Различают два вида открытой инфляции: инфляцию спроса (инфляцию покупателей) и инфляцию предложения (инфляцию продавцов). В сущности, это две взаимосвязанные, но не равнозначные инфляции: одна – со стороны спроса (избыток денежных средств у покупателей), другая – со стороны предложения (рост производственных издержек).
Инфляция спроса – это вид инфляции, порождаемый избытком совокупного спроса, за которым не успевает предложение, а следовательно, и производство. Избыточный совокупный спрос приводит к росту цен (рис. 7.2).

Рис.7.2. Инфляция спроса
Рост цен происходит и в том случае, когда государство для финансирования незапланированных мероприятий дополнительно выпускает бумажные деньги, не обеспеченные товарной массой.
Инфляция спроса имеет свои плюсы при низком темпе экономического роста и наличии недозагруженных мощностей. В этом случае подстегивание спроса служит стимулом активизации производства. При росте цен до 10 % население больше покупает, ибо в дальнейшем покупки обойдутся еще дороже. Это стимулирует производителей увеличивать предложение, рынок быстрее насыщается.
Однако инфляционный рост цен может происходить и в условиях, когда спрос не растет, а падает. В этом случае причину инфляции следует искать со стороны предложения. Это другой вид инфляции – инфляция предложения. Инфляция предложения начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки и, следовательно, сокращается предложение (рис. 7.3).

Рис. 7.3. Инфляция предложения
Инфляцию предложения порождают не монетарные, а производственные факторы и монополизация. В общем случае они влекут за собой смещение кривой AS влево вдоль неподвижной кривой AD. Следствием этого является повышение цен с P1 до P2 в сочетании с сокращением реального объема выпуска с Q1 до Q2, т.е. фактически речь в данном случае идет о стагфляции.
Издержки начинают расти по трем основным причинам:
1. В результате повышения заработной платы под давлением профсоюзов и требований рабочих.
2. В силу удорожания сырья и топлива (рост цен на импорт, изменение условий добычи, повышение транспортных расходов и т.п.)
3. Производители повышают цены путем сговора или используют свое монополистическое положение.
В отличие от инфляции спроса инфляция предложения обладает некоторыми предпосылками к самопогашению. Повышение цен в результате роста издержек ведет к сокращению производства, а это неизбежно сопровождается обострением конкуренции, поиском средств, направляемых на совершенствование организации производства, снижение производственных и трансакционных издержек.
В реальной действительности выделить два вида инфляции довольно трудно. Однако, хотя эти виды инфляции имеют в своей основе нарушение закона денежного обращения, конкретный механизм их образования различен. В инфляции спроса избыточная денежная масса выступает в качестве непосредственной причины ее развертывания. А в инфляции предложения первоначальный импульс повышению цен задают немонетарные факторы.
Инфляция, сочетающая элементы инфляции спроса и инфляции предложения, называется структурной инфляцией.






