Вопросы и примеры ответов текущего и промежуточного контроля

Список вопросов типовых контрольных заданий, необходимых для оценки знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций при текущем контроле (ТК). Текущий контроль производится в форме устного опроса. Контрольные вопросы и практико-ориентированные задания, необходимые для оценки знаний, умений и опыта деятельности.

№ п/п Формулировка вопросов текущего контроля № темы
1 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы в системе культуры и искусств (проблемы классификации). Теория, история, методология, проблема – сущность понятий 1
2 Актуальные проблемы научных исследований в сфере ДПИ и НП 2
3 Типология художественной культуры 3
4 Образ и символические системы в декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах. Современная трансформация 4
5 Сохранение народных художественных промыслов и перспективы развития. Современное состояние художественных промыслов 5
6 Синтез традиционных и инновационных форм в современной народной художественной культуре 6
7 Проблемы формообразования в декоративно-прикладном искусстве 7
8 Цикличность в моде 8
9 Деятельность научно-исследовательских учреждений и организаций по изучению ДПИ и НП, перспективы развития 9
10 Понятие стиля в декоративно-прикладном искусстве. Стилевые категории синтеза 10
11 Проблемы современного бытования народного декоративно- прикладного искусства в регионах России 11
12 Современные текстильные производства России в аспекте использования традиций 12
13 Этнофутуризм как явление культуры 13
14 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы в современных образовательных технологиях. 14
15 Основы менеджмента и маркетинга в сфере декоративно-прикладного искусства и народных промыслов 15

 

Подробный список ответов на вопросы текущего контроля (ТК) для выполнения типовых контрольных заданий, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы в системе культуры и искусств (проблемы классификации). Теория, история, методология, проблема – сущность понятий (Вопрос 1-ТК).

Народное декоративно-прикладное искусство — неотъемлемая часть культуры человечества, в основе которой лежат древняя традиция и современные подходы, развитие же осуществляется через их постоянное взаимодействие. Несмотря на некоторые различия, искусство народов и национальностей проходит приблизительно одинаковый путь развития и зависит от истории народа, его культовых и религиозных воззрений, взаимодействий с другими народами, проживающими на близлежащей территории. Декоративно-прикладное искусство несет в себе совокупность национальных признаков, которые, являясь традиционными, как бы согревают произведения, пробуждают в зрителе ярко окрашенные чувства и эмоции. Национальное в художественном образе обычно связано с личным чувством человека, его индивидуальными переживаниями.

Каждый вид декоративно-прикладного искусства – это единственная, в своем роде вещь, которая не похожа на другую, т.к. каждое изделие делается вручную. В наши дни, всё, что окружает нас — это в той, или иной степени создание рук человека, используемое как идея на производстве и уже растиражированное машинами. Однако, вещи, сделанные вручную, не утратили интерес ценителей и пользуются большим спросом. Из художественных средств, пожалуй, наиболее эстетически сильно воздействие оказываю произведения декоративно-прикладного искусства. Их роль наиболее значительна в выражении идейной направленности композиции, а потому и особенно сложна. Для эмоционального насыщения пространства, необходимо применять в нём объекты, созданные посредством художественного творчества. Но, используя для этого монументальную живопись или панно, росписи или витражи, важно соблюсти такт, меру, выбрать наилучший вариант расположения отдельных произведений. Это - необходимое условие для того, чтобы художественные изобразительные средства стали элементами ансамбля. Здесь нужно добиться их согласованного сочетания. При этом уникальность произведений декоративно-прикладного искусства не является определяющим качеством, так как взаимосвязь архитектуры, живописи, скульптуры, графики в оформлении интерьера базируется на законах гармонии. Издревле популярна у всех народов керамика. И сейчас изделия из неё не теряют привлекательности. В композиции интерьерных решений используются небольшие вставки в виде декоративных тарелок, панно, объемных скульптур и рельефов, а также вазы, чаши, цветочницы, кашпо, утварь. Особенность керамики состоит в том, что она обладает рядом непревзойденных качеств, высокой декоративностью, гигиеничностью, сохраняет в течение веков первоначальную свежесть, может использоваться для термической обработки продуктов.

В виде украшений и как составная часть других изделий в декоративных целях применяется дерево. Массовое распространение получили перегородки, стенки, панно, мебель, плафоны. Возможности его обработки различны: обжиг, резьба, полировка, тонирование, лакирование, покраска разнообразными лакокрасочными составами. Панно выполняется из различных пород, отличающихся по тону, фактуре. В жилой среде - гостиницах, квартирах, общежитиях, домах отдыха – уместны правильно оформленные произведения графики: эстампы, литографии, офорты, а также оригинальные акварельные рисунки. Неповторимость жилому уголку придают природные арт-объекты: поделки из коряг, кореньев, букеты. Проявив изобретательность, можно даже небольшими изделиями ДПИ повышать художественные качества оформляемого помещения.

Ученые признают ряд преимуществ новой эпохи над предыдущими. Перспективу развития культуры в эпоху постмодерна они видят в наличии у постмодернистской культуры антропоморфных, а не техно-морфных признаков. Постмодерн признает «культурный конформизм», что дает возможность осуществлять диалог культур. Постмодернистская ситуация вносит новый опыт видения и владения своими и чужими культурными ценностями, стимулирует интеграцию различных культур, способствует выработке целостного воззрения на мир и формированию единой взаимопроникающей и взаимодополняющей культуры человечества. В конце 1990-х гг., опираясь на традиционную деятельностную трактовку культуры, российские культурологи выявили следующие ее функциональные признаки:

—над-биологический, социальный характер культуры как формы человеческого бытия, воплощающей в себе специфику образа жизни человека;

—«человеко-творческая» функция культуры, в силу которой она выступает как способ реализации творческих возможностей человека;

—единство духовной и материальной сторон культуры и неправомерность их противопоставления и обособления;

—необходимость системного подхода к изучению культуры;

—разнообразие культур и неоправданность европоцентристского взгляда на историческое развитие мировой культуры;

—социокультурный прогресс как общее направление исторического развития человечества.

Как и мировая культура, современная культура российского общества по своей сути является постмодернистской. Выделяются несколько принципиальных признаков, свидетельствующих о формировании нового типа культуры: антропоцентризм, мультикультурализм, рационализм, диалогизм, «благоговение перед жизнью».

Необходимо отметить, что каждая культура, каждый этнос определяют свои способы и планомерность вхождения в глобальные процессы при сохранении и обще-социального, и специфически-локального культурного своеобразия. Для культур важен процесс адаптации к открытости и инновационной активности,

так как все культуры и народы все-таки окажутся в потоке глобализации.

Самобытность в качестве универсального свойства культуры предполагает не консервацию традиций, упрощение и примитивизацию культурных форм, но постоянное усложнение, укрепление ядра культуры, вокруг которого наращиваются инновации. При этом возможно выделение многообразных типов проявления самобытности в условиях различных концепций:

—«самобытность в условиях открытости»: смягчение логики взаимоисключений. Создание условий для сосуществования, подготовка к диалогу;

—«самобытность как форма закрытости»: защита своего природного и социокультурного пространства, противопоставление своих ценностей чужим;

—самобытность, устремленная в будущее, — project identity: воссоздание подобного прежде существовавшему гражданского общества.

Современная ситуация, связанная с формированием типа инновационного общества, приводит к ускорению темпов развития, смене ценностных ориентаций в культуре. При этом происходит нарушение принципа дополнительности между традициями в качестве способа сохранения социокультурного опыта и инновациями, которые нацелены на творчество и достижение новых результатов.

Следует выделить культурно ценностный принцип, являющийся специальным параметром порядка, который поможет сохранить понимание того, что развитие идет не «от противного»: если весь мир объединяется, то жить за счет сохранения самобытности культурного наследия невозможно. Саморазвитие культуры происходит за счет усвоения новых форм и взаимозаимствований культуры при участии в процессах глобализации. Проблемы, стоящие перед личностью в эпоху глобализации, порождают новые задачи. Одна из них — приобретение умений по отбору необходимых элементов других культур. Но это не должно мешать осознанию этнокультурной идентичности, которая выступает ядром самобытности. Влияние тенденции глобализации придает современной социокультурной ситуации сильную нелинейность, которая проявляется в обвале традиций, преобладании инновационного пласта в культуре. Именно нарушение соотношения между традициями и инновациями свидетельствует о вхождении культуры в „режим с обострением", фазу кризиса и также соответствует закономерностям циклической динамики.

 

Актуальные проблемы научных исследований

в сфере ДПИ и НП (Вопрос 2-ТК).

Последние десятилетия XX столетия ознаменовались стремительным ростом интереса к истории традиционной культуры России и, в частности, декоративно-прикладного искусства. Особенно актуальной становится проблема сохранения народного искусства, приобретающая новый аспект в связи с урбанизацией и техническим прогрессом. Изменение образа жизни, разрушение традиционной среды обитания и сокращение численности сельского населения, как носителя традиций прошлого, подрывает устои естественного механизма сохранения и передачи основ национальной культуры. Исторические традиции занимают все меньше места в повседневной жизни семьи, локальной общности. Сегодня еще имеются отдельные территории, поселения, анклавы, где сохранились носители аутентичной традиционной культуры, которую, однако, некому передавать, так как там не остается молодежи или отсутствует интерес к культуре прошлого. Поэтому возникает острая необходимость фиксации того, что сохранилось в памяти носителей традиции, поддержания и оживления традиционного народного творчества. В связи с этим приобретает актуальность проблема восстановления искусственного механизма воспроизведения, сохранения и передачи культурного традиционного материала, дополнения его современными технологиями, элементами современного обучения. Создаваемая человеком материально-художественная культура способствует формированию определенного типа мышления, созданию идеальной социокультурной модели личности, соответствующей требованиям времени. В нашей стране в настоящее время существует тенденция ориентации на западные образцы в формировании культурной среды. Однако она не отвечает долгосрочной тенденции развития национальной культуры. После многолетнего пренебрежения и забвения сегодня возвращается уважение к ручному труду, так как новое равновесие высокоинтеллектуального труда и традиционного «рукоделия» необходимо для формирования гармонического синтеза многовековой российской традиционной культуры с культурой городской, индустриальной и постиндустриальной. В этом процессе наиболее слабо исследован вопрос о корнях, семантике и преемственности декоративно-прикладного искусства, приобщения молодежи к традиционному народному творчеству. Социологические исследования подтверждают, что школьники и студенты имеют слабые представления о всемирно-известных народных художественных промыслах России и своего региона. Поэтому подрастающее поколение не идентифицирует себя с особенностями национальной духовности, проявляющейся в этих видах искусств, не.усваивает содержащихся в них национальных социально-психологических черт, чем углубляется культурный разрыв между поколениями. В настоящее время в огромной стране существуют лишь островки приобщения к традиционной материально-художественной культуре, изучению народных художественных промыслов России. На сегодняшний день очевидна недооценка значения национально эс-тетизированной, близкой и понятной человеку на уровне его культурной памяти среды. Современная культурная среда наполнена вещами, напоминающими предметный мир далеких предков, но социокультурная основа их воспроизводства утрачена. Творения традиционного искусства наших современников стали разнообразнее, технологически сложнее, виртуознее в плане исполнительского мастерства, но в то же время эклектичней в семантическом плане, отвечая канонам постмодернистской культуры, с ее очевидной беспочвенностью и отказом от признания общезначимых критериев эстетических ценностей. Семантика многих из них лишена знаковости, символичности, того мироощущения, которое было присуще мастерам прошлого. Поэтому существует настоятельная необходимость углубления в семантический слой народного декоративно-прикладного искусства и рассмотрения традиционной народной культуры как значимого, целостного явления в системе российской национальной культуры. Эта необходимость продиктована и Законом о культуре (от 7.01 1992 г.) и Федеральным законом «О народных художественных промыслах» (от 6.01.1999 г.), побуждающими к возрождению и развитию традиционного народного искусства и гарантирующими государственную поддержку этим процессам. В Законе о культуре прямо говорится об ответственности и обязанностях государства за выявление, изучение, реставрацию и охрану памятников истории и культуры, распространение и освоение культурных ценностей, результатов и методов научных исследований культурной деятельности. Федеральным законом «О народных художественных промыслах» подчеркнуто, что народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемое достояние и одну из форм народного творчества. Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей

Характеристика роли и места народного декоративно-прикладного искусства для культуры эпохи постмодерна имеет важное значение. Оно связано с формированием системы образов групповой идентичности, личной самоидентификацией человека в коллективе и самоотождествлением с ним, заинтересованностью членов коллектива в его социальном воспроизводстве как процессе, отвечающем их индивидуальным и групповым интересам. Существует несколько направлений развития народного декоративно-прикладного искусства: от традиционного художественного творчества до самоидентификации человека как представителя этноса, страны, мультикультурного мира; развития в личностном и профессиональном плане; формирования толерантного сознания личности через овладение декоративно-прикладным искусством различных народов. Еще одна актуальная тенденция современности, особенно обострившаяся в последние годы, — мультикультурализм. Данная тенденция, проявившаяся на современном этапе развития Российского государства как части мирового сообщества, обусловлена несколькими причинами: многонациональным составом населения; наличием национально-территориальных субъектов федерации; иммиграцией из стран СНГ. Вопрос осложняется наличием безработицы, что создает неблагоприятную атмосферу для развития этнокультурных отношений. Проблемы российского мультикультурализма необходимо связывать с процессом построения гражданского общества. Это невозможно без толерантных взаимоотношений граждан и отдельных групп населения, учета интересов обеих сторон. Это означает, что мультикультурализм должен способствовать формированию в России толерантной политической культуры. Анализ сложившейся ситуации показывает необходимость формирования личности, способной к активному профессиональному, творческому, личностному росту в современных условиях. Одним из путей формирования такой личности может быть использование потенциала народного декоративно-прикладного искусства. Опора на идеи демократизации культуры (в противовес модернистской элитарной), снижение верховных ценностей, отказ от трансцендентных идеалов, от категорического отрицания модернистских ценностей до многообразных способов ее переосмысления говорит о сложности и многогранности происходящих в культуре постмодерна процессов. народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Дымковские игрушки, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.

 

Типология художественной культуры (Вопрос 3-ТК).

Историческая типология художественной культуры – сегодня один из важнейших путей изучения национальных культур. Эстетическое и художественное в типологии художественной культуры помогают в построении общей модели мира. В этом смысле она важна, как междисциплинарный модус. В работе над выявлением сущностных черт художественной практики и эстетического сознания, их взаимодействия, образующего специфическое основание для построения исторической типологии художественной культуры и в соответствии с целью подобных исследований определяются задачи: критически проанализировать существующие методологические подходы к проблеме исторической типологии культуры, предпринятые в философии, эстетике, искусствознании и культурологии, представить современный понятийный аппарат типологических исследований; показать эвристическое значение взаимосопряженных понятий "модель мира" и "художественная картина мира" для целостного описания общих типов художественной культуры, их эпохальных и локальных проявлений; обосновать статус понятия" эстезис художественной культуры" как культурологической категории, способной стать артикулированным компонентом ее исследования; предложить современную интерпретацию эстетических текстов, репрезентирующих различные исторические типы художественной культуры; соотнести сущностные черты художественной практики и соответствующие ей эстетические интерпретации развития мира искусств, рассматривая взаимоотражения искусство- и эстетосферы; выявить основные исторические типы художественной культуры, показать эпохальные метаморфозы художественной культуры в пределах каждого исторического типа, а также наличие их локальных вариантов. «Эстезис», понимаемый как постоянный процесс эстетизации всех жизненных явлений в коллективном сознании народности, зависит от союза микрокосмоса и макрокосмоса – личностного творчества и роста, подкрепляемых развитием общества. Постмодернистское сознание 80-х годов отвергло традиционную бинарную логику, логику господства, инструментализм, принцип строгой организованности и иерархической упорядоченности социальных структур и вместо этого предложило развитие органической солидарности в символическом промежутке сознания и времени. Именно эстетическая форма существования постмодернистского сознания приводит к возникновению групповой, а не личностной индивидуальной этики. Эстетизированное восприятие, эстетическое сознание приводят к тому, что после долгого периода господства рационализма с его расколом внутри анализируемого и познаваемого по частям мира приходит в сознании людей конца XX века к потребности единства рассмотрения художественной практики и эстетической мысли и дает собственные основания для построения типологии художественной культуры.

Интегративный анализ соотношения художественной практики и эстетической мысли в контексте истории культуры; своеобразие художественной практики здесь анализируется в свете аутентичных эстетических текстов, а особенности развития эстетической мысли — в свете актуальных задач художественной практики. Взаимопроникновение художественных и эстетических начал, когда они предстают одно в другом и через другое, послужило обоснованием понятия "эстезис художественной культуры". Будучи диахронической константой, эстезис художественной культуры позволил определить доминанты, имплицирующие внутренние структурные признаки и закономерности их взаимодействия, которые характеризуют исторические типы художественной культуры. Такими доминантами оказываются наличие художественной деятельности, которая еще не во всех позициях обрела суверенность, и автономизация мира искусств, что дает возможность выделить основные исторические типы (мегатипы) художественной культуры: традиционный и современный, и уже в этих пределах рассматривать их эпохальные и локальные варианты народной культуры.

Идут поиски методологически новых подходов к построению исторической типологии художественной культуры; обоснований понятия "эстезис художественной культуры", которое стало артикулированным компонентом в ее исследовании. Достигнутые результаты дают новые основания для дальнейшего продуктивного исследования конкретных процессов развития художественной культуры в ее этнических, региональных, континентальных вариантах, то есть разработанная автором концепция имеет теоретическое значение для современной культурологии. Концепция типологизации художественной культуры и понятие "эстезис художественной культуры" с его особым познавательным содержанием и функциями имеют все возможности стать методологической основой искусствоведческой и художественно-критической деятельности. Методология в этой работе связана с ориентацией на целостный эстетико-культурологический подход к изучению мира художественной культуры, что предполагает взаимодействие разноплановых, взаимодополняющих друг друга методов и приемов анализа. Среди них — генетический, сравнительно-исторический, историко-типологический, контекстный, герменевтический, что связано с установившимися в современных философских и культурологических разработках подходами к пониманию онтологии культуры, ее исторического развития и типологических модификаций. Существенная методологическая роль принадлежит герменевтическому подходу, поскольку установление смысла выступает предпосылкой отбора исторических свидетельств. Реконструкция смысла исторических свидетельств предполагает их толкование с позиций современности, а сама современность предстает как итог истории. Причем герменевтический опыт делает своим предметом как произведения искусства, рассматривая их семантическое содержание и предоставляя возможность "перевода" их конвенциональных языков на словесно-понятийный, так и собственно тексты об искусстве, в которых время "выговаривает" себя. Поэтому существует потребность использования в работе фундаментальных положений герменевтики, активно разрабатываемых философско-эстетической мыслью и блистательно развернутых в исследованиях знатоков мира искусства. Современная классификация искусства сформировалась в процессе восприятия предметов искусства. Так, в Средние века в состав "свободных искусств" помимо поэзии и музыки входили астрономия, риторика, математика, философия, а скульптура, живопись и архитектура включались в разряд ремесел. Если рассматривать динамику развития искусства на большом историческом пространстве, то мы обнаружим, что время от времени происходит изменение в соотношении видов искусства – то один, то другой из них занимают доминирующее положение, например - живопись в эпоху Возрождения, литература – в эпоху Просвещения. В основу современной типологии искусства положены три критерия:

1 - искусства делятся на пространственные (изобразительные искусства, архитектура, декоративно-прикладные), где образ не изменяется во времени, временные (литература, музыка) и пространственно-временные (кино, театр, танец), где образ существует во времени и пространстве.

2 – критерий ориентирован на механизм восприятия. В соответствии с ним выделяют зрительные искусства (изобразительные, архитектура, декоративно-прикладные), зрительно-слуховые (кино, театр, танец) и слуховые (музыка). Литература в этой классификации занимает особое место.

3 – критерий основан на языках искусства. Тогда виды группируются следующим образом: литература, где образ рождается только посредством слова; изобразительные искусства, музыка, танец, архитектура, декоративно- прикладные, которые пользуются особым языком искусства, но не словом; третью группу, в которой сочетаются слово и другие языки, составляют кино, театр, вокальная музыка.

Границы между искусствами подвижны, часто различные виды переплетены или сочетаются. Например, музыкальный театр – это вокал, танец, литература (либретто), театральная живопись. Здесь уместно говорить о полифоническом языке искусств.

В некоторых случаях говорят о синтезе искусств, в частности, когда речь идет о храмовом действе. Синтез храмового действия вовлекает в свой круг изобразительное, вокальное искусство, поэзию всех видов. Все, что связано с храмом, – и внешне (архитектурная форма), и внутренне (убранство), и действо – подчинено единой цели – достижению катарсиса, душевного очищения. Синтез искусств оказался возможен именно потому, что в основе каждого из них – человеческое переживание, выраженное разными языками – словом, цветом, звуком или формой, поэтому часто художник описывает одни виды искусств через другие. Проблемы глобального взаимодействия культур ставятся современными концепциями в рамках культуры постмодерна.

 

Образ и символические системы в декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах. Современная трансформация (Вопрос 4-ТК).

Изучение традиционного декоративно-прикладного искусства началось сравнительно недавно. Первые публикации по материалам народного, в основном крестьянского, искусства относятся ко второй половине XIX века, когда наблюдался подъем интереса демократически настроенной прогрессивной части общества к памятникам русского народного творчества. В некоторых из этих работ о крестьянских производствах и ремеслах мало затрагивались вопросы собственно искусства, художественные ремесла рассматривались в них наравне с хозяйственными. Сегодня следует уделять значительное внимание не только отдельным видам декоративно-прикладного искусства, его художественным и техническим характеристикам, но и социальным и историческим аспектам этого феномена. В наше время там, где можно найти предметы ДПИ, бывшие неотъемлемой частью прежнего быта, появляются всё новые и новые собрания произведений народного искусства. Работы учёных, посвященные вопросам народного искусства, имеют научную ценность для будущего. Они становятся основополагающими для дальнейших исследований в области художественного творчества.

В исследовании темы исторического развития и современного состояния декоративно-прикладного искусства и народных промыслов России доминировали искусствоведческий подход даже при дефиците эстетического, этнический и региональный ракурсы рассмотрения. Недостаточно изученными оказались социокультурные аспекты функционирования ДЛИ, его культуротворческая и социализирующая роль в обществе. В связи с этим возникает необходимость культурологического исследования ДПИ и народных художественных промыслов - специфики их функций в структуре традиционной культуры России, исторической трансформации и механизмов их социокультурного воспроизводства в переходных условиях современного российского общества.

Проблема исследования ДПИ заключается в противоречии между частичным характером научных знаний об отечественном декоративно-прикладном искусстве и художественных промыслах и необходимостью системного -теоретического и исторического - знания об этом виде искусства, как предпосылке решения остро стоящей практической задачи - определения возможностей более полного, органического включения традиционной культуры России в процессы социализации и формирования национальной идентичности новых поколений россиян. В силу масштабности задачи выработки концептуального знания о ДПИ, она может быть решена лишь совокупными усилиями многих исследователей. Сегодня основное внимание уделяется историко-культурным аспектам проблемы, без разработки которой невозможно продвижение в концептуальном направлении. Изучение образа и символических систем в декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах проводится на основе изучения орнаментов части предметов материальной народной культуры России. Для этого собран и проанализирован семантический иллюстративный орнаментальный ряд. Выявлены факторы, воздействующие на утрату смыслового содержания орнаментов, главными из которых являются: 1) внедрение машинных технологий в традиционно ручную сферу исполнения изделий; 2) прогрессировавшее, начиная с петровской эпохи, расхождение этнической и элитарной национальной (дворянской по основной доминанте) культур, в результате которого этническая художественная культура вступила в фазу поэтапной деградации. Современная трансформация восприятия и использования народного орнамента акцентирует внимание исследователей на выявлении позитивной тенденции в динамике смены типов трансляции народной художественной культуры России. Переход от дописьменного типа трансляции, при котором она осуществлялась непосредственно-личным способом в семье, как базовой социальной ячейке к письменному, книжному типу приводит к тому, что трансляция национальной, в том числе художественной культуры начинает осуществляться в отчужденной форме - в основном через систему массового образования, средства массовой информации и учреждения культуры. Еще в недавнем прошлом при изучении ДПИ можно было опереться только на книжные источники по технологии и эстетике в этой области. Экранная культура и оживление деятельности мастеров приводят на новой технической основе к своеобразному возврату к первому типу трансляции (от мастера - к ученику), что связано в числе прочего с широкими возможностями визуальных компьютерных технологий. Этот фактор является безусловно положительным, так как расширяет спектр возможностей приобщения человека к народной художественной культуре не в отчужденной, а в непосредственно-личной форме. Освоение элементов народной культуры и передача художественных традиций осуществлялись в первую очередь через социализацию в семье, представлявшей базовый социальный уровень. Как способ передачи традиции важны были такие пути как имитационное. Методология исследований обусловлена спецификой изучаемого материала и задачами сохранения культурного наследия. В исследовании традиционной народной культуры и декоративно-прикладного искусства XVШ-начала XX веков использовался синтез функционального и семиотического (при доминировании в нем семантического аспекта) методологических подходов. Наряду с общенаучным аналитико-синтетическим методом, учёные руководствовались историко-генетическим методом, который позволяет последовательно раскрыть функции декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в процессе их исторической трансформации. Используя историко-сравнительный метод можно получить возможность сопоставления эволюции семантики и трансляции ДЛИ в культуре России на разных этапах ее развития. Эти исследования раскрывают проблему с позиций культурологического подхода, предполагающего взаимодополняемость и синтез исторического, этнографического и искусствоведческого знания. На основе введенных теоретических положений разработана и предложена для внедрения региональная структура социально-культурных институтов, способных осуществлять трансляцию российского декоративно-прикладного искусства в условиях современной городской культуры, приоритетом в которой обладают образовательные учреждения различных уровней. На разных этапах исторического развития именно город фиксировал социокультурный потенциал и характер организации общества той или иной эпохи. Город, имея развитую структуру социально-культурных институтов, способен выполнять задачу сохранения и развития традиционного декоративно-прикладного искусства, успешно осуществлять его трансляцию в современной социально-экономической ситуации России. Особенностью современного цивилизационного развития является тенденция к преодолению массовизации производства вещей, рост ценности индивидуального труда. Поэтому неизбежна реабилитация российских традиционных форм деятельности, которые органично совмещали в себе творческое начало человека, его индивидуальную одаренность с возможностью включения результатов творчества в рыночные механизмы. Одной из таких форм является декоративно-прикладное искусство.

 

Сохранение народных художественных промыслов и перспективы развития.

Современное состояние художественных промыслов (Вопрос 5-ТК).

Исследуя особенности народной культуры, выделим следующие присущие ей принципы: синкретизм; территориальная, локальная обособленность; традиционность; коллективность; преемственность; связь человека с природой; вневременность, эпичность. В XX в. в Российской Федерации сложились определенные формы бытования народного искусства:

—народное искусство, не вычлененное из своей этнографической среды и связанное с породившими его национальными и социальными укладами (народное творчество Приамурья, Камчатки — меховая мозаика, балхарская керамика и др.);

—творчество единичных народных мастеров, сохраняющее коллективный художественный опыт, традиции и функционирующее в силу потребности художественного выражения как унаследованная художественная деятельность;

—народные промыслы, развивающиеся стихийно, благодаря инициативе одного или нескольких мастеров (роспись по дереву Полхов-Майдана, изготовление каргопольских, филимоновских, абашев-ских расписных глиняных игрушек и др.);

—промыслы, организованные в мастерских с производственным оснащением, механизацией подсобных работ и с профессионально-техническими школами, подготавливающими кадры (ковровые ткацкие производства, роспись по дереву, вышивка и кружево, керамика и чернение по серебру).

Народное декоративно-прикладное искусство утрачивает массовый характер — работа отдельных народных мастеров — как индивидуальная, так и в мастерских художественных промыслов — не может остановить процесс перехода основной массы людей из ранга творцов в ранг потребителей народного искусства. Проанализировав особенности народного декоративно-прикладного искусства как явления мировой культуры, можно прийти к выводу, что в эпоху постмодерна с его развитыми глобалистическими чертами народное декоративно-прикладное искусство будет развиваться в нескольких направлениях:

1 — художественное творчество в русле народного декоративно-прикладного искусства — позволит при использовании традиционных форм (творчество, не вычлененное из этнографической среды; творчество единичных народных мастеров; народные промыслы, развивающиеся стихийно, благодаря инициативе одного или нескольких мастеров; функционирование народных промыслов по принципу промышленного производства) сохранить истоки народного декоративно-прикладного искусства, осуществить творческие находки в колорите, композиции, своеобразные технологические приемы. Однако данное направление существования народного декоративно-прикладного искусства при всей своей значимости уже не может удовлетворить потребности современного развивающегося общества, так как в этом случае общение с народной культурой у основной массы людей носит созерцательный характер. Взаимодействие с народной культурой происходит только у того, кто непосредственно в ней существует и творит.

2 —- направление, открывшееся в эпоху глобализации перед народным декоративно-прикладным искусством как частью культуры, — использование народного декоративно-прикладного искусства в формировании человека как представителя этноса, страны и мультикупьтурного мира. Необходимость межкультурного диалога позволит приобрести видение общего, особенного и частного в культуре разнообразных народов, творчески переосмыслить и инновационно использовать их в личных культурных практиках. Здесь можно предположить, что декоративно-прикладное искусство родного народа находится в «ядре» культурной самобытности личности, вокруг которого располагаются «пласты» культурных взаимодействий, инновационного творчества.

3 — активное использование народного декоративно-прикладного искусства, народной культуры в формировании человека в личностном и профессиональном плане. Использование народного декоративно-прикладного искусства в человекотворчестве позволит решить вопросы самоидентификации, личностного становления, профессиогенеза личности. Овладение народным декоративно-прикладным искусством различных народов приведет к глубокому пониманию их национального разнообразия и особенностей, что создаст условия для формирования в дальнейшем толерантного сознания как фактора стабильности и социального равновесия. Таким образом, выделяется еще одно направление — формирование толерантного сознания личности через овладение декоративно-прикладным искусством различных народов как фактора стабильности и социального равновесия. На всем протяжении развития мировой культуры народное декоративно-прикладное искусство было различным по содержанию и художественной ценности. Его особое значение как части народного искусства раскрывается в культуре постмодерна, что свидетельствует о необходимости пересмотра роли данного феномена в образовательных и культурных процессах современного общества

 

Синтез традиционных и инновационных форм в современной народной

художественной культуре (Вопрос 6-ТК).

Синтез традиционных и инновационных форм в современной народной художественной культуре связан с проблемой метафоризации мышления. На современном этапе развития ДПИ актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена изменением парадигмы восприятия предметов искусства и переосмыслением всей сути художественного процесса, вызванного современным признанием неразрывной связи многих искусств и наук. Прослеживая диалектическую взаимосвязь традиций и новаций, а также рассматривая структуру и функции народной художественной культуры в их историческом измерении, следует опираться на логику осмысления и методы исследования. Осмыслению проблем генезиса и эволюции народной художественной культуры способствует наличествующий комплекс научных трудов. Он свидетельствует о наличии достаточно разработанной теоретико-методологической базы осмысления феномена народной художественной культуры в контексте автономных исследований её составляющих, что создает методологическую основу для разработки проблемы взаимосвязи традиций и новаций в этом уникальном, самодостаточном, саморазвивающемся явлении. Творчество в народной художественной культуре развивается и живёт в процессе диалектического взаимодействия традиций и новаций в народной художественной культуре.

Осмысление процесса развития народной художественной культуры в контексте взаимосвязи традиций и новаций доступно при движении к выполнению следующих задач:

- определении теоретико-методологических подходов изучения феномена народной художественной культуры, сопоставить основные концепции развития отечественной народной художественной культуры;

- проведении всестороннего анализа структурных компонентов народной художественной культуры, её социокультурных функций в современных условиях, предложении авторской классификации структуры и функций народной художественной культуры;

- обосновании нового концептуального содержания понятий «народная художественная культура», «традиции» и «новации»;

- определении эстетических, этических и моральных ценностей традиций и новаций народной художественной культуры;

- исследовании диалектической взаимосвязи традиций и новаций в эволюции народной художественной культуры;

- обозначении основных тенденций и проблем развития народной художественной культуры и путей их решения в России.

Проблема эстетических, этических и моральных ценностей традиций и новаций народной художественной культуры была актуальной на протяжении всех периодов её развития. Народная художественная культура по своей сущности есть не что иное, как мир воплотившихся ценностей различных поколений. Ценности являются итогом исторического опыта человечества, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Но ценности подвижны. Каждое новое поколение утверждает свои ценности. Ценности могут возрождаться, обретать новое звучание в современных формах. Но существуют и вечные ценности. Фактор проникновения традиционного творчества в творчество инновационное – это не влияние массовой культуры и упадка вкуса. В самом народном творчестве, изменении его роли в повседневной жизни некоторые формы народной художественной культуры (художественная самодеятельность, фольклор субкультур) не ориентированы на создание шедевров искусства. Их социальной задачей является, прежде всего, удовлетворение личностных эстетических потребностей в творчестве, в приобщении к нему. В оценке этих форм народной художественной культуры необходимы две эстетические шкалы. Одна должна оценивать профессионализированный тип, другая - фольклорно-традиционный. Необходимо учитывать реалии современного общества, которые предполагают иную систему ценностей, передачи, освоения и функционирования форм народной художественной культуры. Но при этом нужно не забывать о преемственности поколений, о воспитании молодого поколения в духе традиций, которые наследуют систему ценностей фольклора, вошедшего в мировую сокровищницу культуры.

 

Проблемы формообразования в ДПИ (Вопрос 7-ТК).

Проблемы формообразования в декоративно-прикладном искусстве связаны с культурными традициями. В обществе постоянно идет поиск путей воспроизводства культурных традиций в быту и в народном сознании. Традиционные формы ДПИ варьируются, обновляются, что дает фольклорным произведениям вторую жизнь, так как они соответствуют новым эстетическим, этическим и моральным ценностям современного общества. Сегодня существуют разные точки зрения на методы и способы сохранения крестьянской традиции в городе. Индустриализация и урбанизация повсюду создают новые экономические условия, в которые не укладывается традиционный фольклор, вызывают рождение новых видов бытовой музыки, форм их исполнительства, социальной среды их распространения. Поэтому необходимо взглянуть на все формы народной художественной культуры как на единую структуру, в которой все взаимосвязано, взаимообусловлено. В настоящее время в обществе наметились пути развития народной художественной культуры. Разрабатываются пути сохранения и развития народной художественной культуры. Ряд учреждений культуры включен в реализацию таких программ. Заметно расширяется структура детских учреждений культуры и образования, занимающихся проблемами преемственности ДПИ на уровне учебных заведений среднего и высшего звена. Открываются отделения, кафедры теории и истории народной художественной культуры. Тем не менее, есть еще нерешенные проблемы, связанные с восстановлением преемственности, с односторонним увлечением архаикой, с излишней модернизацией народного творчества в различных его обработках и стилизациях, ведущих к утрате национального своеобразия, проблемы этнохудожественного образования и проблемы национально-этнического возрождения культуры и народа России.

Для решения всех этих проблем необходимо признание эстетических ценностей всех форм народной художественной культуры и архаичных, и более поздних (художественной самодеятельности, фольклоризма, фольклора субкультур, неофольклора) в духовном возрождении общества, признание необходимости этнохудожественного образования, рассмотрение проблем народной художественной культуры наравне с проблемами национальной художественной культуры общества.

Цикличность в моде (Вопрос 8-ТК).

В современном мире есть научные представления о цикличности моды. Большинство из того, что модно сегодня, обязательно было модным хотя бы раз в прошлом. Крайности бросаются в глаза и дискредитируют поклонников и поклонниц моды в глазах общественности. Мода меняется очень быстро, преобразования в ней зачастую слишком скоро оттесняют предыдущую моду. Общество в целом негативно относится к тем, кто продолжает носить вышедшую из моды одежду, и это отношение мешает замечать действительно прекрасные модели. Здесь идет борьба за новизну концепции. Научиться прогнозировать моду можно с помощью определения отправной точки изменений модных стандартов и объектов на основе конкретный инноваций и с определением конечной точки этих изменений. Маркетологи считают модную инновацию процессом смены модных циклов, где модные циклы – ни что иное, как ряд завершившихся инноваций. Цикличность в развитии модных стандартов и явлений:

1 - характеризуется рождением, развитием, функционированием и сменой модных стандартов на новые, независимо от масштабов и особенностей распространения каждого из них. Колебания от одних стилевых параметров к другим: переход от узкого к широкому, от длинного к короткому, от закрытого к открытому (и наоборот). Определенные ритмы чередования цветов, материалов и других параметров одежды.

2 - тот или иной стилевой признак в определенном цикле доводится до некоторого предела (например, максимальная длина), после чего начинается новый стилевой цикл, то есть движение модного стандарта в обратном направлении. Колебания между некими условно выделяемыми крайностями и составляют модный цикл 1. Часто эти колебания прослеживаются не в одном определенном наборе, а в сочетании этих признаков. Цикл «моды» длится от 2 до 9 лет. Самый продолжительный цикл обнаружен американской исследовательницей Агатой Янг (1937) относительно колебаний модной формы женской юбки («юбка с задней полнотой», юбка-карандаш, юбка-колокол). Периоды повторения формы составляют в среднем 36 лет, полный цикл всех трех типов - 100 лет.

3 - смену мод 20 века можно представить, как чередование двух направлений стиля жизни в зависимости от их отношения к человеческой фигуре: пластического (подчеркивающего естественное анатомическое строение) и геометрического (нивелирующего его посредством геометризации внешней оболочки). Каждый цикл длится 16 лет. Началу геометрического периода присуща форма длинного и широкого прямоугольника, которая по мере приближения к кульминации цикла (через 10-11 лет от его начала) постепенно сжимается. Далее это направление подвергается распаду, приобретая черты нового стиля. Для пластического периода характерна обратная закономерность развития: от сжатия к расширению. Каждому периоду соответствуют определенные по структуре и цвету ткани: геометрическому циклу – жесткие, плотные ткани с крупной фактурой, контрастными чистыми цветами; пластическому – мягкие, драпирующиеся, мелкофактурные ткани с широкой градацией оттенков.

4 - цикличность женской моды определяет смена силуэтов в строгой последовательности: овал, трапеция и прямоугольник. Исследователем на основе сопротивления структур и движения признаков в процессе формообразования выделены кодовые структуры периода моды и ее ритмы чередования, в пределах которых идет развитие структур костюма. Цикл наиболее полного обновления структуры костюма – 21-22 года, а полуцикл – 10,5 – 11 лет. Существуют также циклы продолжительностью 3, 8, 13, 33-34, 50-55, в пределах которых развивается какая-либо форма или деталь, узор или структура ткани. Исторические циклы, в течение которых по существу меняется структура, могут иметь периоды 89, 144 – 150 лет.

Как итог, можно создать бионическую модель функционирования моды в костюме. Многие авторы выделяют пять циклических систем (1905 – 1938, 1939 – 1957, 1958 – 1970, 1971 – 1983, 1984 – 1996) по использованию в костюме формообразующих принципов природных структур. В результате сопоставления циклов моды с циклами солнечной активности обнаружена связь между колебаниями солнечной активности и процессом формообразования костюма.

Некритичное истолкование этих циклов чревато не только серьезными ошибками в прогнозах, оно может оказывать отрицательное воздействие на деятельность создателей моды. Роль дизайнера в этом случае оказывается столь же простой, сколь и пассивной. Циклы 2 связываются уже не с модными стандартами (объектами), а с их распространением, принятием участниками моды. Маркетологи рассматривают модные циклы 2 как разновидность жизненного цикла продукта и исследуют длительность этих циклов с целью принятия оптимальных решений в области формообразования и планирования ассортимента. Наиболее типичный пример данного вида цикличности моды изложен в работе Р.Мейерсон и И.Кац: 1) открытие потенциала моды; 2) ее продвижение открывателями или первоначальными потребителями; 3) присвоение названия; 4) распространение; 5) потеря исключительности; 6) исчезновение вследствие замены.

Интуитивное прогнозирование на основе репрезентативности:

Если исходить из современного представления о моде как общепризнанном на данном этапе отношении людей к внутренним и внешним формам культуры, тогда становится возможным формулировать принципиально иной подход к прогнозированию изменений в моде.

Актуальным становится прогнозирование не самих модных стандартов, а тех явлений, которые ведут к их изменению. Речь идет о систематическом изучении ценностей и образа жизни людей, потребностей и проблем, ими порождаемых, перспектив развития личности и общества, технологий и производства.

Для разработки новой коллекции современному дизайнеру, конструктору и технологу приходится обрабатывать огромный объем информации (журналы, выставки, Интернет, семинары, методическая литература и т.д.). В этом смысле они уподобляются ученым, которые собирают, анализируют и интерпретируют информацию, пользуясь логикой и научными методами. На самом деле мы пользуемся целым рядом когнитивных приемов и упрощенных методов мышления – интуитивного прогнозирования на основе репрезентативности, данное Дэниэлом Канеманом и Амосом Тверски. Оно может послужить импульсом к научному поиску более адекватного метода прогнозирования моды. Основой прогнозирования моды являются специфические данные в виде описания инноваций, характеристики потребностей людей или индивидуальных особенностей потребителей. Модное направление, динамика влияния моды и т.п. могут рассматриваться как репрезентативные исходы, вероятность которых может зависеть от априорных вероятностей исходов и надежности данных.

В основе астрологического прогнозирования моды лежит представление о моде как об инструменте самовыражения, с помощью которого человеческие сообщества рассказывают о своих идеальных представлениях, выражают свои мечты, демонстрируют свои устремления.

Мода – явление социальное. Анализ её циклов соотносится и с историческими явлениями, определяющими развитие общества:

 

Деятельность научно-исследовательских учреждений и организаций по

изучению ДПИ и НП, перспективы развития (Вопрос 9-ТК).

На рубеже XX—XXI вв. активно обсуждался вопрос об изменении парадигматических характеристик образования, о неразрывности многих наук и об их видимом взаимопроникновении друг в друга. В народной художественной культуре современной России, переживающей один из сложных и противоречивых этапов своей многовековой истории, очевидны два взаимодополняющих слоя - традиционные и инновационные образования во всей многоликости их жанровых, стилевых и функциональных элементов. В этой связи у культурологов, фольклористов, этнографов появляется всё больше вопросов: какие формы народной художественной культуры осваивать, возрождать и развивать - архаические или более поздние? Как определить, все ли они имеют эстетическую и нравственную ценность для современного российского общества? Что нужно для того, чтобы архаические формы не превратились в музейные реликвии, а органично вошли в жизнедеятельность человека, в духовную ткань жизни общества. Все это обусловливает необходимость уточнения структуры и функций народной художественной культуры, её традиционного и инновационного пластов в современной социокультурной среде. Сегодня всё явственнее обнаруживается потребность в критическом переосмыслении предмета и методов исследования народной художественной культуры в целом. Для продуктивного решения этой проблемы необходим комплексный междисциплинарный синтез имеющихся научных знаний об архаичном фольклоре и знаний о более поздних, но исторически связанных с фольклором формах народного художественного творчества. Как представляется, такой подход способствует выявлению концептуальной целостности народной художественной культуры. Фундаментальной основой осмысления народной художественной культуры как этнокультурного, полисоциального, полистадиального, ценностного и полифункционального явления, имеющего конкретно-исторический и социально-стратификационный характер, стали философские исследования К. С. и И. С. Аксаковых, М. М. Бахтина, H. A. Бердяева, С. Н. Булгакова, JI. H. Гумилева, А. Ф. Лосева, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, П. А. Флоренского, А. С. Хомякова, посвященные проблемам духовной культуры, русского характера, национального самосознания. Ведя сравнительный анализ собранной информации и объектов ДПИ, мы сможем по достоинству оценить памятники народного искусства и обратить внимание на их древнейшие истоки, на глубину их религиозно-мифологического содержания, исследовать уникальные образцы народного орнамента. Важным шагом в изучении культурного наследия станет анализ содержания, внутреннего смысла отдельных предметов художественного творчества, теснейшим образом связанного с духовной культурой народа, его обрядами, поверьями, традициями. К числу первых исследований начала XX столетия относится работа И.Э. Грабаря, вошедшая в его многотомную «Историю русского искусства». Он дал общую широкую характеристику форм народного искусства от мелких бытовых вещей до деревянного зодчества. Создавая целостное представление об особенностях народного искусства, его традиционности, устойчивости форм, декоративности оформления, исследователи получают возможность выделить роль коллектива в творческом процессе, отметить глубокий смысл, содержательность отдельных художественных образов. Классифицируя основную проблематику изучения народного искусства, учёные различают понятия «народный» и «крестьянский» как схожие, но не вполне тождественные. В работе А.И. Некрасова «Русское народное искусство» четко прозвучала мысль о городских влияниях на деревню. Он выделил русский Север, указав на городскую направленность этой зоны по характеру художественных вкусов его населения. Работы Воронова и Некрасова определили пути исследования народного творчества, основные проблемы, включая теоретические, которые разрабатывалась последующими поколениями. Труды этих ученых - первые плодотворные попытки изучения народной художественной культуры, которые сейчас могут быть осмыслены как важный вклад в решение проблемы изучения проблемы.

 

Понятие стиля в декоративно-прикладном искусстве. Стилевые категории синтеза (Вопрос 10-ТК).

Чтобы составить представление о различных способах стилизации, необходимо обратиться к сути термина «стиль». В ходе исторического процесса определенные черты, свойственные целым историческим эпохам, отрабатывались, доводились до совершенства, таким образом, возникали исторические стили. Стиль - наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа исторического развития. Стиль выражает суть, уникальность художественного творчества в единстве всех его компонентов, содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи. Чаще всего стиль определяют, как систему внутренних связей между всеми компонентами творческого процесса, содержанием и формой, колоритом и техникой выполнения, пространственными построениями. Если сравнить стиль и манеру, то манера- это особенные черты творческого процесса, а стиль - его конечный результат, обязательный синтез, целостность всех компонентов художественного произведения. Рассматривая понятие «стилизация» и «стиль», важно найти между ними основные различия. Стилизация (Франц. stylisation, от style - стиль) - подражание внешним формам какого-либо определенного стиля. В истории искусства были периоды, когда сознательное обращение художников к существовавшим в прошлом стилям играло важную роль. Так, разнообразные стилизации - под искусство XVIII в., искусство классицизма, древнеегипетское искусство - были очень распространены в конце XIX - начале XX в. В декоративно-прикладном искусстве под стилизацией также понимают подчинение художественного изображения условным, упрощенным формам. В декоративном искусстве стилизация - метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы говорим о декоративной стилизации в композиции). Стиль - это художественное переживание времени, а декоративная стилизация - художественное переживание пространства. Для декоративной стилизации характерно абстрагирование - мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях. С развитием дизайна в области интерьера возникла необходимость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые без стилизации не будут отвечать современным эстетическим требованиям. Из выше сказанного можно сделать вывод, что стилизация в настоящее время используется в логотипах, плакатах, орнаментах, шаржах, также в области интерьера с использованием стилизованный элементов современные художники прибегают к упрощению - стилизации и, главным образом, передают идею, задумку. Стилизация имеет место быть не только в передаче форм, но и цвета. Стиль - (лат. stylos от греч. stylos - стержень, палочка для письма). Стиль - фундаментальная категория искусства. Стиль - одна из центральных категорий в истории культурологии и эстетики, знак эстетической ценности, исполненный культурно-исторического и индивидуально-особенного смысла, возникающего в ходе существования человека в мире культуры, один из интереснейших предметов исследования гуманитарных наук. Термином "стиль" пользуются в искусствознании, где его содержание близко к понятиям творческого метода, художественного направления, течения, школы или манеры. Категория стиля настолько универсальна, что всю историю мирового искусства можно рассматривать как историю художественных стилей. Стиль - наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа его исторического развития. Все стили связаны историей, внутренней логикой развития. Стиль выражает суть, уникальность самого феномена художественного творчества в единстве всех его компонентов: содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи. Поэтому художественный стиль имеет право занять первое место в ряду основополагающих категорий искусства. Состоявшийся стиль - признак "художественного согласия" (Б. Виппер) творца, его эпохи, места действия и материала. Художественный стиль всегда историчен. Э. Хемингуэй как-то сказал: "Чтобы говорить о стиле, надо бросить взгляд назад". Стиль есть исторический синтез образных представлений идеального мира. Вот почему понятия "реализм", «натурализм", "модернизм" не могут быть названиями стиля. Стиль художника, стиль художественного направления, стиль, присущий искусству того или иного народа, стиль, связанный с материалом и техникой ("живописный", "линейный", "тектонический", "стиль определенного исторического периода", "архитектурный стиль"). В одном случае - стиль может рассматриваться как образный почерк, в другом - как эстетический идеал, в третьем - как метод. Стиль - сложное, многогранное, комплексное понятие. Тип стилей Ренессанса и классицизм ХVII в. и рубежа ХVIII в., ХIХ в., модерн. Стиль проявляется во всех видах искусства. Когда признаки стиля появляются в архитектуре, значит стиль сформировался (если не появляются - то направление). "Романтизм", "готика", "эклектика" не получили стилистического выражения в архитектуре. Стиль отмечен единством всех пластических искусств. Присутствие полноценного синтеза искусств всегда считалось критерием высокого стиля "стиля эпохи". Неоднократно в литературе отмечался факт стилевого распада, утрата синтеза. Стиль - это общность формы, единство творческого метода, определенная система жанров, иконографическая общность. Стиль обладает собственной закономерностью движения. На всех этапах истории художественной культуры вплоть до Ренессанса стиль в любую эпоху, в любой стране проявляет себя как "стиль эпохи". Рядом с господствующим стилем часто имеются стилевые тенденции, они или вступают в противоборство или сосуществуют, но не могут быть стилем эпохи. Стиль ассоциируется с конкретными видами творчества, принимая на себя их главные характеристики "живописный" или "графический", "эпический" или "лирический"; с различными социально-бытовыми уровнями и функциями языкового общения - стиль "разговорный" или "деловой", "неформальный" или "официальный", в последних случаях, однако, чаще употребляют более безликое и абстрактное понятие "стилистики". В каждом сложившемся, "состоявшемся" стиле достигается идеальное для данной ситуации соотношение исторического содержания и конкретной формы. Логика стиля едина для всех стран и народов. В архаическом (раннее, древнее) искусстве стили отсутствуют, художнику остается только следовать традиционным правилам и предписаниям. То же самое происходит в условиях тоталитарных обществ и диктаторских режимов. Завоевание личной свободы - непременное условие возникновения художественного стиля. Этот процесс начался в эпоху Возрождения и продолжается до настоящего времени. Каждый стиль закономерно возникает в нужное время и в определенном месте, для того, чтобы решать исторически необходимые задачи. Вот почему "барокко не перечеркивает классицизм". Стиль - это ощущение художником и зрителем всеобъемлющей целостности процесса художественного формообразования в историческом времени и пространстве. Стиль - художественное переживание времени. Декоративно – прикладное искусство берет начало в истоках существования человечества. Еще в древности люди окружали себя предметами мастерства, но для них оно имело более утилитарное значение. Это могли быть защита от погодных условий и попытки показать главенство в общине. С каждой ступенью развития человека, приобретался интерес все к новым видам и направлениям декоративных изделий, они становились всё более изысканными, их отличало богатство форм и используемых в изделии материалов. Рассмотрим основные виды декоративно-прикладного искусства: Резьба по дереву. Используются все виды деревьев для получения, как и мелких изделий (статуэтки и др.), так и масштабных вещей (резьба коньков крыш, украшения предметов мебели — столов и др.). Керамика - изделия из неметаллических, неорганических структур. Например, стекло, глина. Приготовления вещей обихода – посуды, витражей и др. Работы из нитей, ворса и т.д. к ним относится – вышивка, вязание спицами и крючком, макраме, кружевоплетение. М


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: