Урок гражданина, политинформация, классный час: «Герои ополчения Донбасса» (для 8-11 классов)
АВТОРЫ:
Никифорова Ирина Валерьевна,
учитель МБОУ «Лицей № 4» (г. Псков);
Костыря Григорий Валерьевич,
учитель ГБОУ «Средняя школа № 123» (г. Санкт-Петербург);
Цель: на примере героев Новороссии способствовать развитию патриотизма, образа мыслей и поведения, направленных на служение Отечеству, защиту своего народа.
Задачи:
1. Продолжить формирование у учащихся понятий «герой» и «массовый героизм».
2. Обратить внимание учащихся на духовную связь новороссов с героями Великой Отечественной войны и других великих битв и войн русского народа. На их убеждённость в величии русского народа.
3. Познакомить с подвигам конкретных героев.
4. Учить давать толкования слов и понятий.
Оборудование: видеоматериалы и фотографии, заранее приготовленные презентации о героях Новороссии, доска, мел.
Ход урока
Введение. Слово учителя
· Перед уроком на экране заставка – фигуры ополченцев.
· На экране – фото Малого.
Ребята, этого молодого человека звали Андрей. Но, поскольку ополченцы обычно скрывают свои имена и фамилии, его товарищи, пользовались позывным – Малой. Ему было всего 18 лет. Он с самого начала войны записался добровольцем в ополчение. Однажды, он вывел из окружения под городом Иловайском 17 своих товарищей, фактически, спас им жизнь, за что был награждён георгиевским крестом. Летом 2015 года Андрей погиб.
· На экране – фото Александра Скрябина.
Александр Скрябин. Во время сражения он бросился под вражеский танк со связкой гранат. Взорвал его и погиб сам. Но это облегчило боевую задачу его товарищам по оружию и спасло жизни многим из них.
· Фото И. Гришина и В. Головкова.
В ночь на 1-е сентября в Луганской Республике были ранены и взяты в плен защитники Донбасса Григорьев Иннокентий и Головков Виталий. Их подвергли жестоким пыткам, и не выпытав ничего, закололи штыками.
· На экране – фото Андрея Киселёва.
Это Андрей Киселёв. В самом начале войны служил в украинской армии. Он отказался стрелять в русских, за что был убит бандеровцами. В последние минуты он сумел позвонить маме и сказать, что его ведут на расстрел…
- Люди, о которых мы говорили сейчас – с разными судьбами. Но каким одним словом можно назвать всех этих людей? (Герои).
* Тема нашего урока сегодня – «Герои ополчения Донбасса»
Демонстрируется презентация «От героев былых времён»
Эвристическая беседа Попробуем определить, что означает слово «герой»? (Учащиеся делают предположения, педагог записывает на доске итог).
Герой – выдающийся своей храбростью, доблестью человек, самоотверженно совершающий подвиги. ( Так определил толкование слова «герой» знаменитый русский языковед Сергей Ожегов).
Теперь давайте также попробуем определить значение слова «подвиг». (Учащиеся делают предположения, учитель записывает на доске итог).
Подвиг – героический самоотверженный поступок (Там же).
-Подумайте, как можно определить, что такое «самоотверженный»? (Учащиеся отвечают, учитель записывает итог).
Человек отвергает сам себя: жертвует своими желаниями, потребностями, нередко жизнью. Все эти люди хотели жить: учиться, работать, каждый день видеть свою семью. Но эти люди пожертвовали своим благополучием, счастьем, чтобы защитить свой народ и родину. Каждый, вне зависимости от наличия официальных наград достоин называться героем.
Сейчас песня, посвящённая погибшему герою Николаю Леонову. Он пытался вывести раненых с территории Донецкого аэропорта, но погиб сам.
Демонстрируется ролик «Молодым умирать не страшно»
https://vk.com/videos-149405295?z=video-149405295_456239053%2Fclub149405295%2Fpl_-149405295_-2
или https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=ActH0hTqDjs
Текст. Прочитайте, сформулируйте понятие массовый героизм Во время войны в Новороссии люди проявляли так называемый массовый героизм, который помог отстоять им родную землю. Он проявился прежде всего в том, что народ сумел без помощи правительства организованно дать отпор фашистам. Началось стихийное формирование отрядов народного ополчения. Наиболее мужественные и активные граждане, в свободное от работы время, с риском для жизни, создавали патрули для охраны порядка, становились живым щитом на дорогах, препятствуя въезду в города военной техники. Нередко это приводило к травмам, гибели. Но люди не отступали. Многие из тех, кто не мог непосредственно воевать, помогали ополченцам продуктами, лекарствами, деньгами, вещами первой необходимости, готовили пищу и лечили раненых. И это тоже пример массового героизма народа.
Хунта была безжалостна. Они не собирались прислушиваться к мнению народа. Прекрасно понимая, что сопротивление усиливается, они наращивали агрессию. Действовали всё более жестокими и бесчеловечными методами. Например, приказывая бойцам стрелять в ставших на дороге живым щитом женщин, расстреливали ополченцев. Понимая, что силы не равны, ополченцы перешли к партизанской борьбе. А потом – к боевым действиям.
Сформулируйте понятие массовый героизм. В чём он проявился у народа Новороссии? (Это явление, когда героизм проявляется большинством представителей народа. Он проявился прежде всего в умении народа организоваться и дать отпор фашистам, а также в том, что герои не щадили себя, своих жизней во имя народа. Кто не мог идти воевать – помогали бойцам всем необходимым).
Если урок проводится для ребят, живущих на Донбассе, следует обратить внимание на то, что среди их родственников, знакомых, тоже много героев. Многие родственники либо воевали, либо работали в городе. Врачи лечили больных и раненых, сотрудники коммунальных служб исправляли повреждения, рабочие продолжали выпускать необходимую молодым республикам продукцию, многие помогали ополчению.
Задание. Вспомните о том, как ваши родственники, знакомые помогали в борьбе за общее дело.
Предпосылки героизма новороссов
· На экране – электронные листовки на основе плакатов Отечественной войны.
Слово учителя Новороссы постоянно подчёркивали свою духовную связь с героями Великой Отечественной войны, вдохновлялись их подвигами и стремлением к победе. Большинство из них мотивировали свой приход в ополчение именно тем, что они должны продолжить дело своих дедов и прадедов в борьбе за Родину, против фашизма. Духовная связь с героями Великой Отечественной проявилась и в народном творчестве, событиях. Быстро обнаружилось, что песни и стихи о Великой Отечественной войне невероятно точно отражают и современные события. Клип, который мы сегодня смотрели – тоже положен на песню о погибших Великой Отечественной войны.
· На экране – фото Саур-могилы.
В конце августа ополченцы взяли стратегически важную высоту – Саур-могилу. Одновременно это был и памятник павшим в Великой Отечественной войне. В ходе боёв он был разрушен до основания и восстановлению не подлежит. Сейчас там планируют поставить новый памятник, не только дедам, но и внукам.
24 августа киевские войска планировали захватить Донецк и провести там парад. Но не смогли взять его. И ополченцы приняли решение провести по Донецку пленных в память о параде в Москве в 1944 году.
· Демонстрируется ролик «Парад Независимости»
· https://vk.com/videos-149405295?z=video-149405295_456239054%2Fclub149405295%2Fpl_-149405295_-2
Закрепление
1. Какие качества характерны для настоящих героев? (Им свойственно самоотречение: они жертвуют своими интересами, благополучием и даже жизнью во имя других людей. Важно обратить внимание, что подвиг новороссов проявился ещё и в умении самостоятельно, без помощи правительства организовать сопротивление фашистам).
2. Назовите имена героев Новороссии, о которых вы сегодня узнали. Чей подвиг вас восхитил больше всего, почему?
3. Истории известны выдающиеся бандиты, воры, мошенники (Лёнька Пантелеев, Сергей Мавроди). Можно ли их называть народными героями? Ответ обоснуйте. (Нельзя. Подвиг совершается всегда для людей, во имя их блага).
4. Какие события истории вдохновляли новороссов на подвиги?
5. Как вы понимаете слова: «Не становимся на колени – договор поколений»?
Демонстрируется ролик «Спасибо, ребята»
https://vk.com/videos-149405295?z=video-149405295_456239052%2Fclub149405295%2Fpl_-149405295_-2