Художественное наследие «бронзового века»

44.1.Разоблачение культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в том числе представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными странами - все это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи, утопические мечтания о лучшей жизни. Время с середины 50-х до середины 60-х гг. вошло в историю СССР под названием «оттепель». Само это понятие в социокультурном плане имело два смысла:

· символический - оттепель в культуре предшествовала и способствовала оттепели в других сферах общественной жизни;

· реальный - ослабление влияния тотального режима на индивидуальный процесс художественного творчества.

Эпоха перемен в советском обществе совпала с глобальным социокультурным поворотом. Во второй половине 60-х гг. активизируется молодежное движение, противопоставившее себя традиционным формам духовности. Впервые глубокому философскому осмыслению и новому художественному прочтению подвергаются исторические итоги XX столетия. Все чаще поднимается проблема ответственности «отцов» за катастрофы века, в полную мощь начинает звучать роковой вопрос об отношениях «отцов и детей». Впервые в истории советской культуры были поставлены вопросы: Какова роль советской интеллигенции в обществе? Каковы ее взаимоотношения с партией? Как следует оценивать культурное прошлое СССР?

Попытка ответа на эти вопросы с разных историко-культурных позиций (ценностей) привела к расколу творческой интеллигенции на традиционалистов (ориентированных на традиционные ценности советской культуры) и неоавангардистов (придерживающихся антисоциалистической направленности художественного творчества с опорой на буржуазно-либеральные ценности постмодернизма, на разделение искусства на элитарное и массовое с идеей их диффузии).

В художественной литературе противоречия в рамках традиционализма нашло отражение в противостоянии консерваторов и демократов. Журналу «Новый мир», главным редактором которого был А.Т. Твардовский, принадлежит особая роль в духовной культуре этого времени. Он открыл для читателя имена многих крупных мастеров, именно в нем опубликован «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына.

Своеобразными центрами инакомыслия стала деятельность театральных коллективов «Современника» и «Таганки». Их постановки, всегда воспринимавшиеся с определенным подтекстом, были своего рода протестом против надвигавшегося неосталинизма. Художественные выставки московских неоавангардистов и литературный «самиздат» конца 50-х гг. означали появление ценностей, порицавших каноны социалистического реализма.

Социокультурные истоки антисоциалистического искусства имели уже собственную основу. Характерен в этом смысле пример мировоззренческой эволюции Б. Пастернака, опубликовавшего на Западе роман «Доктор Живаго», где автор критически переосмысливает события Октябрьской революции. Исключение Пастернака из Союза писателей подвело черту в отношениях между властью и художественной интеллигенцией.

Н. Хрущев четко сформулировал задачу и роль интеллигенции в общественной жизни: отражать возрастающее значение партии в коммунистическом строительстве и быть ее «автоматчиками». Контроль за деятельностью художественной интеллигенции осуществлялся посредством «установочных» встреч руководителей страны с ведущими деятелями культуры. Время хрущевской «оттепели» прямо и косвенно разобщило и дезориентировало творческую интеллигенцию: одни переоценили характер поверхностных изменений, другие не сумели увидеть их «скрытного подтекста», третьи не смогли уже выражать коренных интересов народа-победителя, четвертые были способны только на пропаганду интересов партийно-государственного аппарата. Все это вызвало неадекватные реальной действительности художественные произведения, где доминировали идеалы демократического социализма.

В целом «оттепель» оказалась не только кратковременной, но и достаточно поверхностной, не создала гарантий против возврата назад, к сталинской практике. Потепление не было устойчивым, идеологические послабления сменялись грубым административным вмешательством, и к середине 60-х гг. «оттепель» сошла на нет, но ее значение выходит за рамки кратких всплесков культурной жизни. В те годы был сделан первый и решающий шаг в преодолении сталинизма, началось возвращение культурного наследия эмиграции, восстановление культурной преемственности и международного культурного обмена. В годы «оттепели» сформировались «шестидесятники», поколение интеллигенции, которое впоследствии сыграло важную роль в перестройке.

Период «Оттепели» характеризовался ослаблением идеологического контроля за художественным творчеством и относительным уменьшением тоталитарного давления на отдельную личность.

Саморазоблачение сталинского режима периода «Оттепели» положили начало кардинальным переменам в общественном сознании. Неотвратимо происходит процесс нравственного очищения народа.

 

Приметой времени становится расцвет литературы и поэзии, их общественное звучание. В 1962 г. В журнале «Новый Мир» была опубликована первая «лагерная повесть» А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», с которым началось постижение общественным сознанием страшных тайн сталинского режима. По стопам Солженицына пойдут литераторы Ю.Домбровский, В.Шаламов и др. Сложность, противоречивость мира отразили поэты-шестидесятники Б.Ахмадуллина, Б.Окуджава, А.Вознесенский, Р.Рождественский, Е.Евтушенко, Ю.Визбор. Духовное богатство и самобытность человека «из народа» раскрывает в своих сочинениях В.Шукшин. Новое осмысление темы войны дают М.Шолохов («Судьба человека»), Б.Васильев («А зори здесь тихие»), Ю.Бондарева («Горячий снег»). Интересно развивается научно-фантастическая литература, в которой под маской вымысла и фантазии поднимались социально-нравственные проблемы (И.Ефремов, братья Стругацкие).

В музыкальной культуре периода «оттепели» расцветает такое самобытное явление, как «авторская песня» (или «бардовская песня»). В числе ее творцов – Б.Окуджава, В.Высоцкий. В отечественной кинематографии появилась новая волна талантливых режиссеров: М.Хуциев, Т.Абуладзе, С.Параджанов, И.Таланкин, В.Шукшин, Г.Данелия. Фильм Андрея Тарковского «Зеркало» отразил сложную ситуацию узнавания человеком себя в мире, осмысление вовлеченности человека в бытие.

Творчество скульптора Э.Неизвестного стало символом разрушения канонов соцреализма. У многих деятелей культуры утверждается чувство свободы творчества, стремление расширить круг художественных приемов. Сообщество интеллектуалов- шестидесятников своей непримиримостью к существующей действительности протестовало против господствующей атмосферы нивелирования личности, боролось за национальные культурные ценности.

 Творческая интеллигенция стремилась к поиску новых форм художественного самовыражения на основе осмысления национального опыта. Постепенно формировалось движение диссидентов, полярная официальной линии, гражданская позиция.

 

44.2  Период в истории человечества, называемый бронзовым веком (III – II      тыс. до н. э.), характеризуется повсеместным широким распространением орудий труда и оружием, сделанным из бронзы, пришедшей на смену меди и ее сплавам. Плавление бронзы требовало более низкой температуры, что облегчало процесс литья и сами изделия стали обладать большей твердостью и прочностью. Человечество поднялось на новую ступень развития:
• с применением новых орудий труда ускоряется развитие земледелия и скотоводства;
• значительно расширяются связи между народами, разделенными прежде обширными территориями, чему способствовало появление колесной повозки и использование лошадей;
• на новом уровне развивается техника и культура, появляются ремесла и письменность.
   Эпоха бронзы характеризуется все большим отделением ремесла от земледелия и окончательным переходом от матриархата к беспрекословному подчинению мужчине, отцу и мужу, как главному в родовой общине.
Искусство становится все более разнообразным и распространяется с Ближнего Востока по огромной территории евразийских степей, Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, европейского Севера.
Среди наиболее значительных видов эпохального искусства выделяют:
• керамику;
• скульптуру;
• орнамент и символику;
• художественное оформление различных предметов из металла, кости, дерева;
• мегалитическую архитектуру.
В изобразительном творчестве как основные направления выделяют антропоморфную и зооморфную (представление богов в образе человека или животного) скульптуру, предметы бытового назначения из камня, глины, дерева, бронзовые и костяные, а также памятники мегалитической архитектуры, которые до сегодняшнего дня вызывают огромный интерес ученых-археологов.
В антропоморфной глиняной пластике предметом изучения стали небольшие человеческие фигурки, выполненные в строгих канонических формах: крупный нос, козырек над глазами, отсутствие рук и причудливая изогнутость туловища.
Среди ранних памятников антропоморфной скульптуры, встречающихся в районах Средиземноморья и южной Европы – «каменные бабы», грубо обработанные каменные плиты, на которых различимы лишь голова и сложенные руки, по мнению исследователей, они являлись олицетворением богинь-покровительниц мертвых душ.
Черты архитектуры и скульптуры можно наблюдать в различных типах мегалитических сооружений – менгирах (одиночные каменные стелы высотой до 19 метров), дольменах (напоминают ворота или стол из громадных каменных плит), кромлехах (вертикально стоящие отдельно либо попарно соединенные горизонтальной плитой стелы или столпы, образующие круг). В основе всех этих сооружений – вертикальные каменные глыбы высотой в несколько метров. Как правило, возле этих сооружений находят древние захоронения. Самым грандиозным памятником эпохи можно назвать кромлех в Стоунхендже (Англия), возведенный в начале II тысячелетия до нашей эры.
Повсеместно распространяется искусство оформления различных предметов повседневного назначения:
• керамической посуды,
• тканей,
• орудий труда,
• оружия (копья, мечи, кинжалы),
• домашней утвари (щипцы, шила, булавки, резцы, ведра, ножи, веретена),
• украшений (браслеты, серьги, колье).
С приходом техники литья из бронзы значительно расширились возможности мастеров. Продолжая традиции резьбы по дереву и кости, рукояти кинжалов украшали головами змей, лосей и разнообразных фантазийных существ.
Орнамент, мелкие пластические формы, художественные образы становятся своего рода знаковой системой общения между народами. К таким символам можно отнести наскальные изображения геометрических форм, которые находят археологи в разных частях света и у разных народов. Это, прежде всего, самые простые фигуры – круг, треугольник, кресты, звезды и подобные им. Тематика изображаемых предметов и знаков расширяется и обогащается новыми приемами, появляются цветные рисунки с использованием черной, красной и белой краски.
Все больше люди палеометаллической эпохи (период с конца IV и до начала I века до н. э., включающий медно-каменный и бронзовый века) нацелены на познание и изучение происходящих в человеке и вокруг него процессов.
Роль солнца и Вселенной, природные циклы и жизненные источники, место человека в природе и в окружающем мире, божественное начало животных и растений – все это отражается в орнаменте, рисунках, петроглифах (изображения, высеченные в камне).
Идея создания сооружений и связанные с ними определенные символы и элементы, такие, например, как солярные знаки, указывающие на культ солнца – говорят о существовании каких-то общих для разных народов традиций, которые пока недостаточно хорошо изучены.





























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: