В настоящей практике существуют несколько методов оценки эффективности инвестиционных проектов

1. Метод определения чистой текущей стоимости.

Данный метод является самым распространенным и основан на сопоставлении величины исходной инвестиции () с общей суммой дисконтированных чистых денежных поступлений, генерируемых ею в течение прогнозируемого срока. Поскольку приток денежных средств распределен во времени, он дисконтируется с помощью коэффициента r, устанавливаемого аналитиком (инвестором) самостоятельно, исходя из ежегодного процента возврата, который он хочет или может иметь на инвестируемый капитал.

2. Метод расчета внутренней нормы окупаемости (доходности).

Метод внутренней нормы окупаемости использует концепцию дисконтированной стоимости. Он сходится к нахождению такой ставки дисконтирования, при которой текущая стоимость ожидаемых от инвестиционного проекта доходов будет равна текущей стоимости необходимых денежных вложений. Внутреннюю норму окупаемости можно также представить как темп прироста капиталу, который инвестируется.

3. Метод расчета индекса рентабельности инвестиций.

Этот метод является, по своей сути, следствием метода чистой текущей стоимости. Индекс рентабельности рассчитывается по формуле:

(7.4)

Очевидно, если: PI >0, то проект следует принять; PI <0, о проект следует отвергнуть; РI = 0, то проект ни прибыльный, ни убыточный.

4. Метод определения периода окупаемости инвестиций.

Период окупаемости – один из самых простых и наиболее часто используемых методов оценки инвестиций. Период окупаемости определяется как время, требуемое для того, чтобы доходы от инвестиционного проекта стали равными первоначальному вложению в этот проект.

Период окупаемости можно определить по формуле:

(7.5)

где То – период окупаемости инвестиционного проекта; Тп – год перед полной окупаемостью инвестиционного проекта; Сп – сумма капиталовложений, которые осталось возвратить в Тп + 1; Дп – денежный поток на протяжении года Тn+1.

Экономика отраслевых рынков.

1. Объект и предмет исследования в экономике отраслевых рынков. Подходы к анализу отраслевых рынков.

Основным объектом теории отраслевых рынков выступает исследование механизма, приводящего производственную деятельность в возможно более полное соответствие со спросом на товары и услуги.

Любая экономическая система должна ответить на следующие фундаментальные вопросы:

- какие продукты и в каком количестве производить;

- каким образом использовать ограниченные ресурсы общества на производство каждого из продуктов;

- как конечные продукты должны быть распределены между различными членами общества.

На подобные вопросы должна ответить и теория отраслевых рынков.

Предмет теории отраслевых рынков связан с рыночным подходом, в соответствии с которым потребители и производители действуют на основе ценовых сигналов, порожденных спросом и предложением. Основное внимание теория отраслевых рынков уделяет состоянию добывающих и обрабатывающих отраслей, которые создают материальную основу жизни общества в индустриально развитых экономических системах.

Экономика отраслевых рынков может рассматриваться в двух аспектах:

- как область теории, которая включает концепции и аналитические методы исследования рынков;

- как множество фактов и информацию о реальном состоянии рынков и положении фирмы на рынках.

Информация о положении дел фирмы на рынке позволяет судить о многих процессах, происходящих на рынке, в том числе и о тех, которые скрыты от непосредственного наблюдения. Так монополии способны достигать огромной власти, однако не всегда способны удержать ее.

Существуют два основных подхода к анализу организации отраслевых рынков: гарвардская школа и чикагская школа (анализ с точки зрения теории цен). Первый подход можно назвать системным подходом (с точки зрения парадигмы, получившей название «структура – поведение - результат»). Второй подход базируется на использовании моделей микроэкономики и теории ценообразования.

Гарвардская школа.Гарвардская парадигма была разработана профессорами Гарвардской школы Э.Мейсоном и Д.Бейном в 40-х и 50-х. И первоначально была ориентирована на эмпирические исследования. Бейн и Мейсон высказали гипотезу о существовании прямой связи между структурой рынка, поведением фирм и результативностью функционирования рынка.

Объект исследования – возможность предсказывать параметры функционирования рынка после анализа его структуры, базовых условий и поведения фирм.

Парадигма рассматривает отраслевой рынок как совокупность нескольких блоков, взаимодействующих между собой и оказывающих влияние друг на друга. Рассмотрим эти блоки (прим: классификация по Козлову – нашему семинаристу; в книге немного иначе, но сдавать-то ему:-)

· Базовые условия отраслевого рынка (ОР). Вектор базовых условий состоит из следующих элементов: <производство, потребление, гос механизмы воздействия на рынок, гражданское общество>.

Монетаризм м. Фридмена. Чикагская школа. М. Фридмен в своей концепции опирается на количественную теорию денег. В ее основе лежит уравнение Фишера:

M V = P Y,

где M – количество денег; V– скорость оборота; Y – объем производства; P – уровень цен.

Следует отметить, что из учения М. Фридмена вытекают такие выводы, с которыми трудно согласиться и которые многие специалисты оценивали отрицательно. Так, Б. Селигмен пишет, что возражения М. Фридмена против государственного вмешательства продиктованы «похвальной заботой о свободе личности», но при этом он отдает ей предпочтение «перед критериями равенства, морали и справедливости».

Чикагская школа, в основе которой лежала монетарная концепция, возникла в качестве альтернативы кейнсианству. Особую популярность она приобрела во второй половине 70-х и начале 80-х гг. прошлого столетия. В этот период в экономике США и других развитых странах обнаружились негативные явления – рост потребительских цен (особенно болезненным оказался взрыв цен на топливо и сырье), рост безработицы, падение производства. Это явление получило название стагфляции (стагнация плюс инфляция), и для борьбы с ней меры, вытекающие из теории Кейнса, оказались недостаточными. Даже экономическая политика государства была не в состоянии решить задачу «магического треугольника» (темпы, занятость, устойчивость цен).

2. Структура отраслевого рынка и эффективность его функционирования.

рынок – это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли друг с другом.

К числу факторов, определяющих структуру рынка, относятся изменение масштабов

производства (концентрация производства), а также процесс слияний и поглощений

(централизация капитала). Изменение масштабов производства происходит за счет

внутренних и внешних источников накопления. Процесс слияний и поглощений

развивается за счет внешних источников накопления.

Масштаб производства можно рассматривать на уровне предприятия (фирмы). На

уровне предприятия масштабы производства имеют оптимальные размеры, за пределами

которых их увеличение становится неэффективным.

Увеличение масштабов производства дает экономический эффект в результате

развития разделения труда и его специализации. Создается возможность применения

системы машин, автоматизации производства и т. д. С увеличением масштабов производства уменьшаются издержки производства, повышается производительность труда. Особенно это относится к многозаводским фирмам, в рамках которых достигается экономия за счет сокращения расходов на содержание административно-управленческого персонала, централизованного ведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также использования "массированных резервов".

Слияния и поглощения (централизация капитала) представляют весьма противоречивый

процесс притяжения и отталкивания капиталов. Американская статистика выделяет

среди форм централизации дезинвестиции. Эта форма предполагает продажу бизнеса,

отдела, дочерней компании собственником фирмы другому собственнику. Бизнес

одного собственника уменьшается, а другого увеличивается за счет присоединения

чужого капитала.

Основными принципами функционирования рыночной системы являются:

-свобода экономической, хозяйственной деятельности;

-многообразие форм собственности;

-примат потребителя (потребитель диктует свою волю, желания, вкус производителю);

-рыночное ценообразование; цена на рынке формируется в результате торга продавца и покупателя, соотношения спроса и предложения;

-договорные отношения;

-конкуренция;

-открытость экономики (хозяйственные организации и предприниматели обладают правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: