Тема 17. Великие географические открытия и Реформация

Важнейшей вехой в мировой истории стало начало европейского океанского мореплавания в XV в. Некогда подобными навыками обладали скандинавские викинги. Но оледенение северных морей привело к их упадку. Теперь флагманами освоения океанов становятся королевства Западной Европы – Португалия, Испания и чуть позднее Англия. Они часто пользовались услугами итальянских капитанов и навигаторов, имевших обширный опыт средиземноморских плаваний и не менее обширные познания в географии. Португальский принц Генрих Мореплаватель (1394-1460) на последнем этапе Реконкисты впервые построил океанский флот. Португальцы в 1415 г. взяли североафриканский порт Танжер и совершали набеги в Тропическую Африку, захватывая там рабов. На западе, в Атлантике, они уже в XV в. начали колонизацию Азорских островов. На Канарских островах обосновались испанцы.

Важнейшей задачей португальских и других европейских мореходов стали поиски пути в «Индию» (как общо назывались дальневосточные страны). «Шёлковый путь», связывавший Европу с Китаем, пришёл в упадок из-за кочевнических завоеваний. Войны восточных владык сделали сухопутные пути слишком опасными. К тому же они не могли обеспечить прямого и скорого доступа к богатствам Востока. Уже в середине XV в. в Португалии родилась идея пути в Индию вокруг Африки. В 1486-1487 гг. Бартоломе Диаш впервые со времён финикийцев достиг южной оконечности Африки – мыса Доброй Надежды (именно тогда так названного).

Испания, ревниво следившая за успехами португальцев, попыталась опередить их, найдя более надёжный путь. К концу XV в. в образованных кругах уже утвердилось мнение о шарообразной или сферической форме Земли. Соответственно, считалось возможным найти западный путь в Индию. При дворе «королей-католиков» эту идею активно проповедовал итальянец Христофор Колумб (1451-1506). Он и возглавил экспедицию на запад, отправленную в 1492 г. После долгого изнурительного плавания, на грани бунта и голодной смерти, моряки увидели землю. Позже она получила название Багамских островов. Так произошло открытие европейцами Америки. Сам Колумб был, впрочем, убеждён, что открыл западный путь в Индию. Туземцев, встреченных им на Кубе, Гаити (Эспаньоле) и Багамах, он искренне объявил «индейцами».

В последующих экспедициях 1493, 1498 и 1502 гг. Колумб продолжил исследование открытых им земель. В последнем плавании он достиг уже побережья Центральной Америки. Отсутствие следов известной по письменным источникам цивилизации и сказочных богатств становилось всё труднее объяснить – хотя и «Западная Индия» приносила свою прибыль Испании. Другой итальянец испанской службы, Америго Веспуччи, в 1499-1500 гг. открывший Южную Америку, определённо доказал, что это не Индия. Потому материк в конечном счёте получил именно его имя.

Не надеясь пока спорить на равных с испанцами и португальцами, англичане в конце XV в. стали искать свой, северо-западный путь в Индию. Итальянец английской службы Джованни Кабот в 1497-1498 гг. совершил два плавания на запад, по маршруту древних скандинавов. В итоге, как и они за века до него, он открыл североамериканский материк.

Путь в подлинную Индию по морю открыли всё-таки именно португальцы. В 1497-1498 гг. португальский мореплаватель Васко да Гама (1469-1524) обогнул Африку и заручился помощью торговавших с Индией мореходов-мусульман из восточноафриканских городов-государств. С арабским лоцманом да Гама достиг в 1498 г. Каликута (Калькутты). Путь к богатствам Индии был проложен. По следам да Гамы двинулись другие – и купцы, и военные. Торговые интересы своей державы следовало защищать силой.

С самого начала поиск новых путей не мыслился как мирный. Испания, Португалия и другие европейские страны вынашивали планы создания колоний на новых землях. В 1494 г., под влиянием открытий Колумба, в Тордесильясе был подписан договор о разграничении сфер влияния между Испанией и Португалией. Согласно этому договору, все новооткрытые земли должны были принадлежать одной из двух держав. По современной географической карте, в сферу влияния Испании попадала почти вся Америка, кроме части бразильского побережья, и острова Океании вплоть до Новой Гвинеи. Португальцам доставались практически все возможные открытия в Африке и Азии. Тордесильясский договор был совершенно умозрительным. Его нарушили обе стороны, причём невольно, уже в XVI в.

В 1513 г. испанский завоеватель (конкистадор) Бальбоа открыл Панамский перешеек, а за ним – Тихий океан. На горизонте вновь забрезжила перспектива открыть западный путь в Индию. На поиски его отправился Фернан Магеллан (1470-1521), перешедший на испанскую службу португалец. Он неплохо знал «Индии» Востока, поскольку служил в новых колониях своей страны. В 1519 г. он отплыл в Атлантику, в 1520 обогнул впервые в истории Южную Америку, пройдя нынешним Магеллановым проливом, а в 1521 достиг островов, названных им Филиппинами. Здесь он погиб, вмешавшись в междоусобицы местных владетелей. Филиппины располагались, как оказалось, недалеко от исследованных уже португальцами земель Индонезии. Уцелевшие спутники Магеллана вернулись в 1522 г. в Испанию, обогнув Африку. Таким образом состоялось первое кругосветное путешествие.

Свой вклад в географические открытия XVI-XVII вв. и расширение европейской ойкумены внесла и Россия. В 1552-1557 гг. Иван Грозный покорил остатки Золотой Орды — Казанское и Астраханское ханство. На рубеже XVI/XVII вв. было покорено и Сибирское ханство. После этого началось освоение и исследование просторов Сибири. Русские землепроходцы уже к середине XVII в. достигли Охотского моря (И.Москвитин, В.Д.Поярков) и северо-восточной оконечности Азии (С.И.Дежнёв). Сибирь и Дальний Восток вошли в состав Московского государства.

Завершило этот этап исследования географической карты открытие последнего населённого материка – Австралии. В 1642-1643 гг. нидерландский мореплаватель Абель Тасман (1603-1659) в поисках «Неизвестной Южной Земли» последовательно открыл остров Тасманию и Новую Зеландию. В 1644 г. Тасман обнаружил и собственно Австралию. Все эти земли, впрочем, не вызвали у европейцев особого интереса.

Географические открытия шли рука об руку с заморскими колониальными захватами. В Америке и Африке на стороне колонизаторов оказалось грандиозное военно-техническое превосходство. В Азии успехам завоевателей часто способствовали распри местных правителей. К тому же и Азию европейские морские державы опережали всё больше. В итоге и в Америке, и в Азии, и в Африке возникли колонии европейских держав. Испания захватила большую часть Южной Америки и островов Вест-Индии, Мексику, Флориду, многие острова Тихого океана. Португальцы обосновались в Бразилии, Анголе, Мозамбике, во многих приморских областях Индии, Аравии, Индонезии, Малайского полуострова. Англичане и французы, а позже голландцы направили свою экспансию в Северную Америку. Голландцы, кроме того, оспаривали у португальцев Индонезию.

Большая часть американских племён находилась на стадии родоплеменного строя. Но в Центральной и Южной Америке испанцы столкнулись и с древними цивилизациями. Города-государства майя занимали полуостров Юкатан в Мексике и часть Центральной Америки. В южных и центральных областях Мексики располагалось государство ацтеков. Почти весь запад Южной Америки (Андскую область) заняла держава инков, Тауантинсуйю. Наиболее развиты в культурном и общественном плане были государства майя, деспотии «восточного» типа. У ацтеков и инков складывание цивилизации ещё не вполне завершилось.

Техническое превосходство, социальная борьба и восстания порабощённых сильными соседями народов позволили испанцам, пусть не без труда, покорить все эти государства. В 1519-1524 гг. конкистадор Фернан Кортес разрушил державу ацтеков, в 1531-1533 гг. Франсиско Писарро покорил инков. Сопротивление майя в отдельных лесных областях продолжалось до конца XVII в.

Конкиста имела двоякие последствия. С одной стороны, она сопровождалась уничтожением прежней культуры, не говоря уже о человеческих жертвах и утрате независимости. С другой стороны, на смену прежнему шли европейская культура и католическая вера. Это означало, в частности, прекращение уносивших ежегодно тысячи жизней человеческих жертвоприношений, основание школ, более широкое распространение грамотности. Индейская знать влилась в ряды колониальной аристократии. Впрочем, в колониях боролись между собой разные партии. Духовенство и часть чиновничества выступало против порабощения индейцев частными лицами. Дворянство же (в том числе и индейское) стремилось воссоздать здесь полноценный феодализм. В конечном счёте, был достигнут известный компромисс. Индейцы сохранили личную свободу, но оказались в земельной зависимости от новых феодалов. Недостаток же бесплатной рабочей силы был возмещён масштабным ввозом рабов из Африки. Идеологом последнего решения стал известный испанский церковный деятель Бартоломе де Лас Касас (1464-1566), историк колоний и пламенный борец за права и просвещение индейцев. Рабство чернокожих на несколько сот лет стало основой экономического процветания как колоний (не только испанских), так и метрополий.

Последствия Великих географических открытий и колониальных захватов многогранны. Покорение огромных просторов Американского континента, установление непосредственных связей с Дальним Востоком раздвинуло горизонты известного мира. Это было событие действительно беспрецедентное, и с точки зрения практической значимости неповторимое. Приток огромных колониальных богатств в Европу стремительно вывел колониальные державы на первые позиции в мировой политике. Политика же действительно становилась теперь мировой, а Европа на какое-то время – центром всего исторического процесса. Фантастические колониальные прибыли создали мощный ресурс для развития европейской экономики. Кроме того, колониальные захваты позволили Европе преодолеть демографический взрыв, начавшийся в XV в. В то же время появление колоний и приток из них средств ещё более расшатывали социально-политическую структуру феодализма. Новая ситуация в мире способствовала общественному успеху в первую очередь буржуа, контролировавших торговлю и промышленность.

Из европейских правящих родов на первых порах от колониальных захватов более всего выиграла австрийская династия Габсбургов, правившая с 1438 г. в Священной Римской империей. В 1516 г. Карл Габсбург, внук «королей-католиков», взошёл на испанский престол. В 1519 г. под именем Карла V он стал и императором. Так возникла империя Габсбургов, в которой, как тогда говорили, «никогда не заходит солнце». Под властью Карла находились Испания и все её заморские колонии. В Европе он на время обеспечил реальную гегемонию Австрии в Священной Римской империи. В 1526 г., призванный чешским и венгерским дворянством на помощь против османов, он включил Чехию и остатки Венгрии в состав владений Габсбургов. Карлу удалось также в ходе Итальянских войн утвердить власть над Сицилией, Сардинией, Неаполем и Миланом. Однако могучая держава Габсбургов была серьёзно ослаблена и распалась в результате Реформации.

В начале XVI в. значительная часть Европы была охвачена реформационным религиозным движением, приведшем к расколу западного христианства и образованию нового христианского направления – протестантизма. Это движение получило от современников название Реформации.

Основатель лютеранстваМартин Лютер (1483 – 1546). Он являлся монахом католического ордена августинцев, преподавателем богословия. В 1517 г. Лютер выступил против продажи индульгенций, выпущенных Джованни Медичи (Львом Х) ради поправки финансового положения папства. В своих «95 тезисах» Лютер открыто отверг католическое учение о благодати, а вскоре выдвинул лозунг отделения немецкой церкви от Рима. Свою цель Лютер видел в возврате к «истинному» христианству апостольских времен. В 1520 г. Лютер публично сжег на костре папскую грамоту, отлучавшую его от церкви. Так началось открытое противостояние, вскоре принявшее местами вооруженные формы. Одним из важнейших деяний Лютера стал перевод Библии на немецкий язык. Выступление Лютера стало толчком к началу массового реформационного движения в Германии и соседних странах. Вскоре появились новые лидеры, зашедшие в своих требованиях дальше Лютера.

Массовый характер приняло движение анабаптистов («перекрещенцы»). Название происходит от перекрещивания членов сект – анабаптисты не признавали крещения в младенческом возрасте. Они не представляли собой единой церкви, распадаясь на множество сект. Каждую секту возглавлял харизматический лидер, именовавшийся «пророком». Анабаптисты полностью отвергали церковную иерархию. Они учили, что человек спасается добрыми делами. Величайшим из таких дел анабаптисты считали приближение и установление «царства Божьего на Земле», в том числе насильственным путем. По представлениям многих из них, Бог уже воплотился на Земле, чтобы царствовать во главе «праведников».

Анабаптисты и другие сектанты не раз пытались воплотить свой идеал. Они приняли активное участие в религиозных войнах. Пиком радикальной Реформации стала Крестьянская война в Германии 1524 – 1525 гг. Ее виднейшим вождем был близкий к анабаптистам протестантский «пророк» Томас Мюнцер (погиб в 1525 г.). Крестьяне, восстав против князей и дворян, требовали всеобщего равенства, отмены повинностей и установления подлинно «божеских» законов. Перед лицом массового движения народа Лютер призвал своих сторонников оставить распри с католиками. Это подействовало. Крестьянское движение было разгромлено. Но анабаптисты сразу после этого переключились на религиозные войны в Швейцарии.

Первым крупным деятелем Реформации в Швейцарии стал Ульрих Цвингли (1484 – 1531). Ему удалось провести церковную реформу в Цюрихе и разжечь в Швейцарии пламя религиозной войны. Цвинглианство было во многих отношениях близко лютеранству, но было радикальнее в ряде богословских и культовых вопроса. По Цвингли, таинства не имеют никакой мистической силы, являясь только символическими обрядами. Единственный способ общения с Богом – сосредоточенная молитва. Цвингли отвергал все богословские доктрины, прямо не подтверждаемые Писанием. В 1531 г. Цвингли погиб в бою. Католики разгромили цюрихских протестантов.

Гонения со стороны католиков после поражения 1531 г. заставили анабаптистов большей частью покинуть Швейцарию. В 1534 – 1535 гг. последним оплотом анабаптистов в Германии, столицей радикальной Реформации стала Мюнстерская коммуна. Безраздельным диктатором здесь являлся Иоанн Лейденский, объявленный соратниками «Царем Сиона» – по их представлениям, «Христом». Против Мюнстера вновь объединились и католики, и лютеране. Коалиция князей разгромила коммуну, самозваный «Христос» погиб. Анабаптисты рассеялись по разным странам Европы.

В ходе подавления радикалов Лютер заручился поддержкой многих германских городов и князей. Лютеранская церковь изначально оформлялась ими как государственная. В 1526 г. лютеране добились на рейхстаге принятия принципа «Чья страна, того и вера» – то есть князь имеет право навязывать подданным свое исповедание. Но в 1529 г. это решение было отменено в пользу католицизма. Лютеранская знать внесла протест. С этого времени лютеран и прочих сторонников Реформации называли «протестантами». Основы лютеранства были изложены в 1530 г. в Аугсбургском исповедании веры (от города Аугсбург). В «Исповедании» впервые четко излагалась особая лютеранская догматика, отличающаяся от учения Римской церкви. Различия не только не затушевывались, но резко подчеркивались. Провозглашалось равенство людей перед Богом в силу их греховности, возможность спасения только искренней верой, а не религиозно-нравственными «делами». Лютеране отвергали культ святых, монашество.

Карл V с самого начала наотрез отказался поддерживать лютеран. Основную тяжесть борьбы с протестантизмом сперва несли именно Габсбурги. Папы из династии Медичи не только не боролись практически против реформатов, но склонны были провоцировать их с целью ослабить враждебных императоров. В 1527 г., взяв Рим, Карл заручился, наконец, пусть и в принудительном порядке, поддержкой папства.

В 1534 г. началась папская Контрреформация. На папский престол вступил Александр Фарнезе (Павел III, 1534-1549). Опорой Контрреформации стал тесный политический блок папства с императорами и испанскими королями. Контрреформация включала как репрессивные меры по борьбе с протестантами, так и укрепление самой католической церкви. Была проведена, в том числе, чистка духовенства от коррумпированных лиц и «людей Возрождения». Тридентский Вселенский собор 1545-1563 гг. существенно расширил прерогативы пап.

В 1540 г. Павел III учредил для борьбы с Реформацией «Общество Иисуса», новый монашеский орден, известный как орден иезуитов. Основателем его стал принявший постриг испанский дворянин Игнатий Лойола (ум. в 1556). Лойола основал общество с целью восстановления авторитета папства и церкви еще в 1534 г. Иезуиты считали, что их святая цель оправдывает любые средства для своего достижения. Их деятельность во многих областях была строго законспирирована. Фактически, они стали разведкой и контрразведкой папского престола. При поддержке папства и католических королей они быстро достигли огромного политического влияния в Европе и вскоре стали сами контролировать политику пап. Иезуиты внесли значительный вклад не только в укрепление политического влияния католической церкви. Они вели активную педагогическую и издательскую деятельность, выступали в качестве миссионеров. В ведение иезуитов была передана и инквизиция. В большинстве стран Европы инквизиционные трибуналы были преобразованы по образцу испанской «Новой инквизиции».

Но все меры папства уже не могли остановить распространения Реформации. В 1534 г. король Генрих VIII (1509-1547) произвёл т.н. «Королевскую Реформацию» в Англии. В ответ на осуждение папой его развода с принцессой из дома Габсбургов Генрих переподчинил английскую церковь себе. Специальным актом парламента король объявлялся светским главой церкви. На несогласных католиков обрушились жесточайшие репрессии.

В Дании и в Швеции короли-лютеране тоже провели реформу «сверху», подчинив себе церковь в своих странах. В Швеции второй половины XVI в. это вылилось в гражданскую войну, а затем в длительный конфликт с католической Польшей.

Основатель кальвинизма, француз Жан Ковен, вошел в историю под немецкой формой своей фамилии – Кальвин (1509 – 1564). В 1533 г. он был изгнан из Парижа за проповедь протестантизма. В 1536 г. Кальвин прибыл в швейцарскую Женеву, где возглавил протестантскую партию. Под руководством Кальвина протестантам удалось провести в Женеве реформу и отстоять ее от католических кантонов. Женева превратилась в столицу Реформации на материке, а Кальвин – во всесильного «женевского папу», который контролировал светскую власть через высший орган протестантской общины – консисторию. Нарушители провозглашенных Кальвином моральных норм, его политические и религиозные противники подвергались суровым наказаниям. Уже в 1536 г. произошел разрыв между Лютером и Кальвином из-за догматических разногласий.

Согласно вероучению кальвинизма, человек ещё до рождения предопределён к спасению или к погибели, а потому не может оправдаться перед Богом ничем. Человек может определить свою избранность через успех в мирских делах. Соответственно, кальвинизм приветствует деловую активность. Однако прибыль – дар Бога – следует не накапливать, а пускать в оборот, на развитие дела, либо на благотворительность. Кальвинизм на практике осуществил лозунг дешевой церкви, упростив до предела богослужение и отменив иерархию. Кальвинизм в первые века своего существования отличался особенно строгими нормами морали, отражавшими патриархальные нравы европейских горожан. Кальвин осуждал театр, танцы и пение, увлечение живописью, яркую одежду, громкие разговоры и смех на улице, обжорство. Кальвинистская мораль стала важной приметой городской Реформации. Она наложила печать на культуру буржуазных слоев в начале Нового времени.

Мощное буржуазное движение, разворачивавшееся под знаменем кальвинизма, озаботило и католиков, и лютеран. Не утихали пока и анабаптистские волнения. Наконец, религиозную войну в Германии завершил Аугсбургский мир 1555 г., утвердивший принцип «Чья страна, того и вера». Преобладание лютеранства закрепилось во многих областях на севере и северо-востоке Германии (Бранденбург-Пруссия, Саксония и т. д.). Юг (Австрия, Бавария и др.) остался католическим. Император Карл отрёкся от имперского престола в пользу брата, венгерского и чешского короля Фердинанда. В Испании же и колониях ему наследовал сын Филипп II (1556-1598). Этот талантливый и жестокий правитель и стал новым вождём Контрреформации. В 1581 г. ему удалось подчинить себе Португалию с большинством её колоний.

Но достойного соперника, точнее соперницу, выдвинул для Филиппа и реформационный лагерь. При дочери Генриха VIII, королеве Елизавете I (1558 – 1603) Реформация окончательно восторжествовала в Англии. Были разработаны основы особого вероучения англиканства. Католицизм подвергался в Англии жестоким гонениям. Елизавета подавила мятежи и заговоры католиков. Она огнём и мечом покорила католическую Ирландию, положив начало её колонизации англичанами. Англия – самая сильная протестантская страна – стала главным оплотом протестантов Европы.

Кальвинистская Реформация развернулась в соседней Шотландии. Здесь в 1560 г. парламент запретил исповедание католицизма и передал церковь в руки кальвинистов (пуритан). Попытка королевы Марии Стюарт сопротивляться Реформации стоила ей трона, а в итоге и жизни – она была казнена Елизаветой. В результате пуританская Реформация в Шотландии восторжествовала, а сама страна оказалась в зависимости от Англии. В 1592 г. сын Марии король Яков VI был вынужден стать формальным главой пуританской Церкви Шотландии. Воспитанный при дворе бездетной Елизаветы, он стал её наследником, объединив в итоге Шотландию и Англию.

В 1562 г. ожесточенная религиозная война, продолжавшаяся с перерывами до 1594 г., началась во Франции. Здесь противоборствовали три партии – кальвинисты- гугеноты (передача немецкого слова «союзники»), Католическая лига во главе с герцогами Гизами и сторонники абсолютизма. Последние, внешне сохраняя верность католической вере, на деле стравливали религиозные партии между собой, надеясь на взаимное их ослабление. Особенно известна жестокая резня протестантов в Варфоломеевскую ночь (1572 г.), устроенная королевой Екатериной Медичи в момент кажущегося примирения. В конечном счёте, однако, именно межпартийные интриги погубили династию Валуа. Католическое дворянство, опираясь на поддержку парижских горожан и Испании, в 1587 г. сместило короля Генриха III с престола.

В 1589 г. королем Франции под именем Генриха IV был объявлен лидер гугенотов, король Наварры Генрих Бурбон. Но в 1593 г. король-гугенот перешел в католичество, отвечая устремлениям большинства своих подданных. Благодаря этому он сумел разгромить Лигу, изгнать испанцев и вступить в Париж. По этому поводу Бурбон сказал: «Париж стоит мессы». Вчерашние единоверцы по Нантскому эдикту 1598 г. получили веротерпимость и автономию на юго-западе страны, с центром в Ла-Рошели.

В 1566 г. «иконоборческое восстание», направленное против католицизма, вспыхнуло в Нидерландах. Подняли его скопившиеся здесь анабаптисты. Филипп II, которому Нидерланды достались в наследство от отца как часть домена Габсбургов, направил туда карательную экспедицию. Но полностью подавить движение не удалось. По всем мятежным провинциям развернули действие партизаны – гёзы. Руководство движением перешло в руки кальвинистских бюргеров и знати во главе с принцем Вильгельмом Оранским. Они заручились военной поддержкой Англии. В 1579 г. добившиеся независимости провинции северных Нидерландов подписали договор о создании Республики Соединённых провинций. Её штатгальтером (главой государства) стал принц Вильгельм. Так началась история голландского государства. В 1609 г. испанцы вынуждены были подписать с голландцами перемирие на условиях сохранения за собой юга Нидерландов.

Испанцы и англичане сражались между собой на землях Нидерландов и Франции, Шотландии и Ирландии. Все попытки Филиппа раздавить цитадель Реформации наталкивались на контрудары со стороны Елизаветы. Титаническое противоборство этих двух монархов захватило весь ведомый тогда мир. Английские пираты ежегодно атаковали испанские колонии на всех континентах, возвращаясь на родину с богатой добычей. В 1578-1580 гг. английский капитан Френсис Дрейк совершил опустошительный рейд по испанским колониям в Америке и Азии – и второе в истории кругосветное плавание. Наконец, в 1588 г., в ответ на вторжение англичан в Нидерланды, Филипп послал к берегам Англии огромную флотилию, названную «Непобедимой армадой». Но стычка с англичанами в Ла-Манше и последовавший страшный шторм уничтожили испанскую эскадру почти целиком. После этого от планов вторжения в Англию Филипп отказался.

Увенчала полтораста лет религиозных войн в Европе Тридцатилетняя война 1618-1648 гг., по кровопролитию и опустошениям оставившая далеко позади даже Столетнюю. Началась она с протестантско-гуситского восстания в Чехии, поддержанного протестантскими князьями Империи и Англией. На стороне чехов выступили также турки-османы, действовавшие через своих вассалов – венгерских трансильванских князей-протестантов. Конфликт быстро приобрёл общеевропейский масштаб. В 1622 г. в войну открыто вступила Испания, поддержав австрийских Габсбургов. Против Габсбургов выступила в 1625 г. Дания, а в 1630 Швеция. В Восточной Европе католическую партию представляла Польша. Стремившаяся же к возврату утраченных в ходе Смуты начала XVII в. земель Россия поддержала протестантов и позже вступила в войну с Польшей.

Впрочем, в этой войне религиозные мотивы уже начинали отступать перед национальными. Германские князья, независимо от веры, переходили из одного враждующего лагеря в другой. Дания заключила мир с Габсбургами в 1629 г., а в 1643 вновь вступила в войну, но уже на их стороне. Особенно ярко безразличие к религиозным побуждениям выказал первый министр Франции, фактически правивший страной, католический кардинал Ришельё. Он воспользовался ситуацией, чтобы покончить с гугенотским оплотом на юге страны. В 1629 г. войска Ришельё после почти годовой осады взяли Ла-Рошель. Но борясь за влияние на престол с проавстрийской партией и надеясь на территориальные выгоды, Ришельё затем вступил в большую войну на стороне протестантов. Именно французское вмешательство в 1635 г. в итоге решило дело не в пользу Габсбургов.

Между тем, война, сопровождавшаяся ростом налогов и разорением бедноты даже в не воевавших на своей территории странах, порождала уже общую нестабильность. Раньше всего произошёл социальный взрыв в Англии. Эти события (Английская революция, или Войны Трёх королевств) могут рассматриваться как последнее вооружённое движение реформатов в Европе. Яков Стюарт (1603-1625), симпатизируя втайне католицизму, пытался укрепить епископат в английской и восстановить его в шотландской церкви. Однако это натолкнулось на упорное сопротивление пуритан. К тому же Яков и его сын Карл I (1625-1649) вступили в конфликт с английским парламентом. Парламент не позволял Стюартам управлять абсолютистскими методами Елизаветы и блокировал военные расходы. При этом сам же парламент, в котором всё большую роль играли пуритане, добивался продолжения военных действий. При Карле I общее недовольство вылилось в восстание в Шотландии (1639). Английские и шотландские пуритане преследовали цель покончить с епископатом и с любыми попытками реставрировать «папизм», а заодно положить конец абсолютистским поползновениям короны. В 1641 г. восстание против Англии подняли и ирландские католики. Пуританский парламент обвинил в соучастии королевский двор, Карл покинул бунтующий Лондон, и в 1642 г. началась гражданская война уже в самой Англии. В 1646 г. королевская армия была разгромлена парламентским полководцем Оливером Кромвелем, король пленён, – но до мира было ещё далеко.

Эти бурные события практически выбили Англию из европейской войны. Но и её главная соперница, Испания, столкнулась с внутренними трудностями. В 1640 г. разразилось восстание против испанского владычества в Португалии. Королевство восстановило свою независимость и объявило Испании войну. В 1647-1648 гг. испанцы с большим трудом подавили восстания в Сицилии и Неаполе.

Все участники военных действий находились в глубоком истощении. Большая часть Германии лежала в руинах, целые области обезлюдели, разорённые бандами наёмников и мародёров. Наконец, в 1648 г. на Вестфальском мирном конгрессе все участники военных действий подписали мир. Продолжили военные действия друг с другом только католические Франция и Испания, так и не урегулировавшие территориальных споров.

Вестфальский мир подтвердил провозглашенный еще в Аугсбурге принцип – «Чья страна, того и вера». Это означало, что каждый монарх вправе вводить в своей стране религию сообразно собственным убеждениям. Священная Римская империя, формально сохранившись, перестала существовать как сколько-нибудь единое государство. Соединённые провинции, Швейцария, владения Северной Италии получили признание полной независимости от неё. Признавалась и независимость Португалии, которой возвращались её колонии. Обширные области Германии отошли к Франции (часть Эльзаса) и Швеции (Бремен, западная Померания). Вестфальский мир положил начало новой системе международных отношений в Европе, строившейся уже не на религиозных принципах, а на военно-дипломатическом балансе. Эпоха религиозных войн завершилась.

Источники

Агриппа д’Обинье Т. Жизнь, рассказанная его детям. М., 2001.

Бенвенуто Челлини. Жизнеописание. Сонеты. Трактаты. М., 2003.

Игнатий Лойола. Духовные упражнения. Духовный дневник. М., 2008.

Кальвин Ж. Наставления в христианской вере. Т. 1-3. М., 2001.

Лавровский В. М. Сборник документов по истории Английской буржуазной революции XVII в. М., 1973.

Лас Касас Б. История Индий. М., 2007.

Лютер М. 95 тезисов. М., 2002.

Маргарита де Валуа. Мемуары. Избранные письма. Документы. СПб., 2010.

Макьявелли Н. Государь. М., 2010.

Путешествие Магеллана. М., 2000.

Ришельё. Мемуары. М., 2008.

Ришельё. Политическое завещание. М., 2008.

Христофор Колумб. Путешествия. Дневники. М., 2008.

Хроники открытия Америки. Новая Испания. Т. 1. М., 2000.

Эразм Роттердамский. Похвала глупости. М., 2006.

Юм Д. Англия под властью дома Стюартов. Т.1. СПб., 2001.

Литература

Биографические очерки: Лютер. Кальвин. Торквемада. Лойола. М., 1994.

Биографические очерки: Ришельё. Кромвель. М., 1994.

Бурдах К. Реформация. Ренессанс. Гуманизм. М., 2004.

Вебер М. Социология религии. М., 1991.

История Латинской Америки. Т. 1. М., 1991.

История Европы. Т. 3. М., 1995.

Кенигсбергер Г. Европа раннего Нового времени. М., 2006.

Кернс Э. Дорогами христианства. М., 1992.

Тальберг Н. История христианской Церкви. М., 2008.

Христианство. Словарь. М., 1993.

 

Тема 18. Европа в XVII-XVIII вв.

Хронологическая граница Нового времени не определяется с безусловной точностью. Как и любые подобные вычисления, определения «конца средневековья» условны и зависят от взглядов конкретного учёного. «Правильная» точка зрения здесь просто невозможна. В качестве рубежа Средних веков и Нового времени назывались 1453 г. (гибель Византии), 1492 (плавание Колумба), 1519 (начало Реформации). Предлагались и намного позднейшие даты: 1783 г. (провозглашение США), 1789 (начало Французской революции), 1806 (ликвидация Священной Римской империи). Средней является точка зрения, отсчитывающая Новое время с начала Английской революции (1639/1642 г.) или с Вестфальского мира (1648 г.).

В год Вестфальского мира Англия всё ещё находилась в гуще гражданской распри. Королевская партия была сломлена, король являлся пленником парламента. Но сами победившие пуритане раскололись на две партии. Пресвитериане, сторонники единой церкви во главе со «старейшинами» (пресвитерами), считали революцию оконченной. Они правили Шотландией и верховодили в английском парламенте. Индепендентам, сторонникам малых независимых церковных общин и мистического «прямого» общения с Богом, будущее общество виделось как «царство Божье на земле». Они добивались установления республики и коренного общественного переустройства. Опорой индепендентов являлась регулярная «армия нового образца», созданная Кромвелем и доказавшая своё военное превосходство.

Попытки парламента распустить армию, а армии – добиться земельного передела вылилась во вторую гражданскую войну 1648 г. В ней английские пресвитериане боролись против индепендентов, используя в качестве знамени пленного короля. Вновь одержав победу, Кромвель провёл чистку парламента от своих противников. Оставшиеся депутаты проголосовали за казнь короля по обвинению в «измене». Карл I был казнён в 1649 г. Англию провозгласили республикой. Чтобы осуществить земельные требования армии и утихомирить уравнительские движения, Кромвель в 1649 г. повёл солдат в Ирландию. Страна была покорена вновь, коренное население в массовом порядке согнано на крайний запад.

Завершающий этап борьбы за власть в Британии приходится на 1649-1654 гг. В течение этих лет Кромвель разгромил шотландских пресвитериан и последних роялистов (сторонников Стюартов). Шотландия вновь подчинилась Англии. В 1653 г. Кромвель разогнал «охвостье» прежнего «Долгого«парламента» и созвал вместо него назначенный армейской верхушкой «парламент святых». Его составили радикальные сектанты всех мастей, желавшие немедленно приступить к строительству «Божьего царства». Напуганный требованиями собрания и поняв его полную недееспособность, Кромвель разогнал и его. На этом короткая история английской республики кончилась. Кромвель установил личную диктатуру с титулом лорда-протектора.

Правление Кромвеля, в целом успешное и спокойное, продолжалось до его кончины в 1658 г. Сразу после этого вновь разразилась гражданская война, завершившаяся в 1661 г. Реставрацией династии Стюартов. Вопреки принятым обязательствам, Стюарты развязали террор против участников революции и всех инакомыслящих. Обстановка в стране оставалась тревожной. Периодически восставала Шотландия. В парламенте сложились две противоборствующие партии – тори (сторонники короны) и виги (оппозиция). Однако большинство обеих партий объединилось, когда в 1685 г. вступивший на престол король Яков II открыто попытался восстановить католицизм. Вновь разгорелась гражданская война. В 1688 г. по приглашению парламентариев в Англию вторгся штатгальтер Голландии Вильгельм III Оранский. Он без сопротивления занял Лондон и королевский трон. Событие получило название «Славная революция». Впрочем, вспышки вооружённого сопротивления яковитов (сторонников Стюартов) продолжались до 1745 г., иногда разрастаясь до масштабов гражданской войны.

Итоги Английской революции были значительны. Правительство Англии формировал теперь не монарх, а парламент. В 1689 г. парламент принял «Билль о правах». Он поставил короля под полный контроль парламента, запретив ему отменять действующие законы, изъяв из его власти налогообложение и армию. Подтверждалась неприкосновенность личности, за исключением законного решения суда присяжных. Впервые провозглашались свобода избирательной кампании и свобода слова. В том же году был принят и акт о свободе вероисповедания по образцу уже действовавшего в Голландии. Таким образом, в Англии родилась совершенно новая форма государственного строя – ограниченная, парламентская монархия. Она открывала гораздо больше возможностей для буржуазии, и её политическое влияние резко возросло. Важным итогом революции стало и окончательное подчинение Шотландии и Ирландии. В 1707 г. Англия и Шотландия уже и формально объединились под названием Великобритания.

Гражданская война в середине XVII в. охватила и Францию, однако здесь буржуазной революции не произошло. Движение, получившее название Фронда, было направлено против правительства преемника Ришельё, кардинала и первого министра Мазарини. В 1648 г. против налоговой политики Мазарини восстали горожане Парижа. Эта «городская Фронда» была подавлена с трудом, но сравнительно быстро. Однако за ней последовал более затяжной период войны – «Фронда принцев». Против абсолютистского бюрократического режима выступила верхушка дворянской знати во главе с выдающимся полководцем принцем Конде. Только в 1653 г. сопротивление мятежников было сломлено. Однако фрондёры не покорились, а перешли на сторону Испании. Этот этап, иногда называемый «испанской Фрондой», продлился до сокрушительного разгрома испанских войск в 1659 г. В отличие от Англии, во Франции произошло только укрепление абсолютизма.

Внутренние смуты терзали тогда и другие европейские страны. В Речи Посполитой в 1648 г. началась освободительная война украинского народа, завершившаяся воссоединением Левобережной Украины и Киева с Россией. За восстанием украинских казаков и началом войны с Россией последовали дворянские мятежи и вторжение шведов. Государственная машина Речи Посполитой фактически развалилась и никогда не восстановилась в полном объёме. Эти события получили название «Потопа».

В историю России XVII в. по праву вошёл как «бунташный». Вслед за Смутой начала XVII в. новой династии Романовых пришлось иметь дело с волной городских восстаний (1648-1651 гг.), восставшими казаками и крестьянами («крестьянская война» 1667-1671 гг.), церковным Расколом, вылившимся в настоящую «религиозную войну», в том числе восстания стрельцов в Москве (Хованщина 1682 г.). Однако итог «бунташного» века во многом напоминал ситуацию во Франции. Сопротивление сословий, в том числе городских, укреплению самодержавной монархии, только способствовало консолидации последней, связанной с реформами Петра I (1689-1721). Для сокрушения самодержавия, для сохранения и расширения своих привилегий мятежным сословиям не хватило сил.

Вторая половина XVII и начало XVIII в. для большинства западноевропейских стран являются временем расцвета абсолютизма. Наиболее яркой фигурой в этом смысле был король Франции Людовик XIV (1643-1715), прозванный «королём-солнцем». Вступив на престол малолетним, пережив под опёкой Мазарини Фронду, Людовик по достижении совершеннолетия использовал все возможности абсолютизма. Проводилась жёсткая налоговая политика. Сопротивление аристократии было полностью подавлено. Выступления крестьян и горожан (крупнейшим из которых было движение гугенотов- камизаров на юге Франции в 1702-1715 гг.) беспощадно подавлялись. В 1685 г. Людовик запретил исповедание во Франции протестантизма. Ещё в молодости, собственноручно выдрав из книги актов городского парламента записи времён Фронды, король издевательски бросил парижским буржуа: «Вы думали, господа, что государство – это вы? Вы ошибались. Государство – это я». Это высказывание быстро стало крылатым, передавая самую суть абсолютной монархии.

Франция с её мощной армией и идеально централизованным чиновничьим аппаратом стала образцом для всех европейских монархов. Столь же образцовым считался и великолепный двор Людовика. Его примеру следовали, укрепляя свои режимы, короли Испании, Португалии, Швеции, Дании, владетели Германии и Италии. Примером Франции вдохновлялся и русский царь Пётр I, создавая как раз в эти годы своё «регулярное» государство.

Укрепление абсолютных монархий, естественно, вело к упадку политической роли Церкви. Протестантские церкви полностью зависели от своих правителей. Но статус Католической церкви за границами Папской области отличался теперь мало. Папы считали нужным поддерживать добрые отношения со всеми католическими монархами, потакая им вопреки даже здравому смыслу. Интересен такой частный факт. Начиная с Людовика XIV французские короли регулярно присваивали той или иной придворной даме титул «официальной фаворитки» с королевскими правами при живых королевах. Ещё в XVI в. это повлекло бы как минимум раздражение Римского престола, а то и анафему. В XVIII в. подобный вызов христианской морали проходил совершенно незамеченным, почти буднично.

Окончание религиозных и гражданских войн вовсе не означало установление всеобщего мира. Напротив, территориальные споры, соперничество из-за колоний и торговых путей сталкивали державы гораздо ожесточённее религиозных вопросов. Начались войны за гегемонию в Европе, не менее масштабные, чем Тридцатилетняя, хотя и более скоротечные.

Для середины – начала второй половины XVII в. характерны были англо-голландское и франко-испанское соперничество. В итоге Голландия уступила Англии роль ведущей торговой державы и гегемонию в северных морях. Франция и Испания пришли к мирному и династическому соглашению, которое позволяло «королю-солнцу» надеяться на присоединение Испании к Франции. Ещё одним важным итогом европейских конфликтов XVII в. стало резкое усиление Швеции, вошедшей в число ведущих держав. После польского «Потопа» она однозначно доминировала в прибалтийских землях. Другим последствием «Потопа» стало новое усиление России, восстановившей и расширившей свои прежние западные границы.

В конце XVII в. европейским державам удалось, наконец, покончить с османской угрозой. Три католических государства – габсбургская Австрия, Венеция и Речь Посполита – создали в 1683 г. антитурецкую «Священную лигу». В 1686 г. к Лиге присоединилась и православная Россия, заключив с Польшей «Вечный мир». Среди важнейших вех войны Лиги с Турцией – разгром османов под Веной польским королём Яном Собесским (1683 г.), походы русского царя Петра I на Азов (1695, 1696). В итоге завершённой в 1699 г. войны под власть Габсбургов перешли освобождённые от турок земли Венгрии, Хорватии и Трансильвании. Австрия, даже помимо императорского титула, превратилась в одно из сильнейших государств Европы. Одновременно были заложены основы не слишком надёжного, но продержавшегося полтора века австро-русского партнёрства.

Многие итоги противоборства держав XVII в. перечеркнул наступивший XVIII. Это был век столкновения крупных коалиций, воевавших не только в Европе, но и в колониях, то есть по всему миру. Важнейшим их итогом стало складывание регулярных армий во всех европейских странах.

XVIII в. начался с двух европейских войн. В Северной войне против Швеции выступил Северный союз (Россия, Польша, Дания, Пруссия). Война продолжалась с 1700 по 1721 г. и окончилась потерей шведами владений в Восточной и Южной Прибалтике. Союзнику шведов, Людовику XIV, пришлось вести войну за Испанское наследство (1701-1714 гг.). Мощи «короля-солнца», посадившего на испанский престол своего внука, бросила вызов коалиция в составе Англии, Голландии, Австрии и Пруссии. В итоге войны испанский престол всё-таки достался Бурбонам. Но испанские владения подверглись дележу. Даже в самой Испании Великобритания получила морскую базу Гибралтар. Кроме того, испанские Бурбоны отказались от всяких прав на французский престол в будущем, что сорвало план Людовика по объединению Испании и Франции.

Однако вскоре после смерти Людовика развернулась война за Французское наследство (1718-1720), в которой Филипп Испанский выступил уже против Франции, Великобритании, Голландии, Австрии и Савойи. Попытка испанского короля утвердиться на французском троне кончилась полным крахом и новым, хотя и менее значительным, переделом границ.

В результате войн начала XVIII в. на европейской сцене появилось два новых сильных игрока, два новых королевства. Гогенцоллерны, правившие Бранденбургом и Пруссией, в 1701 г. приняли титул королей Прусских. Пруссия серьёзно расширилась за счёт шведских владений и теперь готова была побороться с Австрией за главенство в Священной Римской империи. В Италии усилилось северо-западное герцогство Савойя. Его правители в итоге раздела испанских владений получили Сардинию и на этом основании в 1720 г. приняли королевский титул.

В 1733-1735 гг. Франция сошлась с Россией и Саксонией в войне за Польское наследство. Поражение Франции обусловило рост русского влияния в Польше. В 1735-1737 гг. Испания воевала с Португалией из-за американских колоний.

В 1740-1748 гг. обширная коалиция выступила против возглавившей Габсбургскую державу Марии Терезии (1740-1780) в войне за Австрийское наследство. Раздела обширных австрийских владений добивались Франция, Пруссия, Бавария, Саксония, Испания, Сардиния и Швеция. Им противостояли, наряду с Австрией, Великобритания (уже воевавшая с Францией в колониях к началу войны), Голландия и Россия. Итогом войны стало сохранение Габсбургской империи. Только Силезия отошла к Пруссии.

Стремительное усиление Пруссии обеспокоило другие державы и привело к быстрой перетасовке враждующих коалиций. В 1753 г. Великобритания и Франция вновь столкнулись в заморских колониях, а в 1756 возобновилась война в Европе – теперь Семилетняя (1756-1763). В ней Великобритания вместе с Португалией выступила уже на стороне Пруссии. Тогда как против пруссаков воевали Австрия, Франция, Россия, Испания, Саксония и Швеция. В ходе войны русские войска нанесли считавшейся непобедимой прусской армии сокрушительное поражение и вступили в Берлин. Однако выход России из войны в 1762-1763 гг. привёл к перелому в пользу англо-прусской коалиции. Основным следствием Семилетней войны стала победа Англии над Францией в их колониальном соперничестве. Существенных же изменений в Европе не произошло.

В 60-х гг. XVIII в. разразилась очередная смута в Польше, вылившаяся и во внешний конфликт – с Россией и с Австрией. Итогом стал первый раздел Речи Посполитой в 1772 г., когда части территории этого государства отошли к России, Австрии и Пруссии. Это событие явилось началом конца дворянской «республики», полностью дезорганизованной изнутри.

Последней войной за гегемонию в Европе являлась сугубо внутриимперская война за Баварское наследство (1777-1779). В ней Пруссии и Баварии удалось отстоять престол последней от посягательств австрийских Габсбургов.

В идеологии и культуре Западной Европы во второй половине XVII в. наступает эпоха Просвещения. Новые взгляды на общество и духовную жизнь сложились под влиянием общего разочарования образованного слоя в абсолютизме, «старом порядке» и религиозном «фанатизме». На этом фоне рождаются идеи благотворности прогресса. За достижениями науки и техники, по мнению просветителей не может не следовать коренное изменение отношений между людьми. Просвещение – повышение образовательного и культурного уровня большинства – призвано подготовить такие изменения. Итогом перемен виделось создание идеального «просвещённого», возможно всемирного государства. Одним казалось, что это будет мир всеобщего равенства. Другим, наоборот, представлялось, что новое общество чётко и навечно определит обязанности и права каждого своего слоя. Наиболее распространены были представления о грядущем как царстве Свободы. Под свободой понималось равенство перед законом, защищённость от произвола властей, право выбора исповедания.

Свободное устройство общества, как казалось, могло быть достигнуто через договор между государством и подданными. Государство принимает на себя обязательства поддерживать общественный порядок и не нарушать гражданских свобод. За это граждане повинуются власти. Идеи общественного договора развивали англичанин Дж.Локк (1632-1704) и француз Ш.Л. де Монтескьё (1689-1755). Их воззрения позже легли в основу идеологии либерализма. Впрочем, не все просветители считали прогресс благотворным. Ж.Ж.Руссо (1712-1778) отстаивал мысль о гибельности цивилизации как таковой. Он воспевал первобытное блаженство людей и призывал вернуться «назад, к природе». Но другой просветитель Т.Гоббс (1588-1679) ещё до Руссо опроверг картину первобытного «золотого века». Создание государства, по мысли Гоббса, хотя и было злом, но злом неизбежным. До него люди находились в состоянии «войны всех против всех».

Просвещение унаследовало от Возрождения веру во всесилие человеческого разума. При этом, однако, большинство просветителей признавали полезность веры в Бога, в бессмертие души. Величайший французский просветитель Вольтер (1694-1778) утверждал, что если бы Бога не было, его стоило бы выдумать. Но само такое допущение уже говорило о многом. Насколько просветители признавали необходимость религии как таковой, настолько же их не устраивала религия реально существующая. В традиционном христианстве с его верой в участие Бога в земных делах, в рай и ад они усматривали «фанатизм». Собственного говоря, Просвещение и понималось как избавление человека от такого рода «предрассудков». Руссо первым призвал создать новую религию, «религию Разума».

Большую роль в общественной и культурной жизни Европы XVIII в. стало играть масонство. Основой для него послужили цеха (ложи) средневековых ремесленников-каменщиков. Каменщики (масоны) с XIII в. обладали достаточно жёсткой закрытой организацией, в рамках которой передавались тайны их ремесла. В XVI в. в Шотландии каменщики сплотились в единый «орден» в масштабах всей страны. В основу тайного учения ремесленных цехов легли неоплатонизм в ренессансной трактовке и иные мистические доктрины. В 1717 г. четыре лондонских ложи на общем заседании учредили Великую Ложу Англии, призванную стать «ложей-матерью» для всех масонских лож в Европе. С этого момента начинается официальная история европейского масонства, превратившегося из ремесленного цеха в мистический клуб элиты. Масонство воплощало мечту буржуа и незнатных интеллектуалов – равенство «просвещённых» независимо от происхождения. В то же время в нём существовали более аристократичные «внутренние ордена». Тут воплощался иной проект – господства новой высшей касты духовной знати. Подобная структура позволила масонству аккумулировать в своих рядах и «буржуазную», и аристократическую оппозицию абсолютизму.

Религиозный идеал масонства – некая универсальная религия, преодолевающая, в их представлении, противоречия христианства, иудаизма и ислама. Она должна основываться на почитании Великого Архитектора Вселенной. С религиозным тесно связан социальный идеал масонства. Этот идеал – сплочение всех людей в подобие масонского «братского» союза. При этом подразумевается преодоление религиозных и этнических различий. Масонами были многие деятели Просвещения. Масонские ложи становились негласными центрами разработки реформаторских и революционных проектов. Вступавшие в них монархи сами превращались в поборников реформ. В то же время основной целью масонов являлось преобразование не столько социальное, сколько духовное. При всех различиях политических действий масонов, все они были направлены на строительство светского государства, снижение общественной роли церквей и традиционной религии.

Европейские монархи пытались идти на уступки общественным настроениям. Во второй половине XVIII в. в большинстве западноевропейских государств, а также в России проводится политика «просвещённого абсолютизма». Власти решительно ограничивали вмешательство Церкви в общественную жизнь, отменяли некоторые привилегии дворянства, покровительствовали философии Просвещения и буржуазному предпринимательству. Но в большинстве европейских стран эти меры только подталкивали оппозицию, убеждая её в слабости абсолютизма. Симпатии большинства образованных людей уже склонялись либо к сильно ограниченной монархии по английскому образцу, либо к республике. При этом политика «просвещённого абсолютизма» даже ускорила победу сторонников насильственных изменений.

Источники

Болингброк Г. Письма об изучении и пользе истории. М., 1978.

Вольтер. Бог и люди. М., 2010.

Вольтер. Философские сочинения. М., 1996.

Гоббс Т. Левиафан. М., 2002.

Годвин В. О собственности. М., 1958.

Дидро Д. Сочинения. Т. 1-2. М., 1996.

Законодательство английской революции 1640-1660 гг. М., 1946.

История масонства в документах. М., 2010.

Лавровский В. М. Сборник документов по истории Английской буржуазной революции XVII в. М., 1973.

де Ларошфуко Ф. Мемуары. Максимы. М., 2003.

Локк Д. Сочинения. Т.1-3. М., 1985.

де Рец, кардинал. Мемуары. М., 1997.

Руссо Ж.Ж. Исповедь. М., 2004.

Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. М., 2001.

Сборник документов по истории нового времени. М., 1990.

Сен-Симон. Мемуары. М., 2007.

Смит А. Исследование о природе в причинах богатства народов. М., 2009.

Смит А. Теория нравственных чувств. М., 1997.

Уинстенли Д. Избранные памфлеты. М., 1950.

Утопический социализм. Хрестоматия. М., 1988.

Юм Д. Англия под властью дома Стюартов. Т. 1-2. СПб., 2001.

Литература

Барг М.А. Великая английская революция в портретах её деятелей. М., 1991

Биографические очерки. М., 1994.

История Европы. Т. 4. М., 1995.

История Латинской Америки. Т. 1. М., 1992.

Кенигсбергер Г. Европа раннего Нового времени. М., 2006.

 

Тема 19. Восток в XIII-XVIII вв.

Большая часть Азии в XIII в. оказалась включена в состав Монгольской империи – самого большого государства средневековья. Только мамлюкскому Египту, Делийскому султанату в Индии и Вьетнаму удалось отбиться от монгольских орд. Кроме того, Япония и Индонезия, хотя и подвергались угрозе завоевания, но были защищены морем. Все остальные цивилизованные страны Азии либо вошли в состав державы Чингисидов, либо попали в данническую зависимость от неё.

 Последствия монгольских завоеваний для Востока оказались драматичны. С одной стороны, захватчики практически сразу, опираясь на доставшийся им от Китая и мусульманских государств аппарат, обеспечили довольно стабильное существование завоёванных областей. Укрепились на время экономические и культурные связи в пределах Азии, предпринимались попытки ввести единую денежную систему, общее законодательство. Но, с другой стороны, причинённые опустошения нанесли серьёзнейший урон экономике и культуре Востока. Развитие восточных стран замедлилось. Вскоре они стали заметно отставать от европейского Запада.

Ситуацию усугубил быстрый распад Монгольской империи и последовавшие за этим войны. Уже во второй половине XIII в. от монголо-китайской державы Юань обособились западные уделы (улусы). Это были Золотая Орда с центром в Поволжье, Чагатайский улус в Средней Азии и государство Хулагидов в Иране. Уже в начале XIV столетия обосновавшиеся в Иране и Средней Азии завоеватели приняли ислам. Затем, при хане Узбеке (1313 – 1342) ислам стал государственной религией и в Золотой Орде. Это означало фактический разрыв с «языческими» великими ханами-императорами.

Процесс дробления, однако, на этом не остановился. Возникшие в мусульманском мире монгольские улусы периодически дробились между сыновьями умерших ханов. Между отдельными ордами начались кровавые междоусобицы, в результате которых все три западных улуса окончательно развалились. Этими распрями оказались похоронены все позитивные стороны монгольского завоевания-объединения. Торговые пути оказались прерваны, единая система государственной власти перестала существовать. Регулярное перераспределение земель между полукочевой и кочевой знатью намертво законсервировало общественный строй. Пришли в упадок постоянно разоряемые кочевниками города.

Последнюю попытку объединить западные улусы в мощную империю предпринял среднеазиатский эмир Тимур (Тамерлан, 1370-1405). Ему удалось создать огромную державу, включавшую Среднюю Азию, Иран, Ирак, Закавказье. Тимур завоевал на время даже Турцию на западе и Дели на востоке. Но после его смерти и его государство распалось. На рубеже XV/XVI вв. остатки его были уничтожены в результате вторжения с севера узбекских племён во главе с основателем Узбекского ханства ханом Шейбани (1451-1510). Наиболее выдающийся из тогдашних Тимуридов, знаменитый поэт и полководец Бабур, однако, немедленно создал новое государство. Вторгшись со своей армией в Индию, он захватил в 1526 г. Дели и положил начало новой Тимуридской империи – державе Великих Моголов.

На западе исламского мира XIV-XV вв. – время стремительного возвышения Османской Турции. Османский эмират на северо-западе Малой Азии был основан в 1299 г. бежавшим от монголов туркменским вождём Османом. В течение следующего столетия династия Османов объединила под своей властью большую часть Малой Азии и разгромила большинство христианских государств на Балканах. В 1402 г. султан Баязид (1389-1402) потерпел жестокое поражение от Тимура. Турция на время вновь раздробилась на эмираты. Однако уже при Мехмеде II (1451-1481) завоевания возобновились. Этот правитель, взявший в 1453 г. Константинополь, считается основателем Османской империи. К концу его правления османы завершили централизацию Турции, покорили почти всех южных славян, Албанию, Грецию. Зависимость от Турции признало татарское Крымское ханство.

Султан Селим I (1512-1520) завоевал часть Междуречья и Закавказья. Самым же значительным его достижением стал разгром в 1517 г. мамлюкского султаната в Египте. Вместе с павшим Египтом под власть турков-османов перешли святые места ислама в Аравии. В 1522 г. султан Сулейман Великолепный (1520-1566) принудил последнего мекканского халифа из рода Аббаса уступить халифский титул. Таким образом, глава Османской империи стал одновременно главой большинства мусульман-суннитов. При Сулеймане Османская Турция достигла своего наивысшего расцвета. В 1522 г. рыцарей-госпитальеров выбили с острова Родос у самых берегов Турции. В 1526 г. был разгромлен и покорён давний враг – Венгерское королевство. В Африке Сулейман захватил Алжир (1520) и Ливию (1551).

В политике Османской Империи огромную роль играла религия. Завоевательные войны с католическими королями, православной Русью и шиитской Персией рассматривались как джихад. Османы ставили целью объединение всего исламского мира под единой властью. В то же время во внутренней политике роль исламского духовенства была сравнительно невелика. Султаны-халифы вмешивались в богословские споры, часто силой диктовали свою волю.

Многие правители Османской империи проводили политику «потурчения» – насильственного навязывания исламской религии своим христианским подданным. Тем самым они отступали от провозглашавшегося принципа терпимости к «людям Писания». Из христианских областей угонялись дети мужского пола, чтобы, после тщательного воспитания на турецкий манер, войти в гвардейских корпус янычаров. Периодически подвергалось репрессиям христианское духовенство. К «потурчению» принуждали с помощью жёсткой налоговой политики, жёсткого религиозно-сословного деления общества, а то и прямого насилия. Тем не менее, успех эта политика имела лишь в тех областях, где позиции христианства были слабы, а проповедь ислама принимала сравнительно мирные и мягкие формы. Ислам приняла большая часть албанцев, на тот момент полуязычников, и часть жителей Боснии, где раньше господствовала ересь бабунов. Значительных успехов достигла проповедь ислама и за пределами Османской империи, у северокавказских племен.

Достигнув пика при Сулеймане, затем завоевательная политика Османов идёт на убыль. Империя замыкается в своих границах. Впрочем, ещё в 1571 г. был захвачен Кипр, а в 1574 покорён Тунис. Последним значительным завоеванием стало присоединение острова Крит в 1669 г. На море гребной турецкий флот безнадёжно отставал от европейского. Уже в 1571 г. в морской битве при Лепанто турки были разбиты испанцами и венецианцами. На суше предел османскому натиску положили присоединение к России ряда татарских ханств в середине XVI в. и позднейшие войны России с Крымом. Отказываясь от принципов джихада, турецкие султаны начинают искать на западе союзников – найдя первого в лице Франции.

Тем не менее, в XVII в. османский халифат представлял ещё серьёзную угрозу для Европы. Зависимые от Турции татары регулярно совершали разорительные набеги на Русь и Речь Посполиту. Построившие парусный флот североафриканцы («барбарийцы») грабили побережья и торговые пути западных государств, достигая Исландии, Британских островов и даже Америки. Через крымские, алжирские, тунисские рынки проходили десятки тысяч рабов-пленников. Во второй половине XVII в. турки последовательно одержали военные победы над Австрией, Венецией и Польшей, в последний раз расширив свои пределы в Европе. Только русско-турецкую войну 1676-1681 гг. России удалось свести вничью, остановив турецко-крымскую агрессию на Украине. Наконец, в 1683 г. под Веной турецкие войска были разбиты польско-австрийскими, что считается концом эпохи османских завоеваний. В последовавшей войне «Священной Лиги» Турция лишилась многих европейских владений.

Западный Иран после распада державы Тимура оказался под властью кочевых туркменских племён. В начале XIV в. в Азербайджане религиозный деятель Сафи ад-дин основал братство Сафавийа. Центром его стал крупный город Ардебиль, где наследные шейхи, возводившие себя к одной из ветвей потомков Али, стали светскими и духовными правителями. Они опирались на мощь местных полукочевников. Это позволило им отстоять значительную часть Азербайджана от посягательств соседей. К началу XVI в. государство династии Сефевидов превратилось в серьезную силу на северо-западе Ирана. Молодой сефевийский шейх Исмаил открыто принял шиизм и ввел в своей армии красные головные уборы древних хуррамитов. По этим уборам подвластные Сефевидам племена получили название кызылбашей («красноголовых»). В 1501-1502 гг. Исмаил захватил весь Азербайджан и Западный Иран. Коренное население, исповедовавшее шиизм, встречало новых завоевателей как освободителей. В 1502 г. в Тебризе Исмаил принял древний титул доисламских правителей Персии – шах (1502-1524).

Шиизм стал государственной религией и единственной дозволенной в государстве формой ислама. Под его знаменем велась «священная война» Сефевидской Персии с суннитскими завоевателями – турками на западе и узбеками на востоке. В 1510 г. Исмаил разгромил Шейбани-хана и присоединил Восточный Иран. Однако борьба с Турцией за Ирак и Закавказье шла с переменным успехом, и в конце концов Ирак остался за османами. Персия была единственным сколько-нибудь заметным шиитским государством и важнейшим политическим фактором в исламском мире. Шахи считали себя прямыми потомками Али и лидерами всех шиитов мира, но не стремились притязать на халифский титул. Свое государство они рассматривали лишь как военно-политический оплот шиизма.

К концу XVI в. почти весь исламский мир оказался поделен между пятью крупными империями. Значительную часть Северо-Западной Африки объединило сохранившее независимость от турок Марокко. Далее до Ирака и Аравии включительно простирались владения Османов. На восток от них лежали земли Сефевидской Персии. Среднюю Азию занимало Узбекское ханство Шейбанидов. Наконец, всю Индию удалось объединить под своей властью Великим Моголам.

Но эта величественная картина продержалась совсем недолго. С начала XVII в. все мусульманские империи охватил нарастающий кризис. Уже в XVII в. распалось на отдельные ханства государство Шейбанидов, а на другом конце исламского мира Марокко лишилось земель к югу от Сахары. В XVIII в. в результате восстаний различных индийских народов распалась на мелкие княжества держава Великих Моголов. Их власть к концу века ограничивалась округой Дели. Турция устояла, но также страдала от внутренних смут. Наместники и командиры янычар создавали собственные полунезависимые владения. Серия австро-турецких и русско-турецких войн XVIII в. лишила Османов владений за Дунаем и в Северном Причерноморье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: