Предприятие – основной хозяйствующий субъект в условиях рынка

 

Функционирование предприятий в условиях рынка предполагает поиск и разработку каждым из них собственного пути развития. Чтобы не только удержаться, но и развиваться на рынке, предприятие должно улучшать состояние своей экономики: иметь всегда оптимальное соотношение между затратами и результатами производства; изыскивать новые формы приложения капитала; находить новые, более эффективные способы доведения продукции до покупателя; проводить соответствующую товарную политику и т. д.

Оптимизация эффективной деятельности предприятия должна сочетаться с полным использованием внутренних факторов развития производства и использованием условий внешней среды функционирования предприятия.

Рассмотрим общую модель функционирования предприятия (рис. 2.1).

 


Рис. 2.1. Общая модель функционирования предприятия

 

К основным факторам производства относятся труд, земля, капитал, предпринимательство. Дефицитность факторов производства определяет основную экономическую проблему, трансформируя ее в проблему осуществления серии выборов: какие и сколько товаров и услуг производить на предприятии; как их распределять.

Остановимся несколько подробнее на основных факторах производства.

1. Труд (рабочая сила) включает в себя умственный и физический труд, который в результате прогресса человечества развивается в направлении замены физического труда умственным. Этот фактор, несмотря на безработицу, ограничен по своему профессиональному и интеллектуальному составу.

2. Земля – это природные ресурсы и сама земля, которая очень ограничена как по своим размерам, так и возможностям ее использования. В экономической науке это понятие имеет более широкое значение, чем в повседневном использовании. Под ним чаще всего понимаются все природные ресурсы: полезные ископаемые, минералы, лес, вода, воздух и т. д. Природные ресурсы подразделяются на восполнимые и невосполнимые. Для них характерны неравномерное размещение по территории и не всегда имеющаяся доступность их использования.

3. Капитал– это вложенный в дело функционирующий источник в виде средств производства. К этой категории факторов производства относятся станки и оборудование, производственные здания и сооружения, транспортные средства, линии электропередач и транспортные коммуникации, вычислительная техника и измерительные приборы, добытое сырье и полуфабрикаты, т. е. все, что используется для производства товаров и услуг или служит необходимым условием такого производства. Величина капитала зависит не только от чисто количественных параметров, но и от того, насколько используемая техника, оборудование, станки соответствуют уровню технического прогресса.

4. Предпринимательство – это особое внутреннее свойство, которым наделены не все люди. Оно связано с риском, умением вести хозяйство на основе постоянного поиска нового.

Особенность ресурсного обеспечения состоит в том, что оно по своей стоимости составляет более 90 % имущества и денежных средств предприятия, а также переносит свою стоимость на готовый продукт либо по частям (основные фонды), либо полностью (предметы труда, рабочая сила). Отсюда и различные требования к их обеспечению. Например, основные фонды, в силу их большой стоимости и продолжительности использования, должны обладать высокой производительностью, экономичностью в использовании, универсальностью, надежностью в работе, а предметы труда по своему количественному и качественному составу – достаточными для производства необходимой продукции и в то же время минимальными, не ведущими к увеличению издержек производства за счет образования сверхнормативных запасов.

Эффективность функционирования предприятия и его экономический рост во многом зависят от совершенства управления и организации всех сторон его деятельности. Само по себе использование того или иного фактора производства вне связи с другими еще не означает, что будет обеспечено должное экономическое и техническое развитие предприятия. Нужна интеграция всех факторов. Эта функция принадлежит управлению производством в условиях рыночных отношений.

На уровне государства решение основной экономической проблемы состоит в повышении благосостояния всего общества посредством проведения структурных изменений в производстве, установления приоритетов в развитии отраслей, перераспределения материальных благ и создания общехозяйственных условий для динамичного развития экономики в будущем.

На уровне предприятия решение основной экономической проблемы осуществляется в форме создания конкретных продуктов и оказания услуг.

Предприятие, как экономическая система, является главным звеном, где происходит непосредственное решение основной экономической проблемы. Оно предоставляет рабочие места, выплачивает заработную плату, путем выплаты налогов участвует в осуществлении социальных программ. Создание продуктов и оказание услуг происходит, как известно, посредством определенных технологических процессов, орудий труда, материалов, навыков людей и их знаний, основанных на разделении и кооперации труда.

Предприятие – это организация по выполнению одной или нескольких специфических функций по производству и распределению разнообразных товаров и услуг. Его основные черты:

- организационное единство: предприятие – это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления; базируется на иерархическом принципе организации экономической деятельности;

- определенный комплекс средств производства:предприятие объединяет экономические ресурсы для производства экономических благ с целью максимизации прибыли;

- обособленное имущество:предприятие имеет собственное имущество, которое самостоятельно использует в определенных целях;

- имущественная ответственность:предприятие несет полную ответственность всем своим имуществом по различным обязательствам;

- предприятие предполагает единоначалие, основывается на прямых, административных формах управления;

- выступает в хозяйственном обороте от собственного имени(наименования);

- оперативно-хозяйственная и экономическая самостоятельность:предприятие само осуществляет разного рода сделки и операции, само получает прибыль или несет убытки, за счет прибыли обеспечивает стабильное финансовое положение и дальнейшее развитие производства.

Рассмотренные основные черты позволяют дать определение предприятию как обособленному целостному производственно-хозяйственный организму, в котором предполагаются социальное, производственно-техническое и организационно-административное единство, а также финансово-экономическая самостоятельность.

Социальное единство предполагает формирование трудового коллектива, состоящего из разных социальных групп (управленческого персонала, инженерно-технических работников и служащих, рабочих (основных и вспомогательных), младшего обслуживающего персонала), для достижения поставленной перед предприятием цели.

Производственно-техническое единство предусматривает соответствие располагаемого технологического оборудования и имеющихся производственных площадей характеру производства определенной продукции; последовательную связь и законченность всех технологических процессов; единство технического и производственного руководства в лице главного инженера, являющегося первым заместителем директора предприятия.

Организационно-административное единство предполагает единство трудового коллектива, занятого на предприятии производственно-хозяйственной деятельностью, наличие единого управленческого аппарата, а также общих для всего предприятия плана, учета и отчетности, баланса предприятия (объединения). Во главе предприятия как совокупности составляющих его производственных единиц (цехов, участков, служб и т. д.) стоит директор (генеральный директор, управляющий), осуществляющий на основе принципа единоначалия руководство всеми сторонами его деятельности.

Финансово-экономическая самостоятельность означает единство материальной базы предприятия в виде имущественных и денежных ресурсов, рентабельность работы на основе хозяйственного расчета, соблюдение режима экономии и получение максимальной прибыли.

Главными задачами предприятия являются удовлетворение общественных потребностей (спроса) в его продукции, услугах и реализация на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов членов трудового коллектива предприятия и интересов собственника имущества.

Предприятия можно классифицировать по различным количественным и качественным параметрам.

Основными количественными параметрами выступают численность работников и годовой оборот капитала. В соответствии с критерием численности занятых выделяют:

- малые предприятия, или малый бизнес (не более 100 человек);

- средние предприятия, или средний бизнес (не более 250 человек);

- крупные предприятия, или крупный бизнес (свыше 250 человек).

Среди качественных параметров классификации предприятий можно назвать следующие:

- тип собственности (частные, государственные, муниципальные);

- характер и содержание деятельности (узкоспециализированные, многопрофильные, комбинированные);

- способ вхождения в различные союзы и объединения;

- организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

В настоящее время в отраслях промышленности выделяют следующие разновидности предприятий: заводы в отраслях машиностроения и тяжелой промышленности, фабрики – в легкой промышленности, малое предприятие, научные и проектные организации.

Завод (фабрика) это производственная единица промышленности, предназначенная для изготовления каких-либо изделий или для выполнения определенной стадии производственного процесса.              В машиностроительной промышленности сложилось пять основных организационных форм этих предприятий:

- заводы с полным технологическим циклом, в которых осуществляются все стадии производственного процесса – заготовительная, обрабатывающая и сборочная;

- заводы механосборочного типа, работающие на заготовках и полуфабрикатах, получаемых в порядке кооперирования от других предприятий;

- заводы сборочного типа, собирающие изделия из деталей            узлов и агрегатов, изготавливаемых на других специализированных  заводах;

- заводы, специализирующиеся только на производстве заготовок (паковок, штамповок, отливок);

- заводы, специализирующиеся на изготовлении отдельных деталей (например, зубчатых колес, пружин, крепежных деталей, подшипников и т. д.).

В зависимости от объемов хозяйственного оборота предприятия и численности работающих заводы могут быть отнесены к малым, средним или крупным.

Каждое из этих групп предприятий имеет свои особенности создания и деятельности в зависимости от производственного процесса и общих принципов его организации.

Результатом производственной деятельности предприятия является его продукция, которая выступает в виде продукта или услуги.

Продукт – изделие, получаемое из исходного сырья и материалов технологическим способом, в результате использования которого свойства исходного сырья полностью исчезают, а продукт приобретает самостоятельную потребительскую ценность. Продукты (изделия) – это объекты, имеющие натурально-вещественную форму и способные удовлетворять те или иные потребности.

Услуга – такой вид деятельности, который не меняет натурально-вещественную форму продукта, добавляет к его первоначальной стоимости определенную сумму, поскольку конечный потребитель продукта в ней заинтересован и согласен ее оплачивать.

Продукты в их натурально-вещественной форме учитываются        в натуральных (физических) единицах измерения (штуках, тоннах, метрах и т. д.). Учет в натуральных единицах измерения осуществляется в том случае, если продукция однородна по назначению и содержанию.

В целях упрощения учета и технико-экономических расчетов, кроме натуральных единиц измерения применяются условно-натуральные единицы измерения. Данный измеритель целесообразен в том случае, когда производится несколько разновидностей продукта, обладающих общностью основных потребительских свойств, но разных по назначению. В тех случаях, когда разновидности сходной продукции производятся на одном и том же оборудовании, применяют условные единицы учета продукции, пересчитывая физический объем каждой разновидности в условные единицы, которыми служат более или менее произвольно выбранные конкретные разновидности такой продукции (коэффициенты пересчета в этом случае устанавливаются по весу, объему, затратам рабочего времени, потреблению электроэнергии и т. д.).

Стоимостной измеритель позволяет получить сводные данные на любом уровне обобщения (от отдельных видов продукции, производимых одним предприятием, до народного хозяйства в целом).             Основой учета продукции является денежный измеритель. В зависимости от полноты общественно необходимых затрат денежные измерители могут быть представлены по конкретным видам продукции себестоимостью ее единицы или ценой.

В рыночной экономике себестоимость и цена, по которой продукция отпускается промежуточному или конечному потребителю, носит индивидуальный характер. Однако условия рыночной конкуренции приводятся к выравниванию, что делает их гораздо более объективным инструментом для оценки объема продукции, чем себестоимость ее единицы, которая всегда остается индивидуальной вследствие различий в производстве.

Для измерения объема услуг может применяться трудовой показатель в затратах рабочего времени (часах).

Вся продукция, производимая на предприятии, должна соответствовать установленным требованиям, стандартам, должна быть сертифицирована.

План производственных подразделений предприятия по объему, номенклатуре, ассортименту, качеству и срокам производства продукции называется производственной программой предприятия.

Основными источниками информации для составления плана выпуска и реализации продукции (работ, услуг) являются маркетинговые исследования рынка и портфель заказов.

Разработка производственной программы начинается с определения номенклатурно-количественных показателей, отражающих вещественную сторону процесса производства. Формирование ассортимента и управление им имеет важное значение для предприятия. Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товара, которая соответствует профилю его производственной деятельности и удовлетворяет требованиям определенных категорий покупателей.

Номенклатура представляет собой перечень наименований изделий (работ, услуг), подлежащих выпуску.

Ассортимент – это перечень наименований изделий по типоразмерам, сортам (категориям качества), маркам в определенных количественных соотношениях. Вид товара делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой.

Формирование ассортимента – проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определение соотношения между «старыми»    и «новыми» товарами, товарами массового, серийного и единичного производства и т. д.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: