Проверка наличия основания к возбуждению уголовного дела

Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

Статья 145. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

1. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146настоящего Кодекса;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.

2. О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

3. В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 3 части первойнастоящей статьи, орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает меры по сохранению следов преступления.

 

44. Порядок приема и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, сроки их разрешения в соответствии с УПК РФ.

 

Заявлению о преступлении уделила внимание ст. 141 УПК. Заявление является наиболее распространённым поводом возбуждения уголовного дела. Как повод к возбуждению уголовного дела заявление представляет собой адресованное дознавателю, следователю сообщение о совершённом или готовящемся преступлении, независимо от того, причинён ли вред преступным деянием заявителю или нет. Заявление может подать любое заинтересованное лицо, исключение составляют дела, которые возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его представителя о признаках преступления (дела частного и частно-публичного обвинения).

Анонимные заявления, в соответствии с ч. 7 ст. 141 УПК, не являются поводами к возбуждению уголовного дела, что, однако, не исключает его проверку, но уже вне уголовно-процессуальных отношений.

Анонимные заявления, поступившие по почте, в которых содержатся сведения о совершённом или готовящемся преступлении, за исключением заявлений, содержащих данные о признаках совершённого или готовящегося террористического акта, без регистрации передаются в соответствующее подразделение ОВД для возможного использования в оперативно-розыскной деятельности. При поступлении сообщения (заявления) с ними работают в порядке, определённом Инструкцией “О порядке приёма, регистрации и разрешения в ОВД РФ заявлений с информацией о происшествиях”. При поступлении информации по телефону доверия сотрудник, принявший сообщение, фиксирует его в Журнале учёта сообщений, рапортом оформляет сообщение и передаёт в Дежурную часть для незамедлительной регистрации в Книге учёта сообщений о происшествии и докладывает начальнику.

Ст. 141 УПК предусматривает, что письменное сообщение должно быть подписано заявителем, устное заявление заносится в протокол, которой подписывается заявителем и лицом, который принял это сообщение. Если устное заявление делается в ходе следственного действия, то такое сообщение заносится в протокол следственного действии.

Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.

Явка с повинной как повод для возбуждения уголовного дела регламентируется ст. 142 УПК. Явка с повинной представляет собой добровольное обращённое к дознавателю, органам дознания, следователю заявление лица о совершённом им уголовно-наказуемом деянии.

Обязательным признаком такого заявления является добровольность и указание в нём о собственных преступных действиях. Поэтому не рассматривается как явка с повинной признание лица в совершённом преступлении, сделанное им после его задержания, во время допроса. Неоднозначно оценивается в судебной практике и заявление, сделанное лицо о совершённом им преступлении в условиях, когда органы, осуществляющие расследование, имели уже данные или сведения о том, что это лицо могло совершить преступление или участвовать в совершении преступления, но не предприняли ещё действий, направленных на задержание этого лица как совершившего преступление.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источниках – это сведения о преступлении, непосредственно полученные органом дознания, дознавателем, следователем при исполнении ими служебных обязанностей от любого физического или юридического лица либо непосредственно обнаруженные. К этой группе могут быть отнесены сообщения непосредственно не адресованные органам, осуществляющим предварительно расследования, но содержащиеся в различных СМИ или иных источниках, это могут быть и результаты административной деятельности. Принимаются решения путём составления рапорта об обнаружении признаков преступления.

В соответствии с нормами УПК РФ понятие “сообщение преступления”, содержащееся в п. 43 ст. 5 УПК, и “поводы возбуждения уголовного дела”, указанные в ст. 140 УПК, однозначны. Таким образом, следуя положениям УПК, проверка в порядке ст. 144 УПК может быть начата при наличии одного из поводов. Соответственно, одно из процессуальных решений, предусмотренных ч. 1 ст.145 УПК может быть принято. Если с оформлением и с разрешением заявления и явки с повинной все ясно то, что касается проверки иных сообщений, которые получены рапортом, то здесь вызываются многочисленные вопросы.

Основания для возбуждения уголовного дела – ч. 2 ст. 140 УПК. Основанием является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Основания к возбуждению уголовного дела включают наличие сведений о факте, событии, ставшем известном дознавателю, органу дознания, следователю, признаков уголовно-наказуемого деяния; наличии достаточно серьёзных данных, что преступление действительно было совершено или подготовлено.

В литературе существуют разные трактовки понятия “основания возбуждения уголовного дела”.

М. С. Строгович в понятие оснований возбуждения уголовного дела включал 2 элемента: юридическое и фактическое основание. Юридическое основание – это наличие в деянии, о котором поступило сообщение признаков преступления. Фактические основания – наличие в деянии достаточных данных или сведений, на основе которых устанавливаются признаки преступления.

Есть другая точка зрения (автор Кузнецов), в соответствии с которой под основанием возбуждения уголовного дела понимается результат познания или установление фактов и обстоятельств, необходимых для принятия конкретного решения.

Спорным в литературе является вопрос о понятии признаков преступления, о котором говорится в ч. 3 ст. 140 УПК. Во-первых, данная категория используется в науке в нескольких значения; во-вторых, сам термин является уголовно-правовым. В теории уголовного процесса этот термин исследуется только в связи с анализом оснований возбуждения уголовного дела. В-третьих, содержание термина “признаки преступления” в формулировке оснований возбуждения уголовного дела воспринимаются правоприменителем недостаточно четко и нередко отождествляются с понятием состав преступления. В данной связи искажается замысел законодателя, состоящий в том, что на стадии возбуждения уголовного дела не всегда возможно установить субъект и субъективную сторону преступления.

Профессор Строгович отмечал, что если в том событии, факте, о котором стало известно уполномоченному должностному лицу, нет признаков уголовно-наказуемого деяния, то, соответственно, нет состава преступления, а также нет оснований в возбуждении уголовного дела в отношении определённого факта или события.

В-четвертых, уголовно-процессуальный закон дает в ст. 71 УПК понятие, в него входит время, место, способ и другие обстоятельства совершенного преступления. Отсюда деятельность на первоначальном этапе уголовного судопроизводства в сознании правоприменителя фактически направлена не на установление уголовно-правовых признаков, а именно – на установление события преступления.

Отсюда в литературе имеет место предложения рассматривать основанием к возбуждению уголовного дела как наличие достаточных данных, указывающих на событие преступления. Тем не менее, ч. 2 ст. 140 УПК в качестве основания указывает наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Рассмотрение сообщения о преступлении – это уголовно-процессуальная деятельность, направленная на решение непосредственных задач в стадии возбуждения уголовно дела. Ч. 1 ст. 144 УПК предусматривает, что дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом готовящемся или совершенном преступлении и в пределах компетенции принять по нему решение в срок не позднее 3х суток со дня поступления указанного сообщения. При проведении проверки должностные лица вправе требовать производство документальных проверок, ревизий, исследования документов, предметов, исследования трупа, вправе привлекать специалистов для участия в ревизиях и иных исследованиях, требовать производство документальных проверок, при этом руководитель следственного органа либо же начальник органа дознания вправе продлить проверку до 10-ти суток, а при необходимости исследовать документы, предметы, труп, провести документальные проверки и ревизии. Руководитель следственного органа по ходатайству следователя, либо прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30-ти суток.

Большая часть заявления, сообщений о готовящемся преступлений поступает в ОВД, где сообщение о преступлении подлежит проверке, результаты которой оформляются в зависимости от вида сообщений.

Проверка сообщения о любом готовящемся или о свершенном преступлении представляет собой изучение материалов, представленных заявителем, проверка личности заявителя, анализ фактических данных, уточнение обстоятельств, от которых зависит принятие решения.

Процедура проверки сообщения, если проанализировать ст.ст. 145, 146 УПК, строго не регламентирована.

В рамках этой процедуры на стадиях до возбуждения уголовного дела возможно производство следственных действий, таких как: осмотр места происшествия, освидетельствование в случаях, не требующих отлагательства (ст. 170 УПК), осмотр трупа –при необходимости (ст. 178 УПК).

При поступлении сообщения возникает обязанность должностных лиц по его приему, проверке и разрешению. В том случае, если сообщение о преступлении распространено в СМИ, то проверку по поручению прокурора проводит орган дознания; а по поручению руководителя следственного органа – следователь. По требованию прокурора или руководителя следственного органа СМИ обязаны передать соответствующие материалы, а также данные о лице, предоставившем эту информацию (за исключением случая, когда это лицо просило сохранить тайну об источнике).

УПК предусматривает различный порядок возбуждения уголовного дела в зависимости от вида преследования, от должностного положения лица и осуществляемой им функции или деятельности, в отношении которой возбуждается уголовное дело (это особый порядок, предусмотренный ст. 448 УПК). Имеются различия и в полномочиях лиц, наделенных правом возбуждения уголовного дела. Уголовное дело может быть возбуждено как по факту уголовного дела, так и в отношении конкретного лица.

 

45. Обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу. Процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела.

 

Для возбуждения уголовного дела необходим законный повод и основание, в противном же случае, а также при наличии обстоятельств, исключающих возбуждение уголовного дела, в возбуждении уголовного дела будет отказано.

Перечень обстоятельств, исключающих возбуждение уголовного дела содержится в ст.5 УПК. Рассмотрим эти обстоятельства подробнее.

1) Отсутствие события преступления означает, что деяние, о котором говорится в представленных материалах, не имело место в действительности, т.е. данные заявителем сведения о совершенном или готовящемся преступлении в ходе проверки не подтвердились. Например, поступило сообщение об умышленном лишении жизни какого-то лица, но в ходе проверки было выяснено, что смерть наступила в результате длительного тяжелого заболевания или явилась следствием самоубийства, или же лицо, предполагавшееся убитым, оказалось живым и т.п.

2) Отсутствие в деянии состава преступления может быть признано основанием для отказа в возбуждении дела в следующих случаях:

а) событие, по поводу которого велось производство, имело место в действительности, было результатом действия определенного лица, но эти действия были правомерны (необходимая оборона, крайняя необходимость и т.д.);

б) событие является результатом действий определенного лица, содержит признаки преступления, но отсутствует один из обязательных элементов состава преступления; состав преступления отсутствует, в частности, в случаях:

- малозначительности содеянного и отсутствия в связи с этим общественной опасности (ч.2 ст. 14 УК РФ);

- добровольного отказа от доведения преступления до конца, при условии, что фактически совершенное деяние не содержит иного состава преступления (ч.2 ст. 31 УК РФ);

- совершения общественно опасного деяния в состоянии невменяемости (ст. 21 УК РФ)

- совершение преступления лицом, не являющимся субъектом преступления (относится к специальным составам).

3) Истечение сроков давности. Понятие о сроки давности сформулированы в ст.78 УК РФ, в соответствии с которой " Лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:

а) два года после совершения преступления небольшой тяжести;

б) шесть лет после совершения преступления средней тяжести;

в) десять лет после совершения тяжкого преступления;

г) пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления".

Ч.5 указанной статьи определяет круг преступлений, к которым срок давности вообще не применяется, ими являются преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные ст.353,356,357 и 358 УК РФ, а также преступления, за совершение которых предусмотрена смертная казнь.

Если лицо в течение установленного срока давности не совершило нового преступления, уголовное дело не возбуждается.

4) Вследствие акта амнистии или помилования отдельных лиц Акт амнистии это акт высшего органа государственной власти, который полностью или частично освобождает от уголовной ответственности определенную категорию лиц совершивших преступления. Если акт амнистии полностью исключает наказание, а преступление было совершено до издания этого акта, уголовное дело не возбуждается.

В ч.4 ст.5 УПК имеется оговорка, согласно которой в случае несогласия лица с прекращением уголовного дела по таким основаниям как истечением сроков давности и вследствие акта амнистии или помилования, уголовное дело возбуждается в обычном порядке.

5) Не достижение лицом возраста привлечения к уголовной ответственности (п. 5 УПК). По общему правилу субъектами преступления могут быть лица, достигшие к моменту совершения преступления 16 лет, а в исключительных случаях с 14-летнего возраста, исчерпывающий перечень таких случаев содержится в ст. 20 УК РФ. В ч.3 ст. 20УК РФ, содержится правило о не привлечении к уголовной ответственности лиц, достигших возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не осознающих в полной мере фактический характер и общественную опасность своих действий либо не руководящих ими. Это же правило повторяет ч.2 ст.5 УПК.

6) Примирение потерпевшего с обвиняемым по делам, возбуждаемым не иначе как по жалобе потерпевшего, является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу, за исключением случаев, предусмотренных ст. 27 УПК.

Обратимся к указанной статье. В этой статье перечислены категории дел так называемого частного обвинения. Вообще дела частного обвинения можно подразделить на две категории, это дела о преступлениях которые подлежат прекращению за примирением с потерпевшим (ст.115,116, ч.1 ст. 129 и 130 УК РФ) и дела о преступлениях которые прекращению за примирением с потерпевшим не подлежат (ч.1 ст.131, ч.1 ст.146, ч.1 ст.147 УК РФ).

В отношении первой категории дел закон содержит прямое предписание судье принимать меры до возбуждения уголовного дела к примирению потерпевшего с лицом, в отношении которого подана жалоба. Так ч.3 ст.109 УПК обязывает судью принимать меры к примирению потерпевшего с лицом, на которое подана жалоба по делам предусмотренным статьями 115,116,ч.1 ст.130 УК РФ. Если в результате принятых судьей мер последовало примирение, уголовное дело не возбуждается.

Часть 3 ст.27 УПК предусматривает исключительные случаи, когда прокурор может возбудить уголовное дело, несмотря на примирение с потерпевшим, это дела предусмотренные ст.115,116, ч.1 ст.129, 130, ч.1 ст.146, и ч.1 ст.147УК, имеющие особое общественное значение или же когда потерпевший в силу своего беспомощного состояния, зависимости от обвиняемого или же по иным причинам не в состоянии защищать свои права и законные интересы.

7) Отсутствие жалобы потерпевшего, если дело может быть возбуждено не иначе как по его жалобе (п. 7 ст. 5 УПК). Это обстоятельство также относится к двум различным по степени общественной опасности категориям дел. В первую входят дела так называемого частного обвинения (ст. ст. 115, 116, ч.1 ст.129 и ст.130 УК РФ), когда общественная опасность деяний в значительной мере определяется оценкой потерпевшим факта нарушения его интересов.

Ко второй категории относятся дела о преступных нарушениях авторских прав (ч.1 ст. 146, ч.1 ст. 147 УК РФ) и изнасиловании (ч.1 ст. 131 УК РФ). Такие дела возбуждаются только по жалобе потерпевших (дела так называемого частно-публичного обвинения), но прекращению вследствие примирения с потерпевшим не подлежат.

Вместе с тем ч.3 ст.27УПК предусмотрены случаи, когда прокурор в силу того, что потерпевший не в состоянии защищать свои законные интересы, может возбудить уголовное дело и при отсутствии жалобы.

Такое дело прекращено за примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежит, и производство по нему ведется в общем порядке.

8) Смерть лица, совершившего преступление (п. 8 ст. 5 УПК), так как в этом случае дальнейшее производство по делу невозможно за отсутствием субъекта преступления. Но иногда уголовное дело возбуждается и после смерти лица, совершившего преступление. Такое решение принимается в случае необходимости реабилитировать умершего, возобновить уголовное дело в отношении других лиц или по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. ст. 384-390 УПК РСФСР).

9) Наличие вступившего в законную силу приговора, определения или постановления суда о прекращении уголовного дела по тому же обвинению. Этот пункт выступает обеспечением принципа справедливости, который заключен в п.1 ст.50 Конституции РФ, согласно которому "Никто не может быть повторно осужден за одно и тоже преступление".

Если же возникает необходимость вновь возбудить уголовное дело ранее состоявшийся приговор (определение, постановление) должен быть отменен в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам за исключением случаев предусмотренных ст.5 УПК.

10) Наличие не отмененного постановления органа дознания, следователя, прокурора о прекращении дела по тому же обвинению, кроме случаев, когда необходимость возбуждения дела признана судом, в производстве которого находится уголовное дело (п.10 ст.5 УПК). Препятствует возбуждению данного уголовного дела и наличие ранее вынесенного и не отмененного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

До тех пор, пока не будет отменено постановление органа дознания, следователя и прокурора об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела по тому же обвинению уголовное дело возбуждено быть не может.

11) Также не может быть возбуждено уголовное дело в отношении священнослужителя за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, известным ему из исповеди. Часть 7 статьи 3 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях гласит: "7. Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди".

 

46. Сущность, задачи и значение стадии предварительного расследования.

 

Предварительное расследование представляет собой стадию уголовного процесса. На этой стадии осуществляется раскрытие преступлений, происходит изобличение виновных, пресекается их преступная деятельность, решаются другие задачи уголовного процесса. Судебное разбирательство по уголовным делам, по общему правилу, невозможно без установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию, в ходе предварительного расследования.

По отношению к судебному разбирательству предварительное расследование играет вспомогательную роль. Из самого названия этой стадии следует, что предстоит еще и окончательное производство в форме судебного разбирательства.

В ходе предварительного расследования происходит процессуальное доказывание, т. е. осуществляется регламентированная законом деятельность по собиранию, проверке и оценке доказательств. Из этого вытекает принципиальное отличие предварительного расследования от оперативно-розыскной деятельности, которая ведется в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности".

Предварительное расследование - это урегулированная законом деятельность органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры по раскрытию преступлений, изобличению виновных) обоснованному привлечению их в качестве обвиняемых, по установлению всех обстоятельств уголовного дела и решения других задач уголовного процесса.

Задачами предварительного расследования являются:

1) быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;

2) всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;

3) обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;

4) законное и обоснованное привлечение лиц в качестве обвиняемых при недопущении привлечения к уголовной ответственности невиновных;

5) обеспечение участия обвиняемого в производстве по уголовному делу и недопущение дальнейшей преступной деятельности с его стороны;

6) определение размера ущерба, причиненного преступлением, и принятие мер, обеспечивающих его возмещение;

7) выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления и принятие мер по их устранению.

 

47. Формы предварительного расследования, их отличительные и общие черты.

 

Предварительное расследование осуществляется в форме предварительного следствия или в форме дознания (ч. 1 ст. 150 УПК). Название формы расследования соответствует названию органа, выполняющего определенные полномочия. Предварительное следование может осуществляться и путем совместной деятельности, во взаимодействии этих органов в пределах стадии расследования. Доказательства, полученные органом дознания в пределах доставленных ему процессуальных полномочий, имеют для суда такое же значение, как и доказательства, собранные следователем.

Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие, регламентированное гл. 22 УПК. Главенствующий характер предварительного следствия объясняется тем обстоятельством, что оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК, так как по ним производится дознание.

В зависимости от характера совершенного преступления, его квалификации предварительное следствие производится: следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ; следователями органов федеральной службы безопасности; следователями органов внутренних дел РФ; следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

В соответствии со ст. 162 УПК предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

В общий срок не включается время, в течение которого производство по делу было приостановлено в порядке ст. 208 УПК. Закон устанавливает, что срок предварительного следствия может быть продлен до трех месяцев руководителем следственного органа по району, городу или приравненным к нему руководителем специализированного следственного органа, в том числе военного. По делам, расследование которых представляет особую сложность, руководитель следственного органа по субъекту РФ и приравненный к нему руководитель иного специализированного органа, в том числе военного, а также их заместители могут продлить срок до 12 месяцев.

Дальнейшее продление срока может быть произведено только в исключительных случаях председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями. О продлении срока предварительного следствия в письменном виде должны быть уведомлены прокурор, обвиняемый и его защитник, потерпевший и его представитель.

Предварительное расследование в форме дознания производится в общем порядке, установленном для предварительного следствия, с изъятиями, предусмотренными гл. 32 УПК.

Дознание производится: дознавателями органов внутренних дел РФ; дознавателями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности; дознавателями органов службы судебных приставов Министерства юстиции РФ; дознавателями таможенных органов РФ; дознавателями органов Государственной противопожарной службы; следователями следственного комитета при прокуратуре РФ - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК РФ.

Общий срок дознания - 30 суток.

 

48. Выполнение неотложных следственных действий по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

 

При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания по согласованию с прокурором возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия (ч. 1 ст. 157 УПК). При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности (ч. 4 ст. 146 УПК).

Неотложные следственные действия производят:

1) органы внутренних дел Российской Федерации - по всем уголовным делам, за исключением преступлений, отнесенных к компетенции нижеперечисленных органов дознания;

2) органы налоговой полиции – по налоговым преступлениям;

3) органы федеральной службы безопасности – по уголовным делам, отнесенным к их компетенции (п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК);

4) таможенные органы – по уголовным делам о преступлениях, отнесенным законом к их компетенции (п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК);

5) командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов – по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

6) органы государственной противопожарной службы;

7) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

8) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

9) руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

10) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений (ч. 2 ст. 157, ч. 3 ст. 40 УПК).

Органы внутренних дел (милиция) могут быть отнесены к органу дознания универсальной компетенции, так как ими осуществляется дознание по большинству уголовным дел.

В каждом случае при поступлении заявления или сообщения о любом совершенном или подготавливаемом преступлении орган дознания обязан произвести следующие действия: 1) прибыть на место происшествия немедленно после получения сообщения; 2) обеспечить охрану места происшествия; 3) оказать, если в этом есть необходимость, первую помощь потерпевшему и установить его личность; 4) принять меры к сохранению в неприкосновенности всей обстановки, если на место должен прибыть дознаватель или следователь; 5) собрать необходимый справочный материал об обстоятельствах происшествия путем опроса очевидцев и лиц, проживающих поблизости, установить личность очевидцев, могущих быть свидетелями; 6) в пределах возможного собрать сведения о лице, совершившем преступление, и принять меры к его розыску и задержанию; 7) лицо, принявшее сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников информации, чем указанные в ст. 141 и 142 УПК, обязано составить рапорт об обнаружении признаков преступления.

При установлении признаков преступления, по которому обязательно проведение предварительного следствия, орган дознания после возбуждения уголовного дела должен произвести неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. Неотложными следственными действиями закон называет "действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования" (п. 19 ст. 5 УПК).

Неотложными являются такие следственные действия, промедление с производством которых может привести к утрате, порче следов преступления, или затруднит их обнаружение и закрепление, или даст возможность лицу, подозреваемому в совершении преступления, уклониться от следствия и суда. Следовательно, неотложные действия - это те следственные действия, которые проводятся органами дознания незамедлительно, так как промедление в их производстве может привести к отрицательным последствиям, а иногда и исключить возможность раскрытия преступления и изобличения лица, его совершившего. Действующий УПК не дает их перечень, но традиционно к ним можно отнести: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемого, допрос потерпевших и свидетелей и другие действия, незамедлительность проведения которых диктуется обстоятельствами совершенного преступления.

По выполнении неотложных следственных действий, но не позднее десяти суток со дня возбуждения дела, орган дознания обязан передать дело прокурору. После направления уголовного дела прокурору орган дознания может проводить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. Следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК). В случае передачи прокурору уголовного дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ч. 4 ст. 157 УПК).

Оперативно-розыскная деятельность представляет собой нормативно урегулированную систему разведывательно-поисковых мероприятий, осуществляемых специально на то уполномоченными подразделениями органов дознания с целью обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность согласно ст. 13 Закона РФ "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" предоставлено оперативным подразделениям: 1) органов внутренних дел; 2) органов Федеральной службы безопасности; 3) органов пограничной службы; 4) федеральных органов налоговой полиции; 5) таможенных органов; 6) службы внешней разведки; 7) Федеральных органов государственной охраны: Главного Управления охраны РФ и Службы безопасности Президента Российской Федерации.

В задачу этих органов входит выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда, и уклоняющихся от уголовного наказания; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической и экологической безопасности (ст. 2 Закона). Порядок и способы осуществления оперативно-розыскной деятельности кроме Закона об оперативно-розыскной деятельности определяются актами Министерства внутренних дел, Службы безопасности, пограничных войск и Управления государственной охраны, которые подлежат приведению в соответствие с УПК.

В результате осуществления оперативно-розыскной деятельности могут быть получены сведения об объектах преступных посягательств и лицах, их совершивших; о свидетелях-очевидцах совершенных или подготавливаемых преступлений; о местах хранения похищенного имущества, предметов и документов, имеющих значение для раскрытия и расследования преступлений.

Розыскные меры – это меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 38 ст. 5 УПК). Установление лица, подозреваемого в совершении преступления, предполагает деятельность по раскрытию преступления, изобличению лица, совершившего преступление, а также обнаружение его места нахождения. Процесс раскрытия преступления включает в себя проведение розыскных мероприятий и неотложных следственных действий по установлению лиц, совершивших преступление, и обстоятельств, имеющих доказательственное значение по их изобличению. Розыскные меры обеспечивают добывание информации, благоприятствующей процессуальному доказыванию вины лица, подозреваемого в совершении преступления.

Результаты розыскных и оперативно-розыскных мер используются для подготовки и осуществления следственных действий, а также в качестве доказательств после их проверки и закрепления следственным путем. Оперативно-розыскное сопровождение предварительного расследования осуществляется после направления уголовного дела прокурору для установления лица, совершившего преступление, только по поручению следователя. Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о чем делается соответствующая отметка в протоколе (ч. 7 ст. 164 УПК).

Органы дознания не вправе проводить полное расследование по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, приостанавливать и прекращать их. По таким делам дознание, после выполнения дознавателем неотложных следственных действий, заканчивается составлением постановления о направлении дела прокурору (ч. 3 ст. 149 УПК).

При отсутствии оснований к возбуждению уголовного дела дознаватель выносит мотивированное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования, установленный ст. 124 и 125 УПК.

Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору или в суд. При рассмотрении жалобы прокурор вправе в течение 48 часов с момента вынесения дознавателем постановления об отказе в возбуждении уголовного дела отменить его и возбудить уголовное дело. Судья, признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, выносит соответствующее постановление не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы, направляет его для исполнения прокурору и уведомляет об этом заявителя.

По делам, по которым предварительное следствие обязательно, прокурор также вправе отстранять дознавателя от производства расследования, если им допущено нарушение требований уголовно-процессуального законодательства, изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя, поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю являются обязательными, обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.

 

49. Деятельность органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

 

Орган дознания обязан уведомить прокурора сначала об обнаружении подследственного следователю преступления, а затем после возбуждения по данному факту уголовного дела и принятия его к производству направить прокурору копию данного постановления (ч. 4 ст. 146,ч. 2 ст. 156УПК РФ).

По делам, по которым предварительное следствие обязательно, орган дознания вправе лишь производить неотложные следственные действия, а после передачи дела руководителю следственного органа - производить по нему следственные действия и (или) оперативно-розыскные мероприятия, в случае получения соответствующего поручения от следователя.

Перечень следственных действий, которые правомочен производить орган дознания по подведомственным ему делам, по которым предварительное следствие обязательно, законодателем не определен. Соответственно, по подведомственным ему преступлениям дознаватель вправе произвести все и любое следственные действия, когда они являются неотложными. Если, к примеру, допрос свидетеля, выемка или другое следственное действие не потеряет своего значения и после происшествия определенного (более десяти дней) времени, значит, оно не неотложное, и, таким образом, орган дознания не вправе его производить по делам, по которым предварительное следствие обязательно.

Производство неотложных следственных действий должны быть завершено в течение 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. Вслед за чем орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа.

После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и (или) оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя, которое оформлено со ссылкой на п. 4 ч. 2 ст. 38УПК РФ.

Право органа дознания производить по делу следственные и (или) розыскные действия только по поручению следователя распространяется и на те случаи, когда предварительное расследование начиналось не с дознания, а с производства предварительного следствия. В любой из ситуаций без поручения следователя орган дознания не должен приступать к процессуальной деятельности, если дело находится в производстве органа предварительного следствия.

В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Каких-либо ограничений по поводу перечня оперативно-розыскных мер, которые принимает орган дознания по переданному следователю уголовному делу, законодатель не предусмотрел.

Периодичность уведомления следователя о результатах принятия органом дознания оперативно-розыскных мер определяется по согласованию со следователем.

Перечень оперативно-розыскных мер, которые принимаются органом дознания, дан в ст. 6Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". К таковым отнесены опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка и оперативный эксперимент.

В заключение считаем нужным отметить следующее. Оперативно-розыскные меры применять уполномочены не все органы дознания. Этого права нет у органов Федеральной службы судебных приставов, командиров воинских частей, соединений и начальников военных учреждений или гарнизонов, капитанов морских и речных судов, руководителей геологоразведочных партий, зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.

ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ АКТ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДОЗНАНИЯ.

По окончании дознания как самостоятельной формы предварительного расследования дознаватель составляет обвинительный акт.

Обвинительный акт - итоговый процессуальный документ дознания, как самостоятельной формы предварительного расследования, в котором излагаются установленные фактические и юридические обстоятельства совершенного преступления, обосновывается вывод о виновности конкретного лица и необходимости судебного разбирательства.

В этом документе указываются:

1) дата и место его составления;

2) должность, фамилия, инициалы лица, его составившего;

3) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности <1>;

4) фактические обстоятельства совершения преступления (место, время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения данного уголовного дела);

5) формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи УК;

6) перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты;

7) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

8) данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда;

9) список лиц, подлежащих вызову в суд.

В принципе этот документ по форме и существу соответствует в целом содержанию обвинительного заключения, которое составляется следователем по окончании предварительного следствия. В этом плане уголовно-процессуальный закон совершенно справедливо пошел именно по этому пути, несколько упростив содержание обвинительного акта.

Обвиняемый, его защитник и, по моему мнению, при наличии ходатайства законный представитель обвиняемого должны быть ознакомлены с обвинительным актом и материалами уголовного дела, о чем делается соответствующая отметка в протоколе ознакомления с материалами уголовного дела. Потерпевшему или его представителям по их ходатайству могут быть предоставлены для ознакомления материалы уголовного дела в порядке, установленном для ознакомления с материалами дела для обвиняемого и его защитника.

Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником органа дознания. После утверждения этого акта начальником органа дознания подозреваемый приобретает статус обвиняемого, если по уголовному делу не было вынесено постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого. Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору.

Из изложенного вытекает вывод о многофункциональности обвинительного акта как итогового документа дознания. Во-первых, этот документ играет в уголовном процессе роль постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, составляемого в рамках предварительного следствия (ст. 47УПК). Этот вывод справедлив лишь при условии, что в рассматриваемом виде дознания не была приведена в действие процедура (механизм), предусмотренная гл. 23УПК. Следовательно, после ознакомления с содержанием обвинительного акта обвиняемый должен быть допрошен в качестве обвиняемого со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями. Однако это следственное действие не предусмотрено действующим законом. Во-вторых, обвинительный акт выполняет функцию итогового документа предварительного следствия - обвинительного заключения. Разумеется, эти суждения базируются на сравнении предварительного следствия как основной формы расследования и дознания - вспомогательной, субсидиарной его формы.

Согласно ст. 226УПК прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным актом, в течение двух суток. При этом он может принять одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного акта и направлении уголовного дела в суд;

2) о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям уголовно-процессуального закона со своими письменными указаниями. При этом прокурор может установить срок для производства дополнительного дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта - не более трех суток. Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях и в порядке, которые установлены ч. 3-5 ст. 223УПК;

3) о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по основаниям, предусмотренным ст. 24,25,27и28УПК;

4) о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.

При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на закон о менее тяжком преступлении.

Копии обвинительного акта с приложениями вручаются обвиняемому, его защитнику и потерпевшему в порядке, установленном ст. 222УПК.

 

50. Дознание как форма предварительного расследования. Сроки и процессуальный порядок производства дознания.

 

Дознание - форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.

Дознание - одна из двух форм предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с предварительным следствием) в уголовном судопроизводстве.

К подследственности органов дознания отнесены уголовные дела о преступлениях: кража, грабеж, уничтожение или повреждение имущества по неосторожности и др. Как правило, это преступления небольшой и средней тяжести, по которым максимальное наказание не превышает 5 лет лишения свободы. По письменному указанию прокурора эти дела могут быть переданы для производства в форме предварительного следствия.

Дознание осуществляется в 3-х формах:

1. Сбор и проверка материалов по факту совершенного преступления с последующим возбуждением УД и проведения предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с предварительным следствием);

2. Проведение неотложных следственных действий после возбуждения УД органом дознания до передачи УД следователю;

3. Сбор материалов по делам, предварительное расследование по которым не обязательно (т. е. протокольная форма досудебной подготовки материалов).

К органам, имеющим право проводить дознания относятся:

- органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделённые в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

- органы Федеральной службы судебных приставов России;

- командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

- органы Гос. пожарного надзора;

- капитаны морских и речных судов, находящиеся в дальнем плавании, - по УД о преступлениях, совершённых на данных судах;

- руководители геологоразведочных партий и зимовок, удалённые от мест расположения органов дознания по УД о преступлениях, совершённых по месту нахождения данных партий и зимовок;

- главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ - по УД о преступлениях, совершённых в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения УД. При необходимости этот срок м/б продлен прокурором до 30 суток. (см. текст в предыдущей редакции)

Приостановленное дознание м/б возобновлено на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный частью третьей настоящей статьи, м/б продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, срок дознания м/б продлен прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

Возобновление приостановленного дознания либо продление срока дознания по УД, находящимся в производстве следователя Следственного комитета РФ, осуществляется соответствующим руководителем следственного органа Следственного комитета РФ

В случае, если УД возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому и разъясняет ему права подозреваемого, о чем составляется протокол с отметкой о вручении копии уведомления. В течение 3 суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения.

Производство дознания по уголовному делу в случае его сложности или большого объема по постановлению начальника органа дознания может осуществляться группой дознавателей.

По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт, который утверждается начальником органа дознания. В обвинительном акте указываются:

1) дата и место его составления; 2) должность, фамилия, инициалы лица, его составившего; 3) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;

4) место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного УД;

5) формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи УК РФ;

6) перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и краткое изложение их содержания, а также перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты, и краткое изложение их содержания; (см. текст в предыдущей редакции)

7) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; 8) данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда;

9) список лиц, подлежащих вызову в суд.

Обвиняемый, его защитник должны быть ознакомлены (потерпевший или его представитель по ходатайству м/б ознакомлен) с обвинительным актом и материалами УД, о чем делается отметка в протоколе ознакомления с материалами УД.

Прокурор рассматривает УД, поступившее с обвинительным актом, и в течение 2 суток принимает по нему одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного акта и о направлении УД в суд;

2) о возвращении УД для производства дополнительного дознания либо пересоставления  обвинительного акта в случае его несоответствия установленным требованиям, установ срок для производства дополнительного дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта - не более 3 суток; (см. текст в предыдущей редакции)

3) о прекращении УД по имеющимся для такого прекращения основаниям;

4) о направлении УД для производства предварительного следствия.

При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.

 

51. Дознание в сокращенной форме. Сроки и процессуальный порядок производства сокращенного дознания.

 

1) Дознание осуществляется в большинстве случаев специально уполномоченными административными органами, которые осуществляют и иные функции. Исключение – дознание могут осуществлять следователи СК РФ и ФСКН – п. 7, 8 ч. 3 ст. 151 УПК. А предварительное следствие ведут только следователи, для которых это основная и единственная функция.

2) Дознание – это процессуальная деятельность, а потому ее надо отличать от ОРД. Это важно потому, что многие органы, которым предоставлено право осуществлять дознание, имеют право проводить ОРМ. Но надо учитывать правило ч. 2 ст. 41 УПК о том, что не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу ОРМ.

Т.о. под дознанием понимается форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК).

Особенности дознания как формы предварит. расследования.

1. Дознание производится по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК.

2. Сокращенные сроки. Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен прокурором еще на 30 суток. Допускается и дальнейшее продление срока – ч. 4 и ч. 5 ст. 223 УПК (до 6 и до 12 месяцев).

Срок дознания может быть и меньше. Согласно ч. 2 ст. 224 УПК: если в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, то обвинительный акт составляется не позднее 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу.

3. Упрощение процессуального порядка расследования в форме дознания состоит в том, что нет отдельной процедуры привлечения лица в качестве обвиняемого и предъявления обвинения. Производство по делу заканчивается составлением обвинительного акта, в котором и формулируется обвинение. Требования к обвинит. акту содержатся в ст. 225 УПК. С момента составления обвинительного акта лицо становится обвиняемым. Исключение – ч. 2 ст. 224 УПК – если в 10-дневный срок обвинительный акт в отношении подозреваемого, содержащегося под стражей, составить не представится возможным, подозреваемому предъявляется обвинение в порядке гл. 23 УПК.

4. При производстве дознания может быть вынесен процессуальный документ – уведомление о подозрении в совершении преступления (ст. 223.1). При производстве следствия такого решения нет.

5. По окончании дознания дознаватель составляет обвинит. акт, после чего обвиняемый и его защитник должны быть ознакомлены с материалами уголовного дела и обвинительным актом (об этом отмечается в протоколе ознакомления с материалами дела). Потерпевшему или его представителю материалы дела и обвинительный акт могут быть представлены для ознакомления по их ходатайству. Для сравнения: по окончанию предварительного следствия следователь знакомит участников процесса с материалами дела (ст. 216, 217 УПК), а уже после этого составляет обвинит. заключение.

6. Обвинительный акт утверждается начальником органа дознания и направляется вместе с материалами дела прокурору. В течение 2 суток прокурор рассматривает поступившее с обвинительным актом уголовное дело и принимает одно из решений, названных в ст. 226 УПК (см. самостоятельно).

Органы дознания, помимо дознания, производят неотложные следственные действия по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно – ст. 157 УПК. В ч. 2 этой статьи дан перечень органов и должностных лиц, имеющих право производить неотложные следственные действия, и категории дел. В действующем УПК не перечисляются следственные действия, которые может осуществлять орган дознания, т.е. это любые действия, которые сочтут неотложными. Эту деятельность нельзя отнести к следствию, так как возбужденное дело не принимается к производству следователем, и дознанием она также не является.

После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю СО в соответствие с п. 3 ст. 149 УПК.

Ст226.1. Основание и порядок производства дознания в сокращенной форме

1. Дознание в сокращенной форме производится в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.

2. Дознание в сокращенной форме производится на основании ходатайства подозреваемого о производстве по уголовному делу дознания в сокращенной форме и при наличии одновременно следующих условий:

1) уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица по признакам одного или нескольких преступлений, указанных в пункте 1 части третьей статьи 150 настоящего Кодекса;

2) подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, а также не оспаривает правовую оценку деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела;

3) отсутствуют предусмотренные статьей 226.2 настоящего Кодекса обстоятельства, исключающие производство дознания в сокращенной форме.

Ст226.2. Обстоятельства, исключающие производство дознания в сокращенной форме

1. Дознание не может производиться в сокращенной форме в следующих случаях:

1) подозреваемый является несовершеннолетним;

2) имеются основания для производства о применении принудительных мер медицинского характера в порядке, установленном главой 51 настоящего Кодекса;

3) подозреваемый относится к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок уголовного судопроизводства, установленный главой 52 настоящего Кодекса;

4) лицо подозревается в совершении двух и более преступлений, если хотя бы одно из них не относится к преступлениям, указанным в пункте 1 части третьей статьи 150 настоящего Кодекса;

5) подозреваемый не владеет языком, на котором ведется уголовное судопроизводство;

6) потерпевший возражает против производства дознания в сокращенной форме.

2. Если обстоятельства, предусмотренные частью первой настоящей статьи, становятся известны или возникают после принятия решения о производстве дознания в сокращенной форме, но до направления уголовного дела прокурору для утверждения обвинительного постановления, лицо, в производстве которого находится уголовное дело, выносит постановление о производстве дознания в общем порядке. Если обстоятельства, предусмотренные частью первой настоящей статьи, становятся известны или возникают после поступления уголовного дела прокурору для утверждения обвинительного постановления и до направления уголовного дела в суд, прокурор принимает решение о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке. Если обстоятельства, предусмотренные частью первой настоящей статьи, становятся известны или возникают в ходе судебного производства до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора, судья возвращает уголовное дело прокурору для передачи его по подследственности и производства дознания в общем порядке.

Ст 226.3. Права и обязанности участников уголовного судопроизводства по уголовному делу, дознание по которому производится в сокращенной форме

1. Участники уголовного судопроизводства по уголовному делу, дознание по которому производится в сокращенной форме, имеют те же права и обязанности, что и участники уголовного судопроизводства по уголовному делу, дознание по которому производится в общем порядке, с изъятиями, предусмотренными настоящей статьей.

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 432-ФЗ.

3. Подозреваемый, обвиняемый, потерпевший или его представитель вправе заявить ходатайство о прекращении производства дознания в сокращенной форме и о продолжении производства дознания в общем порядке в любое время до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора. Такое ходатайство подлежит удовлетворению лицом, в производстве которого находится уголовное дело.

Ст 226.4. Ходатайство о производстве дознания в сокращенной форме

1. При наличии предусмотренных настоящей главой условий для производства дознания в сокращенной форме до начала первого допроса дознаватель разъясняет подозреваемому право ходатайствовать о производстве дознания в сокращенной форме, порядок и правовые последствия производства дознания в сокращенной форме, о чем в протоколе допроса подозреваемого делается соответствующая отметка.

2. Подозреваемый вправе заявить ходатайство о производстве дознания в сокращенной форме не позднее 2 суток со дня, когда ему было разъяснено право заявить такое ходатайство. Ходатайство о производстве дознания в сокращенной форме подается дознавателю в письменном виде и должно быть подписано подозреваемым, а также его защитником.

3. Поступившее от подозреваемого ходатайство о производстве дознания в сокращенной форме подлежит рассмотрению дознавателем в срок не более 24 часов с момента его поступления. По результатам рассмотрения дознаватель выносит одно из следующих постановлений:

1) об удовлетворении ходатайства и о производстве дознания в сокращенной форме;

2) об отказе в удо


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: