Периодизация и гетерохронность развития

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. В.И. ВЕРНАДСКОГО

КЕРЧЕНСКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Факультет физической культуры и спорта

Кафедра физической реабилитации

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

Для студентов 2 курса дневной

Формы обучения, 3,4 курса заочной формы обучения

Специальности «Украинская филология»

Образовательно-квалификационного уровня «бакалавр».

Керчь-2010

Козлова Г.В. – ст. преподователь КЭГИ ТНУ

Методическое пособие содержит учебно методический материал по следующим разделам: возрастные особенности кардиореспираторных систем, пищеварительной, выделительной, эндокринной систем, рост и развитие скелета, онтогенез высшей нервной деятельности. Отражена актуальность темы, цель обучения, перечень необходимых знаний и умений.

 

 

Рецензент: Золотницкий А.П., профессор, доктор биологических наук

 

Рекомендовано к печати Ученым Советом Керченского экономико-гуманитарного института Таврического национального университета им. В.И. Вернадского.

 

от _______________200__ г. Протокол №___

 

 

Рассмотрено и рекомендовано к печати заседанием кафедры физической реабилитации Керченского экономико-гуманитарного института Таврического национального университета им. В.И. Вернадского

 

от _______________200__ г. Протокол №___

 

 

 


Физиологические критерии возрастной периодизации. Краткая физиологическая характеристика разных периодов онтогенеза.



Периодизация и гетерохронность развития.

Предмет возрастной физиологии. Физиология- наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нем, и механизмах его деятельности.

Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза, функции органов, систем органов и организма в целом по мере их роста и развития, а также своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе.

В понятие онтогенез включают все стадии развития организма от момента оплодотворения яйцеклетки до смерти человека.

Процессы роста и развития являются биологическими свойствами живой материи. Рост человека начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и представляет собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в процессе всей жизни. Процесс развития протекает скачкообразно, и разница между различными этапами жизни сводится не только к количественным, но и к качественным изменениям.

Понятия: онтогенез, рост и развитие. Развитие- совокупность трех процессов: роста, дифференцирование органов и тканей, формообразование. Под развитием понимают процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровня организации и взаимодействия всех его систем.

Рост- увеличение числа клеток или увеличение размеров узкоспециализированных клеток. В процессе роста увеличивается число клеток, телесная масса и антропометрические показатели. В одних органах, таких как кости и легкие, рост осуществляется преимущественно за счет увеличения числа клеток, в других (мышцы, нервная ткань) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток.

Таким образом, под развитием понимают 3 основных процесса:

1) рост — увеличение числа клеток (в костях, легких и других органах) или увеличение размеров клеток (в мышцах и нервной ткани), т. е. количественный процесс;

2) дифференцирование органов и тканей;

3) формообразование, т.е. качественные изменения. Эти процессы тесно взаимосвязаны. Например, ускоренный рост тела замедляет процессы формообразования, дифференцирования тканей, развитие вторичных половых признаков, а усиленные процессы полового развития замедляют рост тела, нарастание мышечной массы.

Весь жизненный цикл (после рождения человека) делится на отдельные возрастные периоды, т. е. отрезки времени онтогенеза, каждый из которых характеризуется своими специфическими особенностями организма — функциональными, биохимическими, морфологическими и психологическими.

Возрастная периодизация основана на комплексе признаков: размеры тела и отдельных органов, их масса, окостенение скелета (костный возраст), прорезывание зубов (зубной возраст), развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания (баллы полового развития), развитие мышечной силы и пр.

В связи со школьным обучением выделяют дошкольный возраст до 6-7 лет, младший школьный (до 9-10 лет), средний (до 13-14 лет) и старший школьный возраст (до 16-17 лет, а в связи с продлением до 12-летнего срока обучения в школе—до 18-19 лет).

Особо отмечают период полового созревания (так называемый переходный или пубертатный период) (греч.: пубертис — оперение), выделяя препубертатный период (11-13 лет), 1 фазу пубертата — мальчики 13-15 лет и девочки 11 -13 лет, 2 фазу пубертата—мальчики 15-17 лет и девочки 13-15 лет. В этот период происходит существенная гормональная перестройка в организме, развитие вторичных половых признаков, заметное ухудшение условно-рефлекторной деятельности, двигательных навыков, увеличиваются вегетативные изменения при нагрузках, возрастает утомление, затрудняется речь, отмечается неуравновешенность эмоциональных реакций и поведения. Заметным является пубертатный скачок роста — значительный годовой прирост длины тела—у девочек около 13 лет, у мальчиков — около 14 лет.

Схема возрастной периодизации постнатального онтогенеза человека:

1-10 дней - новорожденный период

10-1 год-грудной период.

1-3 лет-раннее детство

4-7 лет-первое детство.

8-11 лет-первое детство-девочки.

8-12 лет- первое детство-мальчики.

12-15 лет подростковый возраст-девочки.

13-16 лет-подростковый возраст - мальчики.

16-20 лет-юношеский возраст-девушки.

17-21 год-юношеский возраст-юноши.

22-35.лет. – Первый зрелый возраст.

35-60 лет. Второй зрелый возраст мужчины.

35-55. лет- второй зрелый возраст женщины.

60-74 лет-пожилой возраст.

75-90лет-старческий.

90 и более лет – долгожители.

Основными закономерностями возрастного развития являются периодизация и гетерохронность (греч.:rein терос — другой, хронос — время), т. е. неравномерность и разновременность роста и развития.

В ходе онтогенеза наблюдаются определенные периоды формирования отдельных функций и органов, ускорение и замедление их роста. Периоды ускорения развития различных функций не совпадают. Наиболее интенсивный рост длины тела происходит на протяжении 1 года жизни и в период полового созревания: в среднем, у девочек в 12-13 лет, у мальчиков в 14-15 лет. Речь формируется до 2-3 лет, а речевая регуляция движений с 4-5 лет. В возрасте 6-7 начинается смена молочных зубов на постоянные.

Основные позы тела осваиваются до 1 года, а основной фонд движений закладывается до 3-хлет. В возрасте 6— 12 лет достигается максимальное развитие иммунной ткани в организме. До 8 лет увеличивается длина шага, а с 8-9 лет нарастает темп ходьбы и бега. После 14 лет заметно нарастают вес тела и вес сердца.

В связи с основными закономерностями возрастной периодизации строится программа обучения детей в школе, нормирование физических и умственных нагрузок, определение размеров мебели, обуви, одежды и пр. Закономерности роста и развития человека учитываются в законодательстве — возможность получить работу, вступить в брак, нести ответственность за проступки, получать пенсию и пр.

К общим закономерностям роста и развития относятся:

1) гетерохронность развития (опережающее развитие жизненноважных систем) и системогенез (по П.К. Анохину).

Структуры, которые составляют к моменту рождения жизненно важную функциональную систему, закладываются и созревают ускоренно. Например, круговая мышца рта иннервируется ускоренно и задолго до того, как будут иннервированы другие мышцы лица.

Из всех нервов руки, прежде всего, развиваются те, которые обеспечивают сокращение мышц сгибателей пальцев, участвующих в хватательном рефлексе.

2) «энергетическое правило скелетных мышц» как ведущий фактор системогенеза (по И.А. Аршавскому).

Согласно данным Аршавского, рост и развитие скелетной мускулатуры является ведущим фактором в объединении разных систем организма в единое целое.

3) надежность биологической системы (по А.А. Маркосяну).

Под надежностью биологической системы принято считать такой уровень регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное протекание с экстренной мобилизацией резервных возможностей и взаимозаменяемости, гарантирующей приспособление к новым условиям существования и быстрым возвратом к исходному состоянию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow