Конфуцианский динамизм

Конфуцианский динамизм – это параметр производственных ценностей, важный для азиатских компаний. Считается, что он уходит корнями в принципы конфуцианской философии.

Название трактуется следующим образом: конфуцианский - отражает для обоих полюсов учение Конфуция, динамизм - потому что на положительном полюсе есть пункты, указывающие на возможность изменения этого учения.

Принципы конфуцианского учения:

1. Стабильность общества основана на отношениях (изначально неравных отношениях) между людьми. Отношения основаны на взаимных обязательствах: младшие должны быть послушными и уважительными, старшие - должны защищать младших и выслушивать их мнение.

2. Семья - прототип любой общественной организации. Человек в первую очередь - часть семьи, а не индивид. Гармония в такой ситуации заключается в том, чтобы "не терять лицо", в смысле собственного достоинства, самоуважения и престижа. "Упасть лицом в грязь" - значит потерять достоинство, "наделить лицом" - уважать кого-то.

3. Благодетельное поведение по отношению к другим состоит в том, чтобы относиться к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

4. Решение жизненных задач направлено на развитие навыков, получение образования, тяжелую работу, экономию (не тратить больше, чем необходимо), скромность и старательность. Неприкрытое потребление и утрата самоконтроля - табу. Должна соблюдаться умеренность во всем.

Конфуцианский динамизм характеризует степень, в которой общество демонстрирует прагматическую ориентацию на выживание в далеком будущем, в ущерб нормативной ориентации, преследующей быстрый результат.

Определение конфуцианского динамизма, данного Г.Хофстеде:

«Долгосрочная ориентация представляет формирование свойств, направленных на вознаграждение в будущем, в частности, упорство и экономии. Противоположный полюс - краткосрочная ориентация - стоит за формированием других качеств, таких, которые относятся к прошлому и настоящему, в частности, уважение к традиции, сохранение своего "лица" и выполнение общественного долга».

Характеристики обществ с высоким и низким значением индекса конфуцианского динамизма*

Краткосрочная ориентация Долгосрочная ориентация

 

· Ожидается быстрый результат   · Упорство, настойчивость
· Статус – не главный аспект отношений   · Отношения упорядочены статусом, положением в обществе
· Хорошие люди умеют тратить деньги   · Хорошие люди экономны, бережно относятся к ресурсам
· Стыд не является общим чувством   · Общее чувство стыда
· Личностная устойчивость и стабильность   · Адаптивность
· Защита своего «Я»   · Защита лица - общее чувство, но подразумевает слабость
· Уважение традиций   · Адаптация традиций к новым обстоятельствам
· Выстраивание взаимоотношений с помощью подарков, подношений, выражения уважения   · Выстраивание отношений проблематично, связано с риском растрат
· Дети должны учиться толерантности и уважению других людей   · Дети должны учиться экономии
· Важнейшие события произошли в прошлом или происходят сейчас   · Свободное время не столь важно. Важнейшие события жизни произойдут в будущем
· Студенты не воспринимают «упорство», как важную личностную черту   · Студенты воспринимают «упорство» как важную личностную черту
· Накапливается небольшая доля избыточного дохода   · Накапливается большая доля избыточного дохода
· Осуществляется инвестирование в фонды взаимной поддержки   · Инвестирование в недвижимость

* Следует учитывать, что ряд стран и регионов имеют значения ближе к центрированным, а не крайним – только высоким или низким.

Особенности национальных деловых культур

Культуры универсальных и конкретных истин.

Деловым культурам с высокой степенью избежания неопределенности присущи активное законотворчество, принятие многочисленных инструкций и положений. Однако далеко не все стремятся их исполнять.

Фонс Тромпенаарс исследовал эту особенность различных деловых культур. По степени готовности следовать законам или находить основания для их нарушения он разделил национальные культуры на культуры универсальных и конкретных истин.

В культурах, где преобладают универсальные истины, традиционной является высокая законопослушность.

В культурах конкретных истин ищут оправдания для нарушения правил.

К деловым культурам универсальных истин относятся: Канада, США, Англия и страны Скандинавии. Противоположные им - страны Азии, Латинской Америки и Южной Европы, Россия и страны СНГ. Исследования Тромпенаарса показали, что на практике отношение к закону в разных странах может существенно отличаться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: