СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….......3
1. Понятие охраны труда, ее значение…………………….................................4
2. Основные направления государственной политики в области охраны труда...………………………………………………………………………….6
3. Обязанности работодателя по охране труда…………………………...…….7
4. Права и обязанности работника в области охраны труда……………...…...9
5. Расследование и учет несчастных случаев на производстве………….…..10
Заключение………………………………………………………………….……12
Список использованной литературы……………………………………………..………………………...13
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что деятельность человека является основой его существования. На трудовую деятельность на производстве, в быту приходится не менее 50 % жизни человека. А именно в процессе трудовой деятельности человек подвергается наибольшей опасности. Трудовая деятельность на производстве – производственная деятельность характеризуется наибольшим уровнем опасности, так как современное производство насыщено множеством разнообразных энергоемких технических средств.
Поэтому охрана труда работников была и остается важнейшей социальной проблемой в каждом государстве.
В нашей стране проблемы охраны труда значительно обострились после распада СССР и появления частной собственности на имущество организаций, поскольку частный предприниматель стремится не тратить свою прибыль на охрану труда и обновление старого изношенного оборудования, из – за которого часты несчастные случаи на производстве.
Задачей настоящей работы является изучение темы охраны труда в Российской Федерации. Я считаю, что глубокое знание данной темы очень важно не только для юристов, но и необходимо для всех граждан, ведь охрана труда актуальна, а ее понимание не только способствует повышению уровня знаний, но и помогает лучше разбираться и находить пути решения в вопросах разной степени сложности, касающихся данной сферы
ПОНЯТИЕ ОХРАНЫ ТРУДА, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ.
Охрана труда в широком смысле слова - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Охрана труда как институт трудового права - это совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников.
Как правовой институт охрана труда включает в себя нормы, устанавливающие права и обязанности работников и работодателей по вопросам безопасности и гигиены труда, а также конкретизирующие их с помощью правил и инструкций по охране труда; специальные нормы о компенсациях для лиц, работающих в тяжелых, вредных или опасных условиях; нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних работников, лиц с пониженной трудоспособностью; нормы, регулирующие организацию работы по охране труда; правила расследования и учета несчастных случаев на производстве.
Охрана труда имеет социальное, экономическое и правовое значения. Социальное значение охраны труда состоит в том, что охрана труда способствует укреплению (сохранению) здоровья работников от вредных и опасных производственных факторов. Экономическое значение охраны труда реализуется в росте производительности труда, подъеме экономики, увеличении производства. Правовое значение охраны труда состоит в правовом регулировании работы по способностям с учетом тяжестей условий труда, физиологических особенностей женского организма, организма подростков и трудоспособности инвалидов. Кроме того, вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений трудового коллектива (соответствующего профсоюзного органа) с работодателем, а также социально-партнерских отношений на федеральном, отраслевом, региональном уровнях.
Статья 37 Конституции РФ декларирует, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Основными нормативными актами об охране труда являются: Основы законодательства об охране здоровья граждан, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации", иные нормативные правовые акты, принятые Президентом РФ, Правительством РФ, Министерством труда и социального развития РФ, специализированными федеральными инспекциями по надзору за охраной труда (Госкомсанэпиднадзором, Госгортехнадзором и др.).
Статья 220 Трудового кодекса РФ закрепляет гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА.
Согласно ст. 210 ТК основные направления государственной политики в сфере охраны труда включают в себя:
- признание и обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
- принятие и реализацию федеральных и региональных законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ об охране труда;
- разработку федеральных целевых, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
- государственное управление охраной труда и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
- расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- защиту законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также членов их семей и др.
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается путем осуществления согласованных действий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
В соответствии со ст.216 ТК государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий.