Машиностроение представляет собой отрасль промышленности, уровень развития которой в значительной степени определяет техническую оснащенность все отраслей экономики и обороноспособность страны.
Машиностроение является комплексной отраслью, поскольку оно объединяет 12 крупных отраслей, к которым относятся:
· тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение;
· химическое и нефтяное машиностроение;
· станкостроительная и инструментальная промышленность;
· электротехническая промышленность;
· приборостроение;
· автомобильная промышленность;
· сельскохозяйственное машиностроение;
· строительно-дорожное и коммунальное машиностроение;
· машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов;
· авиационная промышленность;
· судостроительная промышленность;
· промышленность средств связи.
Крупные отрасли, в свою очередь, объединяют несколько специализированных отраслей. Например, станкостроительная и инструментальная промышленность включает в себя производство металлорежущих станков, кузнечно-прессовых машин, литейного оборудования, инструментов и технологической оснастки.
|
|
Машиностроение занимает ведущее положение среди отраслей промышленности. Однако, доля машиностроения в структуре производства продукции по основным отраслям промышленности в России все-таки существенно меньше, чем в развитых странах (для сравнения: доля машиностроения в Италии – 36,4 %, во Франции – 39,3 %, в Великобритании – 39,6 %, в США – 46 %, в Японии – 51,5 %, в Германии – 53,6 %).
Для отраслей машиностроения характерна различная динамика развития. Различные темпы роста выпуска продукции обусловлены состоянием и динамикой соответствующих рынков и отраслей, для которых предназначена продукция машиностроительного комплекса. В настоящее время наиболее перспективными для машиностроения считаются семь секторов рынка: автомобильный, энергетического машиностроения и оборудования для топливно-энергетического комплекса, транспортного машиностроения, продукции оборонно-промышленного комплекса, отдельных видов товаров народного потребления, сельскохозяйственной техники и станкостроения.
Спад производства в машиностроительном комплексе, продолжавшийся длительный период (с 1991 г. до конца 1990-х гг.), в значительной степени был обусловлен неопределенностью государственной промышленной политики, перераспределением инвестиционных ресурсов в пользу сырьевого сектора экономики, а также во многих случаях более низкой конкурентоспособностью отечественной машиностроительной продукции по сравнению с продукцией зарубежных производителей и неспособностью крупных машиностроительных предприятий быстро перестраиваться под изменяющийся потребительский спрос.
|
|
Для достижения технического уровня машиностроения, приближающегося к уровню соответствующих отраслей в развитых странах, и перехода машиностроительного комплекса на инновационный путь развития необходимо решить ряд проблем. Главной проблемой является состояние активной части основных фондов, т. е. парка технологического оборудования, большая часть которого физически м морально устарела. По информации Федеральной службы государственной статистики (Росстат), уровень износа основных фондов в машиностроении составил 52,5 %, в то время как в целом по промышленности – 43,8 %. Обновление парка оборудования требует привлечения значительных инвестиций. Однако, инвестиции в машиностроение и металлообработку составляют всего 7,3 % от всех инвестиций в промышленность, что не соответствует значимости машиностроительного комплекса в экономике страны. Низкий объем инвестиций во многом обусловлен тем, что машиностроительные предприятия не имеют достаточных собственных финансовых ресурсов для инвестирования, а долгосрочные кредиты для них часто недоступны из-за низкой кредитоспособности многих предприятий и высоких рисков для банков, связных с возможностью невозврата кредитов.
Другая проблема связана с низкой рентабельностью производства продукции в машиностроении. Рентабельность продукции в среднем по машиностроению в 2001-2004 гг. снизилась с 14,5 до 8,2 %. Достаточно высока доля убыточных предприятий – 33,5 %. Низкая рентабельность и убыточность предприятий отрасли существенно снижают возможности привлечения инвестиций, необходимых для технического перевооружения. Одним из главных факторов снижения рентабельности в машиностроении является опережающий рост цен в топливных отраслях и черной металлургии по сравнению с машиностроением. Например, в некоторых отраслях машиностроения доля затрат на металлы в себестоимости продукции превышает 60 %, в то же время в черной металлургии в декабре 2004 г. цены выросли на 65,8 % по сравнению с декабрем 2003 г., а в машиностроении и металлообработке – всего на 15 % (по данным Росстата). Низкая рентабельность производства на машиностроительных предприятиях во многом обусловлена недогрузкой производственных мощностей.
Развитие машиностроения, повышение конкурентоспособности машиностроительной продукции, обеспечение опережающих темпов роста объемов производства в машиностроении по сравнению с другими отраслями требует выработки и проведения в жизнь национальной промышленной политики, задачами которой в области машиностроения являются:
· расширение внутреннего рынка машиностроительной продукции;
· модернизация действующих производств на инновационной основе и создание новых производств с использованием современных информационных технологий, компьютеризированных интегрированных производственных систем, систем автоматизированного проектирования, поддержки жизненного цикла изделий и управления качеством;
· развитие и совершенствование кадрового потенциала и повышение производительности труда;
· обновление номенклатуры выпускаемых изделий с ориентацией на выпуск высокопроизводительного и экономичного оборудования, обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции;
· модернизация производственно-технической базы естественных монополий с использованием оборудования отечественного производства;
· обеспечение доступа машиностроительных предприятий к кредитным ресурсам, повышение инвестиционной привлекательности машиностроительных предприятий, развитие системы поставки машин и оборудования на условиях лизинга;
· совершенствование законодательной и нормативной базы с целью ускорения процессов внутренней структуризации подотраслей машиностроения;
· обеспечение поддержки экспорта российской машиностроительной продукции.
Глава 2. ПРЕДПРИЯТИЕ – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО
ЭКОНОМИКИ