Теория общественного выбора

 

Новые государственные законы, программы по регулированию и стабилизации экономики, основополагающие решения о расходах и налогах, мероприятия, предотвращающие инфляцию или спад производства, принимаются органами представительной и исполнительной власти. Но как избранные, так и назначенные официальные чиновники, проводя определенную политическую линию, исходят исключительно из собственных интересов. Без преувеличения можно сказать, что все лица, которые управляют государством, имеют свои цели, стремятся извлечь для себя выгоду из политического процесса и максимизировать собственное благополучие. эта гипотеза об основополагающей роли индивидуального интереса в политической деятельности, в сущности, аналогична утверждению о рациональности поведения различных субъектов в экономической деятельности. Таким образом, и в сфере государственной политики применим принцип рационального экономического поведения.

В соответствии с данным принципом каждый потребитель стремится получить максимум полезности, а бизнесмен – максимум прибыли. Что касается политиков, то они, убедительно разглагольствуя об общественных интересах, занимаясь политической деятельностью и, в частности, участвуя в выработке и осуществлении государственных решений в экономической сфере, используют политические институты для достижения своих индивидуальных интересов и частной выгоды. Избранные государственные деятели думают прежде всего о следующих выборах, а назначенные чиновники – о продвижении вверх по иерархической служебной лестнице. Поэтому решения, принятые ими иногда бывают сомнительными и неоптимальными с экономической точки зрения, поскольку в них учтены чисто частные интересы. Положение усугубляется еще и тем, что результаты принятых государственными органами решений не имеют стоимостной оценки.

из всего сказанного следует, что демократический политический процесс имеет тенденцию порождать непоследовательную политику, приводит к ошибкам и отражает интересы далеко не каждого гражданина. Чтобы избежать подобного, необходима хорошо оформленная общественная система, где люди, управляющие государством, ориентированы на достижение интересов общества при реализации собственных целей. иными словами, нужна система, подобная рыночной системе,при которой «невидимая рука» рынка направляет действия индивидов, преследующих сугубо личные интересы, на реализацию общественных интересов.

Исследованием взаимосвязи политических и экономических явлений, процедурой принятия общественных решений занимается теория общественного выбора. Составной частью этой теории является проблема примирения различных взглядов, позиций и интересов членов общества по тем вопросам, по которым мнения избирателей расходятся.

Теория общественного выбора, представляющая собой раздел экономики, рассматривает также деятельность правительства, вопросы государственных финансов, фискальной и денежной политики, меры по сокращению бюджета страны и экономической стабильности и т.д. Сферой действия этой теории являются вопросы общественного потребления, трансфертных платежей и многие другие. Она пытается понять и предсказать, каким образом люди в рамках политической системы осуществляют процесс распределения ограниченных ресурсов при заданной структуре, при наличии собственных целей и под влиянием оказываемого на них давления. Однако ключевым является вопрос: как и в какой мере, результат процесса принятия решения отражает предпочтения избирателей.

Теорией общественного выбора задаются вопросы – что, как и для кого – в масштабах общества, подобно тому, как теория спроса и предложения изучает выбор в рамках частного сектора. Главное различие заключается в том, что центральные политические фигуры озабочены тем, как победить на выборах или продвинуться по служебной лестнице, а центральные фигуры рынка (предприятия) стремятся получить максимальную прибыль.

Политические решения принимаются на основе выявления предпочтений граждан или членов любого другого общества. Чаще всего это происходит путем голосования. Самый распространенный принцип принятия решения при голосовании – правило большинства голосов. Зачастую общественные решения, принятые большинством голосов, отражают позицию «среднего избирателя», чьи предпочтения располагаются в середине некоторой возможной шкалы. Например, объем производства некоторого общественного блага будет в таком случае близок к величине средней между его максимальным и минимальным количествами.

Если некоторые интересы ряда субъектов совпадают, то они могут объединиться на этом основании в группу. Деятельность, направленная на обеспечение принятия общественных решений в интересах группы, называется лоббизмом. Сплоченная группа с особыми интересами, действуя активно и целенаправленно, может добиться принятия общественных решений, выгодных для меньшинства, если их противники разобщены. Вероятность принятия коллективных решений в интересах меньшинства повышается при объединении различных групп с особыми интересами на основе взаимной поддержки таких решений. При принятии таким образом решения складывается ситуация несовпадения предпочтений голосующих с интересами большинства граждан: государственные решения не отражают мнения и интересы всех членов общества. Поэтому, как правило, не существует простого способа согласования позиций сторон, процедура голосования может приводить к противоречивым, несогласованным решениям. Если допустить возможность сговора, то вообще не исключены отрицательные действия государственных органов.

Таким образом, сама по себе государственная экономическая деятельность не является гарантией преодоления недостатков рынка и достижения экономически объективного размещения ресурсов.

экономисты отнюдь не переоценивают роль государства в экономике. Государственные органы могут принимать неверные решения. Как существуют несостоятельности рынка типа монополий и загрязнения окружающей среды, могут существовать и несостоятельности правительства, когда его вмешательство в экономику приводит к убыткам или нежелательному перераспределению доходов.

Принятию нецелесообразных решений способствуют экономические причины. Среди них – недобросовестность государственных чиновников, личные интересы которых могут в определенный момент превысить чувство долга как государственного лица; недалекий временной горизонт политиков, закрывающих глаза на негативные долгосрочные последствия ради краткосрочного выигрыша, и др.

Сторонники теории общественного выбора приходят к выводу, что именно в силу чрезмерного вмешательства государства в рыночные процессы возможно принятие невыгодных с точки зрения экономической эффективности общественных решений. Хотя они и не отрицают положительной роли государства, которое способно исправить несовершенство рыночного механизма в определенных пределах, однако все сходятся во мнении, что именно государство вносит неопределенность в экономическую систему. На их взгляд, государство внесет наибольший вклад в достижение экономической стабильности, если будет поменьше вмешиваться в экономику.

Таковы основные характерные черты теории общественного выбора, посвященной проблемам государственного регулирования экономики, роли государства в рыночных отношениях. Активное вмешательство в экономику – нормальное явление в жизни любого государства. По мере роста общественного разделения труда, усложнения хозяйственных связей экономическая роль государства растет. Период противопоставления рынка государству, а государства рынку закончился. Сегодня не оспаривается, что рынок эффективно решает проблему размещения ограниченных ресурсов, но он не может удовлетворить всех потребностей человека, особенно его социальных потребностей. Поэтому государство не может рассматриваться как сила, противостоящая рынку. И рынок, и государство способны выражать интересы общества и отдельного человека, они служат в конечном счете потребностям людей. Государство и рынок - две параллельно развивающиеся и взаимодействующие формы общественного развития. Поэтому, принимая решение об осуществлении экономической деятельности, приходится сопоставлять как достоинства, так и недостатки рыночного и государственного механизмов регулирования экономики.

 

Контрольные вопросы

 

1. Перечислите «провалы» рыночного механизма.

2. Существуют ли несовершенства государства в рыночной экономике?

3. В чем заключается регулирующая роль государства в рыночной экономике?

4. Почему экономическая роль государства неуклонно возрастает?

5. Охарактеризуйте основные экономические функции современного государства?

6. Какие задачи решает государство, вмешиваясь в работу рыночного механизма?

7. Каковы границы вмешательства государства в рыночную экономику?

8. Что понимается под государственным регулированием экономики?

9. Какие субъекты экономической политики Вы знаете?

10. Что является объектом государственного регулирования?

11. Каковы основные направления государственного регулирования экономики?

12. Назовите основные методы государственного регулирования экономики.

13. В каких формах государство осуществляет регулирование экономики?

14. Что является составной частью теории общественного выбора?

15. Почему сторонники теории общественного выбора выступают против чрезмерного вмешательства государства в рыночные процессы?

 

Тесты

10.1 Необходимость государственного регулирования экономики Дж. М. Кейнс обосновывал тем, что:

1) в рыночной экономике макроэкономическое равновесие не устанавливается ни при каких условиях;

2) в рыночной экономике макроэкономическое равновесие устанавливается при недоиспользовании ресурсов;

3) рыночная система порождает ряд процессов, оцениваемых как «ошибки» рынка;

4) все ответы неверны.

 

10.2 К «ошибкам» рынка относят такие процессы как:

1) производство «общественных» товаров;

2) побочные эффекты от перелива ресурсов;

3) неравномерность в распределении личных доходов;

4) все ответы верны.

 

10.3 Тезис о «невидимой руке» рынка содержится в теоретических концепциях:

1) неокейнсианского направления экономической теории;

2) кейнсианского направления экономической теории;

3) классического направления экономической теории;

4) институционального направления экономической теории.

 

10.4 К функциям государства в рыночной экономике не относится:

1) законотворческая деятельность;

2) установление цен на продукцию частного сектора;

3) поддержание конкурентной среды;

4) перераспределение доходов и ресурсов.

 

10.5 Государство может непосредственно влиять на такие части совокупных расходов, как:

1) частные инвестиции;

2) объем импортируемых товаров и услуг;

3) расходы домохозяйств;

4) величину государственных закупок товаров и услуг.

 

10.6 Государство отвечает за:

1) бюджет, налоги;

2) денежные средства, кредиты;

3) внешнюю торговлю;

4) все ответы верны.

 

10.7 Государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве:

1) служит главным средством подавления и эксплуатации лиц наёмного труда собственниками производства;

2) вызвано потребностями военно-промышленного комплекса;

3) порождено исключительно интересами бюрократического государственного чиновничества;

4) призвано служить укреплению и адаптации существующей системы к изминяющимся условиям путем решения задач, которые сам по себе рыночный механизм решить не может либо решает недостаточно быстро и эффективно.

 

10.8 Каким задачам соответствует применение административных методов государственного регулирования экономики:

1) сглаживанию диспропорций в отраслевой и территориальной структуре экономики;

2) обеспечению высоких темпов экономического роста;

3) укрепление национальной валюты;

4) корректировке рыночного механизма.

 

10.9 Государственное вмешательство в рыночную экономику:

1) важнейший компонент современного рынка;

2) возможно только в государственном секторе экономики;

3) возможно только в отдельных отраслях;

4) недопустимо.

 

10.10 Государство вмешивается в экономику страны, так как рынок:

1) не создаёт стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования;

2) не обеспечивает действительной мотивации фундаментальных исследований в науке;

3) не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

4) все варианты верны.

 

10.11 Роль государства в хозяйственной жизни той или иной страны проявляется через:

1) его принципы;

2) его функции;

3) его задачи;

4) его методы.

 

10.12 Важнейшая функция государства в рыночной экономике:

1) социальная защита населения;

2) защита отечественных товаропроизводителей;

3) фиксирование цен на товары и услуги;

4) создание свода законов, регулирующих поведение экономических субъектов.

 

10.13. Государство, выполняя функцию перераспределения ресурсов, предполагает:

1) осуществление процесса разгосударствления и приватизации;

2) проведение мер по защите собственности, гарантирование соблюдения контрактов, обеспечение безопасности для экономических агентов;

3) регулирование процесса перелива ресурсов;

4) проведение эффективной антиинфляционной профилактики с помощью стабильно денежной политики.

 

10.14 Основными каналами перераспределения доходов населения являются:

1) налогообложение личных доходов граждан;

2) трансфертные платежи;

3) налогообложение прибыли предприятий;

4) верны ответы 1) и 2).

 

10.15 Государство, выполняя функцию разработки и утверждения правовых основ экономики, предполагает:

1) определение прав и форм собственности, правил ведения предпринимательской деятельности, установление условий заключения и выполнения контрактов, обеспечение безопасности для экономических агентов;

2) перераспределение доходов таким образом, чтобы свести к минимуму возникающие при этом потери эффективности экономики;

3) осуществление процесса приватизации;

4) регулирование процесса перелива ресурсов.

10.16 Государство, выполняя функцию социальной поддержки населения, его защиты от бедности и безработицы, предполагает:

1) проведение регулярной демонополизации экономики, эффективной антиинфляционной политики с помощью стабильной денежной политики;

2) проведение мер по защите собственности, гарантирование соблюдения контрактов, обеспечение безопасности для экономических агентов;

3) перераспределение доходов таким образом, чтобы свести к минимуму возникающие при этом потери эффективности экономики;

4) регулирование процесса перелива доходов.

 

10.17 Государственное регулирование осуществляется через:

1) правовые регуляторы;

2) экономические регуляторы;

3) административные регуляторы;

4) все ответы верны.

 

10.18 Экономические регуляторы делятся на методы:

1) прямого и косвенного воздействия на экономику;

2) общего и специфического воздействия на экономику;

3) пропорционального и прогрессивного воздействия на экономику;

4) социального и стабилизационного воздействия на экономику.

 

10.19 Административные регуляторы предусматривают:

1) целевое финансирование;

2) систему государственных закупок;

3) проведение кредитно-денежной политики;

4) контроль над процессом приватизации.

10.20 Правовые регуляторы предусматривают:

1) целевое финансирование;

2) систему государственных закупок;

3) проведение кредитно-денежной политики;

4) все варианты верны.

 

10.21 Методы прямого воздействия на экономику предусматривают:

1) целевое финансирование;

2) проведение бюджетно-налоговой политики;

3) проведение кредитно-денежной политики;

4) нет верного ответа.

 

10.22 Методы косвенного воздействия на экономику предусматривают:

1) проведение кредитно-денежной политики;

2) систему государственных закупок;

3) целевое финансирование;

4) методы по лицензированию и квотированию.

 

10.23 Целевое финансирование (региональные и целевые программы) – эту меру воздействия на экономику относят к:

1) косвенным экономическим регуляторам;

2) методам прямого экономического регулирования;

3) правовым регуляторам;

4) административным регуляторам.

10.24 Государство эффективно может воздействовать на предпринимательство через:

1) законодательство, определяя правовые формы взаимоотношений участников;

2) денежную систему;

3) судебную систему;

4) конкуренцию.

 

10.25 Фиаско или несостоятельность государства вызывается:

1) периодическими спадами промышленного производства;

2) монополистическим ценообразованием на отдельных рынках;

3) несовершенством системы представительной демократии;

4) недостаточной информированностью правительства.

 

10.26 Общественные товары – это такие:

1) потребление которых не может быть ограничено;

2) которые потребляются государственными предприятиями и организациями;

3) которые производятся на предприятиях государственного сектора экономики;

4) все ответы неверны.

 

10.27 Неравномерность в распределении личных доходов характерна только для:

1) традиционной экономики;

2) командно-административной экономики;

3) рыночной экономики;

4) все ответы верны.

 

10.28 Проводимая государственными органами управления фискальная политика влияет:

1) только на предприятия государственного сектора экономики;

2) только на предприятия и домохозяйства;

3) только на домохозяйства;

4) на все макроэкономические субъекты.

 

10.29  Проводимая государством денежно-кредитная политика:

1) не зависит от фискальной политики и всех других государственных регулирующих воздействий на экономику;

2) не зависит от налоговой политики государства;

3) не зависит от антициклического регулирования экономики;

4) верны ответы 1) и 2).

 

10.30 К показателям экономического потенциала государства относятся:

1) доля государственных расходов в ВВП;

2) доля государственного потребления в ВВП;

3) доля государственных инвестиций в общем объеме валовых вложений;

4) все варианты верны.

 

10.31 Кейнсианское направление экономической теории может быть охарактеризовано как:

1) экономика предложения;

2) экономика спроса;

3) теории экономики свободного предпринимательства;

4) все ответы неверны.

 

10.32 Макроэкономическое равновесие проявляется в достижении:

1) полной занятости и относительно стабильного уровня цен в национальном хозяйстве;

2) равенства между доходами и расходами госбюджета;

3) равенства совокупных расходов и национального дохода в реальном секторе экономики;

4) нет верного ответа.

 

10. 33 Трансфертные платежи представляют собой:

1) субсидии на производство и сбыт продукции;

2) проценты от акций, облигаций;

3) пенсии, субсидии, дотации;

4) доход от собственности.

10.34 Что из нижеследующего не является задачей госсектора:

1) разработка и осуществление макроэкономической политики;

2) обеспечение людей общественными благами;

3) гарантии равных прибылей всем фирмам;

4) обеспечение прав частной собственности и имущественных прав.

 

10.35 Государственное регулирование – это система, включающая:

1) цели;

2) методы;

3) инструменты;

4) все варианты верны.

 

10.36 Целевые установки государственного регулирования экономики следующие:

1) осуществление принципов эффективности, равенства;

2) ликвидация безработицы и сдерживание инфляции;

3) осуществление стабильности экономического и социального развития общества;

4) верны ответы 2) и 3).

 

10.37 Государство для борьбы с бедностью использует следующую систему мер:

1) социальное страхование;

2) безвозмездные выплаты;

3) выплату процентов держателям государственных ценных бумаг;

4) верны ответы 1) и 2).

 

10.38 Безвозмездные выплаты включают:

1) бесплатные школьные завтраки;

2) пенсионное обеспечение;

3) страхование от безработицы;

4) выплату пособий по временной потере работы.

 

10.39 Если государство переступает предел допустимого вмешательства в экономику, то:

1) происходит снижение уровня инфляции;

2) снижение темпов прироста ВНП;

3) деформация рыночного механизма;

4) увеличение уровня безработицы.

 

10.40 В странах с развитой рыночной экономикой для государственных расходов в ВВП имеет тенденцию:

1) увеличиваться;

2) уменьшаться;

3) оставаться неизменной;

4) все ответы верны.

 

10.41 Преобладающее место в структуре государственных расходов, распределяемых через бюджет, занимают:

1) трансферты и субсидии;

2) расходы на оборону;

3) расходы на производственную сферу;

4) расходы на сельское хозяйство.

 

10.42 Инструментами государства во внешнеэкономической политике является:

1) законодательное установление ставок таможенных пошлин;

2) использование валютных ограничений;

3) использование иностранных инвестиций;

4) нормирование банковских резервов.

 

10.43 К субъектам государственного регулирования можно отнести:

1) государство в целом;

2) центральный банк;

3) политические партии;

4) верны ответы 2) и 3).

 

10.44 Объект государственного регулирования экономики-это:

1) накопление капитала;

2) денежное обращение;

3) платёжный баланс;

4) все варианты верны.

 

10.45 Теория общественного выбора – это:

1) теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах;

2) теория, исследующая поведение игроков ситуаций, связанных с принятием решений;

3) теория, согласно которой страна стремиться экспортировать те товары, которые в процессе их создания требуют интенсивного использования факторов производства, которыми страна обладает;

4) теория эффекта масштаба.

 

10.46 Под лоббизмом понимают:

1) попытки влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения;

2) деятельность, направленную на обеспечение принятия решения в интересах определенного индивида;

3) попытки влияния на представителей исключительно производственной сферы;

4) практика отстаивания интересов в образовательных учреждениях учащимися.

 

10.47 Государство может выступать в роли:

1) только производителя;

2) только потребителя;

3) потребителя и производителя;

4) нет правильного ответа.

 

10.48 Необходимый минимум государственного вмешательства в экономику ограничивается, по мнению сторонников свободы предпринимательства:

1) сбором налогов и перераспределением доходов;

2) принятием и соблюдением антимонопольного законодательства;

3) организацией денежного хозяйства;

4) всем вышеперечисленным.

 

10.49 К основным направлениям социальной защиты граждан в странах с рыночной экономикой можно отнести:

1) бесплатное образование;

2) гарантию минимуму зарплаты;

3) индексацию доходов;

4) всё перечисленное верно.

 

10.50 Уровень благосостояния государства определяется:

1) качеством жизни населения;

2) уровнем благосостояния его граждан;

3) показателем ВВП;

4) все ответы верны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: