Содержание консультирования руководителя по преодолению трудностей в решении производственных задач

Управленческое консультирование как метод совершенствования управленческой практики используют руководители организаций в сферах:

- Общим вопросам управления (определение стратегии и основных этапов развития организации, формирования организационной культуры и т.д.);

- Проблем управления финансовой деятельностью организации;

- Проблем управления маркетингом (определение стратегии маркетинга, обоснование мер для его осуществления и др.);

- Управление человеческими ресурсами и их развития (собственно психолого-управленческое консультирование) и др.

Психологическое консультирование в управлении помогает

руководителям планировать деятельность, комплектовать штат, вместе с тем рассматривается вопрос карьеры руководителей и развития кадрового потенциала и др.

Главными задачами психологов-консультантов является не только оказание психологической помощи людям в сложных жизненных ситуациях, но и направление их на достижение профессионального самосовершенствования и создание положительного микроклимата в коллективе.

В каждой организации и в управлении, работают люди, которые имеют свои индивидуально-психологические особенности, которые так или иначе влияют на эффективность деятельности и, в частности, управление. Рассмотрим следующие направления консультирования в управлении и менеджменте: 1) консультирование руководителей, 2) консультативная работа с группами работников, 3) персональное консультирование.

Достаточно часто деятельность руководителя связана с преодолением производственных, экономических, социальных, психологических проблем, иногда трудно принять решение, касающиеся общества, определенной отрасли или социальной сферы. Поэтому психолог-консультант, как независимая личность, помогает ему принять оптимальное решение. Также помощь руководителю нужна в решении социально-психологических проблем коллектива; в изучении причин возникновения внутриорганизационных конфликтов, их преодоления и предупреждения конфликтных ситуаций; в формировании у руководителя индивидуального стиля руководства; в исследовании уровня профессиональной компетентности руководителей подразделений; в создании положительного имиджа самой организации и ее руководителя и тому подобное.

Для руководителей важно также должностное продвижение, что помогает выяснить карьерные цели и способы их достижения, овладеть техниками и методики принятия управленческих решений; формировать готовность к обновлению содержания труда. Прежде всего необходимо оценить знания, умения и навыки руководителя, его поведение. Для этого консультант создает атмосферу доверия и открытости, для того, чтобы совместно с руководителем осуществить анализ его карьерных целей и возможностей их реализации. Также в процессе консультирования определяют конечную цель и пути ее достижения, готовят план соответствующих мероприятий, вместе с тем осуществляется контроль за выполнением плана.

О проведении консультирования с группами работников, оно ориентировано на решение социально-психологических проблем организации и заключается в согласовании уровня развития личности руководителя с определенными группами людей, руководителями подразделений. Такое консультирование направлено на мониторинг эффективности использования руководителями системы управления, исследования уровня профессиональной компетентности руководителей всех звеньев, совершенствования стиля и методов управления, систематизацию поведения руководителя в конфликтных ситуациях, взаимоотношений с подчиненными, коллегами, высшим руководством, создание положительного имиджа как самой организации, так и ее руководителя и тому подобное.

В работе психолога с персоналом различают следующие направления: анализ профессиональных качеств при приеме на работу, развитие профессиональных качеств сотрудников, определение степени личностной конфликтности и стратегии поведения в конфликтной ситуации, анализ психофизиологического состояния сотрудников в контексте условий труда, режима работы и тому подобное.

Решая задачи персонального консультирования психолог-консультант должен осуществить психодиагностике личностно-профессиональных качеств и эмоционально-психологического состояния работников, диагностическое оценки социально-психологического состояния дел в организации и информирования об этом руководителей. В случае необходимости консультант должен провести психотерапевтическую работу с целью предупреждения и устранения стрессовых состояний, нервно-психических расстройств персонала, организовывать и проводить тренинги, семинары, конференции и т.д., предложить рекомендации по разработке программ, проектов, решений, направленных на совершенствование деятельности организации и ее сотрудников, содействие руководству в рациональном формировании персонала, распределении функций между работниками.

Реализация задач социально-психологического консультирования персонала достигается благодаря индивидуальному консультированию, социально-психологической работе с группой, психодиагностическом и психокоррекционной обеспечению процесса управленческого развития. На каждом из уровней (индивидуальном или групповом) осуществляется поиск эффективных механизмов воздействия, призванного обеспечить развитие психологической культуры объекта этого влияния (коммуникативной компетентности, наблюдательности, сенситивности, уровня духовного развития личности, знаний, умений и навыков, уровня эстетического восприятия действительности).

Вместе с тем Л.Е. Орбан-Лембрик выделяет два вида консультирования в управлении: персональное и групповое.

Персональное консультирование направлено на решение социально-психологических проблем, поиск оптимальных путей развития руководителя, оптимизацию и коррекцию его взаимоотношений с подчиненными, его поведения в спорных и проблемных ситуациях и тому подобное. Результатами этого консультирования являются: адаптация руководителя к условиям жизнедеятельности в коллективе, требований системного окружения; изменение структуры деятельности руководителя, методов и способов общения и взаимодействия с подчиненными; выявление недостатков в деятельности и развития, способов их преодоления.

В ходе персонального консультирования особое внимание уделяется профилактике регрессивного развития руководителя, предотвращению профессиональной управленческой деформации, чему способствует коррекция индивидуальной управленческой концепции руководителя. Однако, как подтверждают исследования, в определенные периоды управленческого развития руководителя раскрытия перед ним перспектив личностной регрессии, обусловленных системным окружением, является неэффективным и нецелесообразным. В процессе развития персонального консультирования выделяют такие разновидности персональных консультаций

Групповое консультирование направлено на психологическую помощь группе, организации, на выявление проблем, скрытых межличностных конфликтов в группе, истинных причин личностных управленческих проблем, а также на снятие противоречий при обнаружении проблем управленческой деятельности, коллективная выработка оптимальных для группы руководителей способов преодоления имеющихся трудностей, конкретизацию для группы способов и методов управления. Клиентами группового психологического консультирования есть группы сотрудников, а иногда и персонал целой организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: