1. Юридическая природа решения о прекращении уголовного дела
Три типа решений, останавливающих (прекращающих) начатое по конкретному уголовному делу производство
1) полицейские решения, когда полиция прекращает начатое дознание (расследование); такие решения являются не столько юридическими, сколько фактическими, поскольку полиция не оформляет их в виде особого правоприменительного акта и их не надо отменять, чтобы заново начать преследования
2) прокурорские решения, когда прокурор после проведения полицейского дознания отказывает в возбуждении официального уголовного преследования. Производство прекращается автоматически. Здесь уже есть официальное решение, но оно не разрешает дело по существу и без официальной отмены можно продолжить
3) судебные решения, когда судебная власть официально разрешает правовой спор без рассмотрения уголовного дела по существу, констатируя отсутствие события преступления, его состава, недостаточность доказательств и т.п. и принимая на этом основании официальное юридическое решение о прекращении уголовного дела. Чтобы продолжить производство, надо отменить в судебном порядке такое решение
|
|
С 1864 прекратить дело мог только суд (не судебные следователи или следственный судьи, а суд)
В СССР могли несудебные органы. Но их решения сохранили все признаки решений о прекращении уголовного дела судебного уровня.
Сегодня решения о прекращении уголовного дела, принимаемые в ходе досудебного производства, имеют у нас квазисудебную юридическую природу:
· принятое следователем и дознавателем решение о прекращении полноценно разрешает уголовно-правовой спор, будучи, например, достаточным основанием для реабилитации лица и выплаты ему государством соответствующего возмещения вреда
· постановления следователя или дознавателя о прекращении имеют общеобязательный характер, (кроме тех лиц, которые вправе их пересмотреть на основании жалобы или по собственной инициативе)
· постановления следователя или дознавателя о прекращении уголовного дела имеют преклюзивный характер. Они являются препятствием для повторного производства по тому же факту и (или) в отношении того же лица. Для того чтобы добиться возобновления производства по делу, необходимо сначала добиться отмены постановления о прекращении уголовного дела.
Квазисудебная природа в том, что не предполагается исключительно судебный порядок отмены соответствующего решения, как в случае с приговором или судебным постановлением о прекращении уголовного дела.
Прекращение уголовного дела и прекращение уголовного преследования: соотношение понятий
|
|
Следует различать уголовные дела:
· Односоставные.Где один эпизод и один обвиняемый. Сокращать здесь нечего, поэтому во всех случаях принимается решение о прекращении уголовного дела, а не преследования. Единственное исключение — установление факта непричастности к совершению преступления лица, которое привлечено в качестве обвиняемого, при уверенности, что событие преступления имело место.
· Сложносоставные. Где в одно производство соединены несколько преступных эпизодов и (или) в совершении преступления обвиняются несколько лиц.
Еще одна причина разделения институтов: прекращение уголовного реследования выполняет еще и реабилитационную функцию.
С точки зрения теории, критерием разграничения этих институтов не могут быть конкретные основания прекращения.
Однако законодатель по непонятным причинам некоторые основания обозначает «основаниями прекращения уголовного дела», а другие — «основаниями прекращения уголовного преследования». В действительности любое основание может быть как основанием прекращения уголовного дела, так и основанием прекращения уголовного преследования.Во всем УПК далее все эти основания законодатель называет «основаниями прекращения уголовного дела».
Процессуальный порядок прекращения уголовного дела и уголовного преследования
Прекращение уголовного дела (преследования) оформляется постановлением следователя или дознавателя.
Порядок прекращения уголовного дела или преследования зависит от конкретного основания:
1) по тем основаниям, где прекращение императивно, следователь или дознаватель самостоятельно принимает соответствующее решение, не испрашивая согласия ни руководителя следственного органа, ни прокурора
2) по дискреционным альтернативным основаниям следователь должен в обязательном порядке сначала получить согласие руководителя следственного органа, а дознаватель - согласие прокурора.
3) Окончательное решение принимает суд, куда обращаются следователь и дознаватель, причем опять-таки только с согласия соответственно руководителя следственного органа и прокурора.
Сейчас первая и вторая группы смешались на практике, потому что прокурор и руководитель следственного органа должны утверждать любое постановление соответственно дознавателя и следователя о прекращении производства по уголовному делу, независимо от основания, по которому оно вынесено.
По нереабилитирующим основаниям требуется также согласие на прекращение уголовного дела (преследование) самого подозреваемого или обвиняемого.
Копия постановления о прекращении должна быть направлена прокурору не только дознавателем, но и следователем.Копию данного решения получают также обвиняемый (подозреваемый), потерпевший, гражданский истец и ответчик.