Тема 16. На пороге Нового времени

XV-XVI вв. – один из наиболее противоречивых периодов в истории европейской цивилизации. С одной стороны, это время стремительного обогащения Европы, её превращения в военно-технического лидера мировой истории, складывании современной европейской культуры. С другой стороны, для Европы средневековой, для её общественных и культурных ценностей – это время нарастающего кризиса.

Важнейшей стороной этого процесса являлся кризис социальный. Феодальный строй Европы уже не соответствовал изменившимся условиям. Бурный расцвет европейской торговли, стремительный рост городов привели к возрастанию независимости и общественной роли городских слоев. Купечество и ремесленная старшина становятся экономически независимы от феодалов, нередко даже превосходя их достатком. Логично, что они, остававшиеся при всём том в третьем податном сословии, понемногу начинают добиваться уравнения в правах. На социально-политическую арену теперь уже всей Европы выходит новый общественный слой – имущие горожане (буржуа во Франции, бюргеры в Германии и т.д.).

Этот слой обретает собственную систему ценностей. Т.н. «бюргерская мораль» издревле строилась не на системе взаимных обязательств сословий, а на культе выгоды и наживы. Индивидуализм отдельного предпринимателя сдерживался лишь традициями городской общины. Но и она по мере обогащения своей верхушки приходит в упадок. От старины остаётся в наследство разве что презрение к другим сословиям и их культуре, а также строгость нравов патриархальной буржуазной семьи. С одной стороны, бюргерская мораль развязывала личную инициативу и содействовала экономическому росту. С другой – она прямо противоречила нравственно-религиозным основаниям средневекового общества, расшатывала представления об оправданном свыше распределении ролей среди сословий.

К концу XV в. в Англии и Италии представления имущих горожан впервые оформляются в целостную идеологию – меркантилизм. Теоретики меркантилизма учили, что в основе политической жизни и политического успеха лежат денежные интересы. Потому государство должно проводить политику, нацеленную в первую очередь на обогащение – как собственное, так и способных к предпринимательству подданных. Последние и поддерживают государственное богатство через налоговые поступления. Меркантилизм по сути призывал изгнать из политики религиозно-нравственные и династические побуждения, сведя её к корыстному национальному интересу. К концу XVI в. такой подход уже преобладает в Западной Европе.

Большую роль в развале феодальной системы общественных отношений сыграли некоторые технические достижения XIII-XV вв., ставшие прелюдией к научно-технической революции нового времени. В XIII в. монах Бертольд Шварц ценой собственной жизни впервые в Европе успешно получил порох. Появление огнестрельного оружия и артиллерии вытеснило с полей сражений рыцарскую конницу и ускорило появление наёмных армий. Феодалы лишились своей основной общественной функции – воинской.

В XV в. Иоганн Гутенберг (ум. 1468) изготовил первый в Европе печатный станок. Книгопечатание стремительно распространилось по Европе, вырвав из рук духовенства преобладание в книжном деле. Резкий рост доступности книжного слова также наносил удар по общественным позициям духовенства. Его религиозную монополию соблюсти становилось довольно сложно. Массы людей (чаще всего без соответствующих знаний и подготовки) получили возможность судить в том числе о сложных вопросах веры.

Важные процессы развернулись в экономической жизни. Торговля и промышленность всё чаще объединяются в одних руках успешных предпринимателей. В результате ремесленные цеха разоряются и постепенно сходят со сцены. На смену им в качестве основных производителей приходят мануфактуры – предприятия в государственной или частной собственности, основанные на разделении труда наёмных работников. Система разделения труда в рамках одного производства означала переход от ремесла к ранней промышленности. Хотя на мануфактурах господствовал ручной труд, узкая специализация их работников была новым явлением. Именно в рамках мануфактур к XVII в. складывается на основе городского пролетариата ещё один новый общественный слой – пролетариат промышленный, наёмные рабочие.

Рост городов, распад сельских общин, развитие мануфактуры способствовало дальнейшему падению роли дворянства. Лишённое социальных функций, дворянство постепенно перестаёт быть и основным владельцем экономических благ. Роль традиционных отраслей сельского хозяйства хотя и остаётся ещё значительной, но для поддержания требует переориентации на городской рынок. В этих условиях многие дворяне переходят к новым методам хозяйствования, практически полностью порывая с феодальной традицией. Наиболее драматично развивалась ситуация в Англии, где дворяне начали в массовом порядке сгонять крестьян с земли, огораживая земледельческие угодья под овечьи пастбища. Это позволяло им при максимальной экономии средств работать на бурно развивающееся в стране шерстяное производство. Огораживания привели к обезземеливанию тысяч крестьян – и пополнению за их счёт рядов мануфактурных рабочих. Впрочем, далеко не всех могли обеспечить работой мануфактуры. По всей Западной Европе XV-XVII вв. острейшим образом встали проблемы нищеты и преступности.

Престиж дворянского сословия и дворянского звания падал. Дворянский слой становился паразитической кастой, смысл существования которой в обществе был теперь совершенно неясен. Дворянский титул нередко получался по выслуге или даже покупался чиновниками либо богатыми горожанами – в основном ради освобождения от налогов. Этот слой в Англии именовался джентри, во Франции – «дворянством мантии». Феодальная иерархия разрушилась. Королевский чиновник или богатейший купец стоял в общественном мнении и в реальном статусе выше разорившегося дворянчика. Разорение же феодальных поместий происходили нередко, особенно там, где феодал пытался ещё по старинке поддерживать крестьянскую общину. В принципе, к началу XVII в. классического феодализма в Европе уже не существовало. Строй, пришедший ему на смену, именуется в западной науке «Старым порядком» – поскольку просуществовал до начала Нового времени в собственном смысле слова.

Общественно-экономический кризис сопровождался политическим. Прежняя феодальная монархия уходила в небытие. Сословная монархия в большинстве государств оказалась лишь переходной ступенью к новому типу политического устройства. В абсолютной монархии феодальный класс и сословное устройство сами по себе становились лишь вспомогательными механизмами государственной машины.

Монархи начинают борьбу с сословным представительством ещё в ходе централизации, как только мощь чиновного аппарата и армии стала достаточной для обуздания феодалов. Поддержка сословий становилась не столь важна. В конце XV в. перестают созываться Генеральные Штаты во Франции. В XVI в. английский парламент и испанские кортесы превращаются в покорные монархам и штампующие их решения ритуальные собрания. Абсолютизм торжествует в Португалии, а в XVII в. и в Дании.

Только на периферии западноевропейского мира, в Польше и в Швеции, сословная монархия сохранилась. Польско-Литовское государство даже превратилось в 1569 г. в Речь Посполиту, дворянскую республику во главе с сеймом и выборным королём.

Но в целом республиканские идеи пока оставались непопулярны в Европе. «Передовые» люди того времени (например, флорентийский историк и политик Николо Макьявелли) выступали за «просвещённую тиранию», единодержавную власть, способную подмять под себя феодалов и саму Церковь. На практике это вело к воспеванию абсолютизма. В качестве идеала выдвигались Римская империя эпохи принципата (без учёта, разумеется, гражданских войн и императорских сумасбродств) и, несколько неожиданно, современная Турция. Даже итальянские тирании в течение XVI в. превратились в абсолютные монархии. Например, Медичи приняли титул герцогов Тосканских. Из старых независимых республик в Европе сохранились только Венеция, Генуя, Дубровник и Швейцарская конфедерация. Впрочем, слабые стороны абсолютной монархии были очевидны. «Законность» поведения монарха целиком зависела от его доброй воли. По мере того, как городские слои осознают это и сталкиваются с чиновничьим произволом, в их среде вновь возрождается республиканизм.

Во многом аналогичные западноевропейским процессы происходили в Московской Руси, где в правление Ивана Гроз ного (1533-1584) складывается политическая система самодержавия. Однако абсолютистские методы правления в совокупности с укреплением крепостничества вызвали сопротивление самых разных сословий, что в итоге вылилось в гражданскую войну (Смуту) 1603-1618 гг. Она закрепила сословно-представительное устройство власти в России и существенно отсрочила утверждение абсолютизма. Следует иметь в виду, что в России, как и в Польше, дворянство на тот момент ещё не утратило своих военно-социальных функций.

На фоне общего кризиса феодальный уклад внешне сохраняла только Священная Римская империя. Однако на деле здесь он вылился в другую крайность. Власть императора становилась всё более эфемерной. Крупнейшее государство Европы превратилось в конгломерат независимых владений. Каждый имперский князь являлся абсолютным монархом в пределах собственного княжества. Император являлся точно таким же, но только в пределах своего домена. К началу XVI в. все германские владетели проводили совершенно самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Контроль же над Италией императорам приходилось оспаривать у пап и французских королей. В 1494 г. начались длительные и кровопролитные Итальянские войны между этими тремя силами. Завершились они лишь в 1556 г. – в целом успешно для Империи, но основательно подорвав её силы.

Политический и социальный кризис были, пожалуй, менее драматичны для Европы, чем кризис культурный и духовный. Разрушение прежней системы ценностей и культурных канонов затронуло в той или иной степени все стороны жизни общества. Эпоха «Возрождения» (Ренессанс), начавшаяся в XV в. в Италии и захватившая Европу, породила выдающихся «титанов» литературы и искусства, заложила основы новой культуры. Но она же похоронила традиции прежних времён, именно тогда провозглашённых «средневековьем», «тёмным» и «варварским» периодом.

Базовой идеей «Возрождения» являлось обращение к античности, через головы деятелей средневековой культуры и христианских учителей. Разумеется, обращение это было не прямым, а всё равно опосредованным – через интерпретации античности тогдашними мыслителями. Античность, как это видно на примере политических доктрин абсолютизма, представала у них в искажённо-идеализированном виде. Однако многие черты античной культуры действительно оказались возрождены. В искусстве на смену религиозной традиции отражения внутреннего смысла через условность и аллегорию пришёл подчёркнутый культ красоты «реального», физического мира. Преклонение перед физической силой и красотой возвращается в творчестве виднейших художников и скульпторов Ренессанса. Оборотной стороной этого явился всё возрастающий натурализм, доведённый до максимума в городской живописи XVII столетия. Для литературы Ренессанса характерно преклонение перед сильной личностью, сметающей все преграды во имя искренних и бурных чувств. Особенно выразилось это в расцветающей в XVI-XVII вв. европейской драматургии.

У Ренессанса, разумеется, имелась своя духовная база, отличающаяся от христианской духовной основы прежней культуры. В XV в., с началом Возрождения, во многих европейских странах возникают «натурфилософские» общества. Их члены занимались алхимией, астрологией, черной и белой магией, а также естественными науками, которые в их представлении были от магии неотделимы. У истоков этого движения стояла флорентийская Платоновская Академия. Она была основана в 1438 г. Марсилио Фичино, последователем византийских неоплатоников. Беглецы из рушащейся Византии, ученики византийского философа-неоплатоника и оккультиста Георгия Гемиста Плифона, обосновались во многих городах Италии. Плифон посвятил жизнь борьбе за создание новой религии на основе философского осмысления античного язычества, за ниспровержение христианства и ислама. Призывал он и к глубоким общественным преобразованиям, созданию абсолютной монархии.

Подобных взглядов придерживались и его западные ученики. Среди них выделялся создатель подпольного общества платоников в Риме кардинал Виссарион, бывший греческий митрополит, инициатор Флорентийской унии. Членами натурфилософских братств, создававшими собственные мистические доктрины, являлись десятки известных деятелей Ренессанса. Одни из них, рассчитывая реализовать свою программу в рамках христианских церквей, относились к ним с внешней благожелательностью. Их доктрины носят околохристианский характер. Таковы были, например, Эразм Роттердамский и Якоб Бёмё. Другие вероучители Ренессанса (Джон Ди, Парацельс, Джордано Бруно) полностью порывали с христианством. В их учениях можно найти и обращение к образам языческих богов, и руководства по вызыванию демонов («О нимфах» Парацельса, «О связях в целом» Бруно). Большая часть «людей Возрождения» занимались активной политической деятельностью, что не раз приводило к репрессиям против них.

Политический идеал абсолютизма, преклонение перед сильной личностью и религиозно-оккультные доктрины переплелись в идеологии ренессансного гуманизма. В культуре средневековья мерилом всего считался Бог, полагавшийся для любого человека внешним ориентиром его поступков. Гуманисты-неоплатоники ставят в центр мира человека, точнее человека сильного, способного подчинить себе и преобразовать природу и общество. Гуманистическая идеология одухотворяла культурный и научный поиск – но в то же время разрушала самые основы средневековой цивилизации. Она делала неизбежным революционный взрыв, призванный разрушить все сдерживающие скрепы прежнего общества – прежде всего, церковные.

Но у кризиса Западной церкви имелись и внутренние причины. Активная политическая роль папства при падении папского авторитета серьёзно дискредитировала духовенство. К тому же при римском дворе за годы церковной смуты расцвели коррупция и кумовство. На папском престоле оказались чуждые традиционным христианским взглядам «люди Возрождения» из семейств Борджа и Медичи. Их беспокоили не столько нужды церкви, сколько стремление объединить под своей политической властью Италию. Увлечение языческой культурой, моральное падение, политические игры папского двора отталкивали от Рима многих верующих.

В этих условиях семена неоплатонического оккультизма и «учёных» ренессансных ересей, проникая в народную толщу, оказывались в благодатной почве. К XV в. в ряде областей Германии и Франции уже существовала «ведовская секта» – наследие разгромленного катарства, древнекельтской религии и буйных матриархальных культов. «Учёная» магия Ренессанса вкупе с возникшим книгопечатанием обогатили народное ведовство новыми «знаниями». Широко стали расходиться «священные» книги, содержавшие указания по связям с нечистой силой (например, «Ключ Соломона»). Колдовство широко влияло на повседневную жизнь и воззрения низших сословий средневекового общества. К концу XV в. деятельность «ведовской секты» приобрела немалый размах (т. н. демономания), приняв форму массового психоза. Имеются многочисленные свидетельства об употреблении наркотиков, изуверских и развратных обрядах, массовых галлюцинациях. Всё это породило не менее бурную манию у противников ведовства.

В 1484 г. папской буллой было признано существование ведовства как демонопоклонничества, основанного на черной магии. Это стало сигналом к началу общеевропейской «охоты на ведьм». «Охота на ведьм» была прямым следствием «демономании» и не может рассматриваться в отрыве от неё. Католическая инквизиция приняла в «охоте на ведьм», жертвами которой стали тысячи в том числе совершенно невинных людей, самое активное участие. Правда, основная масса жертв «ведовских процессов» связана со стихийными самосудами фанатиков-реформатов XVI-XVII вв., ликвидировавших католический церковный суд с его формальными процедурами. Изучение материалов католических ведовских судов XV – XVIII вв. указывает на обоснованность ряда из них. Например, так обстояло дело с французским феодалом Жилем де Ре, пытавшимся изготовить эликсир бессмертия из крови крестьянских детей. В других случаях процесс не давали довести до конца светские власти. Так, «дело Огненной палаты» во Франции XVII в. было прекращено, когда выяснилось участие в изуверском сатанинском культе королевской любовницы. «Демономания» и порождённая ею «охота на ведьм» явились уродливыми проявлениями агонии средневековой европейской духовности.

Общий кризис средневековой цивилизации Запада был парадоксальным образом ускорен её значительнейшим итоговым достижением – Великими географическими открытиями XVI-XVII вв. Роль их в переводе общества и культуры на новые рельсы оказалась огромна. Подлинным же началом конца европейского средневековья явилась Реформация, развернувшаяся в католических странах в начале XVI столетия.

Литература.

Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. М., 2007.

Бурдах К. Реформация. Ренессанс. Гуманизм. М., 2004.

Демонология эпохи Возрождения. М., 1995.

Егошина В.Н. Европейский феномен. М., 2001.

История Европы. Т. 2-3. М., 1992-1995.

Йейтс Ф.А. Джордано Бруно и герметическая традиция. М., 2000.

Кенигсбергер Г. Европа раннего Нового времени. М., 2006.

Кернс Э. Дорогами христианства. М., 1992.

Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 2004.

Хентелл Н. Миф абсолютизма. СПб., 2003.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: