УЧЕБНЫЙ ГОД
Билет № 1
1. Что послужило толчком к написанию А.С. Пушкиным «Пиковой дамы»? В чём заключается трагедия Германа?
Повесть “Пиковая дама” написана осенью 1833 года в Болдино. Тема безумства очень интересовала поэта в этот период. Повесть пользовалась большим успехом у читателей, об этом говорил и сам Пушкин в своем дневнике.
Курьёзный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу “Пиковой Дамы”. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт. Внук поставил на эти карты и отыгрался. Но Пушкин изменил немного историю, услышанную от князя Голицына. Он ввел новых персонажей, у Пушкина главный герой нерусский по рождению, в отличие от рассказа Голицына. Старуха и Германн – не родственники. Да и финал повести Пушкина совсем не походит на радужный конец карточного приключении Голицына – герой сходит с ума. Все дело в том, что Пушкин переосмысливает реальные события, перед ним стояла задача всегда – не просто изображать, а давать изображение с конкретной, определенной целью
|
|
Цель жизни Германа - обогащение. Герой стоит перед нравственным выбором: достичь цели он может “расчётом, умеренностью и трудолюбием” или крупным выигрышем в карты. Он выбирает быстрый и лёгкий путь - игру. Когда графиня раскрывает Герману тайну, она опять ставит героя перед выбором: он должен жениться на Лизе, он должен ставить одну из трёх карт раз в день, после выигрыша он должен никогда больше не играть в карты, то есть преодолеть свою страсть.
Герман опять делает выбор в свою пользу: он не собирается выполнять условия графини, он думает о том, как ему распорядиться выигрышем.
Пушкин в повести «Пиковая дама» говорит о том, что люди, подобные Герману, ослепленные страстью быстрой наживы, желанием получить все и сразу, не понимают невозможность этого и становятся безнравственными, то есть в своем стремлении переходят границы разумного, переступают через других, через себя, теряют человеческое, губят свою душу. И в этом их трагедия.
Сравните особенности фольклорных жанров исторической и лирической песни (на примере изученных песен).
Лирические песни | Исторические песни |
В лирических песнях отображаются человеческие чувства и переживания: печаль и радость, любовь и дружба, жалость и ревность, жажда воли и протест против угнетения. | В исторических песнях содержатся сведения о конкретных событиях истории (войнах, походах, восстаниях), а также о народных героях и исторических лицах. |
Особенности лирических песен таковы: они медленные, протяжные. Для них характерна народная символика, параллелизм, повторы, постоянные эпитеты. Например: «В тёмном лесе, в тёмном лесе, в тёмном лесе, за лесью, за лесью». «Уж ты ночка,ночка ты, ноченька тёмная, ты, тёмная ночка, осенняя!» В лирических песнях всегда присутствуют символы. И каждый символ имеет своё значение: «ясный месяц» - молодец, «лебёдушка» - девица, «ясны звёздочки» - дети и т.д. Характерные признаки лирической песни: широта мелодии, душевность и красивое созвучие голосов. | Исторические песни: «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён», «Там татары шли» по форме близки к лирическим. В исторических песнях часто встречаются образы лирических песен – удалый добрый молодец, солдатушки, общие для народной песни эпитеты (лес тёмный, садик зелёный, ворота решётчатые, добрый молодец, красное солнышко), сравнения, запевы. |
Лирические песни дают возможность познать народный быт и русский национальный характер. | Историческая песня позволяет увидеть отношение народа к важным событиям истории; из неё порой можно получить такие сведения, каких нет в исторических документах. Например, об отношении народа к Пугачёву мы узнаём из исторической песни «Пугачёв казнён»: «Нет больше народного заступника…». В официальных документах Пугачёв – злодей. Таким образом, историческая песня – своеобразный свидетель истории. |
|
|
Прочитайте наизусть отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «19 октября» (гимн
Лицейскому братству). Определите, какие человеческие качества ценит автор в своих
Лицейских друзьях.
А. С. Пушкин ценит в своих друзьях преданность дружбе, общность интересов, готовность прийти на помощь в трудную минуту, эмоциональную отзывчивость. В стихотворении упомянуты несколько человек, в первую очередь те, кто посетил поэта в михайловской ссылке. Это И. И. Пущин, который «поэта дом опальный… первый посетил».
С добрыми чувствами пишет А. С. Пушкин и о А. М. Горчакове, карьерном дипломате, будущем министре иностранных дел России, который под старость вместе с поэтом и дипломатом Ф. И. Тютчевым многое сделает для восстановления международного статуса России после провала Крымской кампании. Но это в будущем, а пока «фортуны блеск холодной не изменил души твоей свободной: все тот же ты для чести и друзей». И хотя прекрасно осознает А. С. Пушкин, что пути их разошлись, встреча их была радостной, и они «братски обнялись».
Поэт А. А. Дельвиг назван сыном «лени вдохновенной». Встреча с ним пробудила «сердечный жар, так долго усыпленный». Так возвышенно и с романтическим подъемом вспоминает А. С. Пушкин о встрече с другом. Общие поэтические увлечения лицеистов — огромная духовная ценность, приобретенная с отроческих лет.
Вспоминается поэт- декабрист В. К. Кюхельбекер, близкий друг Пушкина.
Об авторе складывается впечатление как о человеке порывистом, эмоциональном, постоянно нуждающемся в общении с друзьями, страдающим от одиночества в день годовщины Лицея и невозможности быть на празднике. Он верен не только здравствующим друзьям, но и памяти навечно ушедших (Н. А. Корсаков, поэт), или постоянно находящихся в дальних странствиях (Ф. Ф. Матюшкин, моряк). Верен поэт и каждому из друзей в отдельности, и всему лицейскому братству, и Отечеству, именуемому Царское Село. Мы видим в А. С. Пушкине доверчивость, готовность «предаться дружбе нежной».
Билет № 2
Раскройте особенности одного из стихотворений русских поэтов ХХ в. о Родине, родной природе. Прочитайте его наизусть.
|
|
Анализ стихотворения Н. Заболоцкого «Вечер на Оке».
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
В этой строфе нет нарочито поэтических слов и выражений, но выражается мысль о том, что очарованье русского пейзажа доступно не каждому человеку. Размер стихотворения: 5-стопный ямб, с пиррихиями. Рифма перекрестная. Аллитерация в двух первых строках:
С у тр а о бр емененная р а б отой,
Тр удом лесов, за б отами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, неочарованных людей.
Поэт показывает нам человека, не обремененного работой, который не обращает внимания на природу, которая работает, трудится: разворачивает новые листья на деревьях, выгоняет травы, создает плоды. Природа занята ежедневной, обыденной, не видной человеческому глазу работой, она как цельное существо со своим разумом и самосознанием не хочет замечать «нас, неочарованных людей», не подверженных ее чарам; вышедших из ее лона, но порвавших с нею связь.
И лишь когда за темной чащей леса
Вечерний луч таинственно блеснет,
Обыденности плотная завеса
С ее красот мгновенно упадет.
С наступлением вечера природа словно приоткрывает свою тайну, помогает ему проникнуть в чудо. В строфе появляются не только определения, но именно эпитеты. Ощущение тайны передается и с помощью звукописи.
Вздохнут леса, опущенные в воду,
И, к а к бы с к возь прозрачное сте к ло,
Вся гр удь р е к и пр иникнет к небо св оду
И загорится вл ажно и св е тл о.
|
|
С помощью олицетворений автор «оживляет» природу, но он не очеловечивает её: напротив, мы чувствуем, что это человек приближается к природе, к её постижению; что лесам свойственно вздыхать, опускаясь в воду, а реке – приникать грудью к небосводу. Вся строфа представляет собой развернутую метафору, включающую в себя сравнение и сплавленную с олицетворением: по существу речь идёт об отражении деревьев и закатного неба в воде, но поэт как бы переворачивает картину, и мы с естественного языка образов с трудом переводим на язык рациональности.
В первой строке настроение создаётся повторением гласных [о] и [у], во второй строке «работает» согласный звук [к], создавая ощущение твёрдой преграды, препятствия. Затем чувства словно прорываются через эту преграду, наполняются звучанием, сонорностью: «грудь реки приникнет». В конце третьей и в четвертой строке появляется звучный [в] и его сочетания с сонорным [л], передающее ощущение насыщенности и силы.
Вернемся к первой строфе и сравним ее изобразительную скупость с богатством четвертой строфы. Мысль, заложенная в начале, ярко и стремительно разворачивается в образах. Художественная форма наполнена глубоким смыслом.
Из белых башен облачного мира
С о йдет о г о нь, и в нежн о м т о м о гне,
Как будто под руками ювелира,
Сквозные тени лягут в глубине.
Небо превращается в таинственный мир, где облака – белые башни, из которых нисходит на землю закатный свет – нежный огонь (развернутая метафора). Аллитерация создает ощущение пластичности первой строки. Во второй строке «работает» звук [o]. Природа рисует не на поверхности, а в глубине реки тончайшие картины, создаёт yзopы с точностью и изяществом ювелира, тем самым поверхность реки уподобляется драгоценному камню: одно сравнение вызывает сложный ассоциативный ряд. На память приходят драгоценные геммы с изящными изображениями, проступающими словно бы из глубины камня.
И чем ясней становятся детали
Предметов, расположенных вокруг,
Тем необъятней делаются дали
Речных лугов, затонов и излук.
Мы привыкли к тому, что деталь противопоставлена широте. Так, например, фотографируя крупно какой-нибудь цветок, мы знаем: то, что на заднем плане, выйдет несколько размыто. С другой стороны, если мы будем фотографировать панораму, то детали не будут видны с ясностью и точностью.
Начало шестой строфы – «И чем ясней становятся детали...» – словно готовит нас к этому противопоставлению, в том числе и своей «непоэтической, научной лексикой («детали», «предметы»), но всё оказывается иначе: дали делаются необъятными, то есть более глубокими; не размытыми, а тоже более четкими.
Горит весь мир, прозрачен и духовен,
Теперь-то он поистине хорош,
И ты, ликуя, множество диковин
В его живых чертах распознаешь.
В творчестве зрелого Заболоцкого природа одухотворена изначально, и человек, находясь с природой в сложных отношениях, может приобщиться к её высокой духовности, неразрывно связанной с рождением новой жизни. В последней строфе стихотворения звучит торжественная, ликующая мелодия мира.
Человек – не существо, которое пытается навязать бездушной природе свои житейские категории. Человек, пытающийся познать природу, насыщенную и одухотворенную в своем постоянном творении жизни, человек, ощущающий своё неразрывное единство с ней, – вот образ, которым заряжена поэзия Заболоцкого.
Мы видим, что Заболоцкий начинает стихотворение с мысли, которая разворачивается в образ. Образ расширяется до мелодии, заполняющей душу человека. В этом стихотворении ярко выражена формула поэтического творчества Заболоцкого: мысль – образ – музыка. Музыка – не выражение душевных тайн личности, но гармония всеобщей жизни («Жизнь потоком светящейся пыли...», «Горит весь мир, прозрачен и духовен...»).