности человека[]; эта функция называется селективной.

Внимание обладает также контролирующей функцией, обеспечивающей оценку как деятельности в общем и целом, так и определённых её этапов.

Прогностическая, или планирующая функция, заключающаяся в участии внимания в процессе построения программы будущих действий человека, адекватных актуальной и перспективной ситуациям.

Названные функции внимания представляют собой различные варианты реализации общей регуляторной функции внимания, присущей ему как психическому феномену. По словам К.Маркса, отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере. В целостной психике человека роль такого «дирижера» полноправно принадлежит вниманию, которое, будучи сквозным психическим процессом, выполняет интегративную функцию[6.].

Виды внимания

Существует большое количество классификаций видов внимания, так как можно брать во внимание множество критериев отбора.

· По происхождению различают природное и социально обусловленное внимание. Первое является врожденной способностью к избирательности реагирования, а второе развивается под влиянием обучения и давлением воспитания.

· По локализации объекта внимания различают внешнее и внутреннее внимание.

· По тому, каков субъект, индивидуальное, групповое и коллективное внимание.

Доктор психологических наук, профессор Иван Владимирович Страхов выделял как основание классификации, характер объекта, таким образом, по его учению существует:

· Сенсорное внимание;

· Интеллектуальное внимание(в качестве объектов внимания выступают содержательно-процессуальные характеристики);

· Двигательное внимание;

· Также, руководствуясь этим критерием, можно выделить аффективное внимание, направленное на чувства и переживания субъекта.

Немов Роберт Семёнович, доктор психологических наук, дал классификацию видов внимания по критерию управления вниманием, таким образом, выделялись:

· Непосредственное внимание, которое управляется напрямую объектом внимания,

· Опосредованное внимание, регулируемое с помощью специальных посредников, которыми могут быть жесты, указания, речь и другое.

Наиболее распространённой является классификация видов внимания по критерию представленности в акте внимания цели и волевого усилия. По данному основанию выделяют непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание изучалось многими знаменитыми учёными и получило, как феномен психики, различные названия, в общем, отражающие разные его особенности. Так, например, Э. Титченер назвал его первичным, Н. Н. Ланге - инстинктивным, Л. С. Выготский - натуральным, Н. Ф. Добрынин - вынужденным[6.].

Непроизвольное внимание начинает развиваться у ребёнка очень рано - с первых дней жизни. Факторы, организующие непроизвольное внимание, могут касаться, как объекта внимания, так и субъекта, непроизвольное внимание зависит как от силы и новизны раздражителя, так и от потребностей, интересов, эмоций и ощущений воспринимающего раздражитель человека. Основная функция непроизвольного внимания сориентировать человека в постоянно меняющихся условиях окружающего мира.

Коренным образом отличается от непроизвольного произвольное внимание. Важнейшим фактором, пробуждающим механизм последнего является цель деятельности человека. Под общим контролем произвольного внимания осуществляется целеполагание, планирование, реализация, оценка продукта и даже коррекция действия.

Джеймс писал, что главнейший подвиг воли заключается в направлении сознания на непривлекательный объект и в сосредоточении на нём внимания[6.]. Произвольное внимание как бы толкается волевым усилием.

За работу произвольного внимания отвечают специальные зоны головного мозга - лобные отделы коры больших полушарий, которые программируют и корректируют поведение и деятельность человека. Энергетическая «подпитка» произвольного внимания осуществляется за счёт активации верхних отделов мозгового ствола, гипоталамуса.

Произвольное внимание относится к высшим психическим функциям и присуще только человеку.

Л.С. Выготский много занимался развитием у детей произвольного внимания. Он определил, каким образом произвольность как характеристика внимания формируется у ребёнка. Была создана методика двойной стимуляции. Цель этой методики - показать психологический механизм овладения человеком своим вниманием. Сущность методики заставить человека в определённой ситуации овладеть собственным вниманием. Доказано, что у дошкольника и даже младшего школьника этот механизм ещё не сформирован, поэтому задание для них трудновыполнимо. Для облегчения задачи вводится второй стимул, своеобразная опора, обеспечивающее устойчивость внимания ребёнка на объекте. Таким посредником может быть речевой стимул (обрати внимание на синий и белый цвет) или объект (синяя и белая карточка). С помощью этой методики учёный доказал, что благодаря внешним стимулам можно помочь ребёнку овладевать собственным произвольным вниманием. Помимо объекта или речевого стимула, в качестве «притягивателей» внимания ребёнка могут служить жесты. Очень важным жестом является вытянутый указательный палец. В детстве родители так концентрируют внимание малыша(«Так нельзя делать, ай-яй-яй!»). Становясь взрослее, ребёнок сам перенимает этот жест и использует его в общении с родителями или со сверстниками («Хочу эту игрушку! Купи мне эту игрушку!»).

Согласно результатам исследований, овладение ребёнком своим вниманием с помощью предметных и речевых действий начинается в возрасте от 2,5 до 3,5 лет. Самостоятельно ребёнок начинает организовывать произвольность своего внимания уже в 5,5 - 6,5 лет.

Наконец можно перейти к последнему из видов внимания по классификации, связанной с наличием волевого усилия. Помимо непроизвольного и произвольного выделяют также послепроизвольное внимание. Оно возникает при сильном увлечении субъекта в деятельности. Отличительной особенностью этого вида внимания является то, что из сферы сознания «исчезает» всё, что не связано с объектом деятельности. Послепроизвольное внимание возникает только тогда, когда появляется настоящий интерес к делу. В нём отражается глубокая личностно-смысловая насыщенность для человека. Послепроизвольное внимание имеет ряд общих «точек сближения» и с произвольным и с непроизвольным вниманием. Так же, как и в непроизвольном внимании, имеет место отсутствие волевого стимула. Так же, как и в произвольном, в сознании удерживается цель деятельности. Послепроизвольное внимание обычно наступает после произвольного.

22. Свойства внимания: устойчивость, концентрация, распределение, объем, переключение. Субъективные и объективные критерии внимания.

Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Все перечисленные свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания - в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.

Сосредоточенность - это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, како­му-либо событию или факту. Степень или сила сосредото­ченности - это концентрация или интенсивность внимания. Концентрация - это поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показателем интенсивности яв­ляется невозможность отвлечь внимание от предмета дея­тельности посторонними раздражителями. Например, ре-бенок собирает новый конструктор. Он полностью погло­щен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, его мож­но окликнуть, позвать обедать - он не отвечает, а порой даже и не слышит. В этом случае можно говорить о большой концентрации и интенсивности внимания.

Устойчивость - это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого вре­мени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. И.П. Павлов гово-' рил о своей работе: «Это прежде всего упрямая сосредото­ченность мысли, умение неотступно думать об избранном предмете, с ним ложиться и с ним вставать».

Противоположностью устойчивого внимания является внимание неустойчивое, колеблющееся, которое то и дело ослабляется или отвлекается в сторону. /

Устойчивость внимания у разных людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения, сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой спо­собностью в значительно меньшей мере. Но устойчивость внимания может колебаться и у одного и того же человека. Это зависит от осознания цели деятельности и ее значи­мости, от отношения к выполняемой работе.

Проследить колебания внимания можно при восприя­тии двойственных изображений, например большого и ма­ленького квадратов. Если в течение нескольких минут смот­реть на такой рисунок, то можно заметить, что меньший квадрат либо выдвинут - находится перед большим, либо «проваливается» - большой квадрат выдвигается на пере­дний план.

Внимание не может долго задерживаться на неподвиж­ном объекте (например, точка на листе), если мы не мо­жем его рассматривать с разных сторон. Чем богаче раз­личными своими свойствами объект, тем легче сосредото­чить внимание на нем в течение длительного времени. Например, чтение содержательной книги, просмотр спек­такля, беседа с интересным человеком, содержание жи­вописного пейзажа.

Объем - это количество объектов, которые охватыва­ются вниманием одномоментно, одновременно. Объем вни­мания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов.Человек с большим объемом внимания может заметить Дольше предметов, явлений, событий. Объем внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом.

Для определения объема внимания пользуются специ­альным прибором, который называется тахистокоп (от греч. слов «тахистос» - быстрейший и «скопео» - смотрю). Этот прибор дает возможность показать человеку несколько объек­тов - букв, геометрических фигур, знаков - на 0,1 с. Сколь­ко объектов запомнил человек - таков его объем внимания.

Объем внимания важно учитывать во многих областях жизни. Например, создатель рекламы хочет, чтобы любой прохожий, бросив мимолетный взгляд на рекламный щит, понял и запомнил его содержание. Для этого надо, чтобы на рекламе было не больше пяти слов. Если их больше, то полезно ярко выделить несколько самых важных слов, но их число не должно превышать четырех-шести.

Человек, находящийся на крупном современном про­изводстве у пульта управления машинами, должен одним взглядом охватить несколько приборов. Широта объема внимания профессионально важна и для учителя.

Распределение внимания - это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое вни­мание. Может ли внимание распределяться одновременно между двумя или несколькими разными деятельностями? Может, жизнь постоянно требует этого. Например, сту­дент на лекции распределяет одновременно внимание меж­ду тем, что записывает, и тем, что слышит в данный мо­мент. Внимание учителя распределяется на весь класс, на отдельных ребят, на содержание урока и пр. Умение рас­пределять внимание у людей различно. Говорят, что Напо­леон мог одновременно выполнять семь дел.

Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них надо знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. В этом случае основное внимание можно бу­дет уделить второй работе, менее знакомой человеку.

Умение распределять свое внимание развивается посте­пенно, с возрастом. Так, младшие школьники плохо рас­пределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, автоматических умений, поэтому не сле­дует предлагать им одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенкана другое. Но способствовать развитию этого умения необ­ходимо.

Переключение - это сознательное и осмысленное пе­ремещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности. Существенной стороной внимания явля­ется его переключение, т.е. способность быстро перехо­дить от одной деятельности к другой. Сознательное пе­реключение внимания не надо путать с отвлекаемостью внимания.

Успех переключения зависит от особенностей преды­дущей и новой деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот.

Переключение внимания всегда сопровождается неко­торым напряжением, которое выражается в воЛевом уси­лии. Отсюда понятно, почему школьнику бывает трудно начинать новую работу, особенно если она не очень нра­вится, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной. Например, переключение внимания на урок от дел, которыми дети занимались на перемене. Частая сме­на видов работы в процессе учебной деятельности может вызывать у школьников большие трудности.

Если, отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно, то, переключая внимание, он сознатель­но ставит цель заняться чем-то новым.

Внимание быстрее и легче переключается от менее важ­ного для личности предмета к более значимому.

В переключении внимания ярко проявляются индиви­дуальные особенности человека - одни люди могут быстро переходить к новой деятельности, а другие медленно и с трудом. Разные виды деятельности требуют разных форм внимания. Например, работа корректора требует высокой концентрации внимания, работа воспитателя, учителя -способности распределять внимание.

Внимание и рассеянность. Обычно внимание противо­поставляется рассеянности. В нашем языке рассеянность часто понимается как синоним невнимательности. Помните стихотворение С.Я. Маршака: «Рассеянный с улицы Бас-сейной»: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду, вме­сто валенок перчатки натянул себе на пятки».

Однако рассеянность и невнимательность не всегда со­впадают друг с другом. Рассеянность может быть результатом неустойчивости, слабости внимания. Человек ни на чем не может сосредо­точиться долгое время, его внимание непрерывно пере­скакивает с одного на другое. Например, такое внимание характерно для детей, оно наблюдается и у взрослых, осо­бенно в состоянии утомления, во время болезни.

Но рассеянность может иметь и совершенно иную При­чину. Человек настолько сильно сосредоточен на одном предмете, деятельности, что не способен замечать ничего другого, потому и рассеян. Например, многие ученые со­вершенно не обращают внимания на бытовые проблемы, на окружающие их предметы и т.п. Эта рассеянность явля­ется выражением максимальной собранности и сосредо­точенности на основном предмете своих мыслей. У таких людей внимание сильное, но узкое и малоподвижное. К.К. Платонов в книге «Занимательная психология» при­водит такой эпизод. Ньютон задумал сварить яйцо. Взяв часы, он заметил начало варки. А спустя некоторое время вдруг обнаружил, что в руках держит яйцо, а варит... часы. Но когда ученого однажды спросили, как ему удалось от­крыть закон тяготения, он ответил: «Благодаря тому, что я неотступно думал об этом вопросе».

Одна из причин невнимания - недостаточная умствен­ная активность. Огромную роль в развитии внимания иг­рает направленность личности.

23. Понятие о чувствах и эмоциях. Значение эмоций в жизни человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: