Формы и экономический потенциал государственного

Регулирования

 

В мировой экономической науке понятие государственного вмешательства в рыночную экономику связано со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении.

Однако реализация экономических функций государства зависит не только от форм (направлений) государственного вмешательства в экономику, но и от реальных экономических возможностей, определяемых экономическим потенциалом.

Экономический потенциал государственного регулирования хозяйственных процессов нельзя охарактеризовать только каким-то одним показателем. Наиболее распространенный показатель экономического потенциала государства, позволяющий реально воздействовать на хозяйственную жизнь – доля реальных государственных расходов в ВВП. Этот показатель характеризует масштабы перераспределения финансовых ресурсов страны, обеспечивающих воздействие государства на экономику. Практика показывает, что в странах с развитой рыночной экономикой доля государственных расходов в ВВП имеет устойчивую тенденцию к увеличению.

Важна и структура расходов, распределяемых через бюджет: сколько средств направляется на инвестирование в реальный сектор экономики, на науку, оборону, в социальную сферу и т.д. В разных странах существуют разные варианты структуры государственных расходов. Однако общей чертой является незначительная доля расходов на производственную сферу, а преобладающим направлением служит перераспределительные платежи в форме трансфертов и субсидий. Сравнительно велика доля расходов на содержание государственного аппарата управления.

Велика регулирующая роль государственного сектора реальной экономики. Речь идет о реальных экономических возможностях государства воздействовать на хозяйственную жизнь.

 Важными показателями влияния государства на экономику страны служат также объемы налоговых поступлений и доля государственного потребления в ВВП, отражающая расходы на обеспечение производства общественных благ.

Для анализа роли государства в рыночной экономике используются и более частные показатели: доля государственных инвестиций в общем объеме валовых вложений; доля социальных трансфертов в доходах населения; удельный вес государственной собственности; объем государственных закупок и др.

Однако истинное влияние государства на национальную экономику нельзя оценить по таким формальным показателям, как доля валового национального продукта, распределяемого через государственный бюджет, объем государственных закупок, удельный вес государственной собственности, количество налогов, поступающих в государственный бюджет. Влияние государства на рыночные процессы в первую очередь определяется совершенством правовой формы – степенью разработки и обеспечения выполнения законов.

Таким образом, в рыночной экономике у государства есть свои проблемы, а у рынка – свои. Вопросы о том, что, как и для кого производить, решает не только рынок, но и государство. Однако решает оно эти вопросы на основе рыночного механизма.

Недооценка экономической роли государства порождает негативные последствия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: