Психолога организации (предприятия)

На основе Положения о психологической службе можно определить квалификационную характеристику психолога-практика, работающего в организации (учреждении, предприятии), которая определяется должностной инструкцией, рабочим местом, требованиями к профессиональной компетенции.

Должностные инструкции являются основным документом, регламентирующим назначение и место работника в системе управления, его функциональные обязанности, права, ответственность и формы поощрения.

Должностные инструкции позволяют:

— рационально распределить функциональные обязанности между сотрудниками;

— повысить своевременность и надежность выполнения задач за счет введения количественных показателей периодичности, трудоемкости, продолжительности и ка­лендарных сроков их выполнения;

— улучшить социально-психологический климат в коллективе, устранить конфликты между руководителями и подчиненными;

— четко определить функциональные связи работника и его взаимоотношения с другими специалистами, конкретизировать права работника в части подготовки и принятия управленческих решений и использования ресурсов;

— повысить коллективную и личную ответственность работников за своевременное и качественное выполнение функциональных обязанностей;

— повысить эффективность материального и морального стимулирования работников;

— организовать равномерную загрузку работников по периодам с минимальными потерями рабочего времени и перегрузками.

Должностные обязанности.

· Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.

· Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих.

· Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.

· Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.

· Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы.

 

· Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития.

· Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.

· Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего.

· Дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.

· Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов.

· Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.

· Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.

· Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учет психологических факторов и эргономичес­ких требований.

· Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

Должен знать:

· постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии;

· психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию; методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников;

· технические средства, применяемые при изучении условий труда;

· передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов;

· основы технологии производства;

· основы экономики, организации производства, труда и управления; основы профориентационной работы;

· законодательство о труде;

· правила внутреннего трудового распорядка;

· правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации

Психолог I категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога II категории не менее 3 лет.

Психолог II категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет.

Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.

5. Понятие методологические принципы и этические нормы в деятельности психолога-консультанта.

Обобщая представленные принципы работы практического психолога, важно выделить именно те, реализация которых является обязательной для психолога-профессионала. Непременным содержанием Этического кодекса психологов выступает ряд наиболее книжных требований и принципов, имеющих универсальный характер, соблюдение которых является залогом эффективной деятельности практического психолога во всех областях и направлениях его профессиональной практики. Среди этих принципов важно выделить следующие:

Уважение фундаментальных прав и достоинства человека.

Забота о благополучии клиента.

Компетентность.

Честность.

Запрет на двойные отношения.

Ответственность.

 

Уважение фундаментальных прав и достоинства человека

Признание уникальности, неповторимости и безусловной ценности каждой личности – одно из наиболее важных условий психологической практики. Психолог уважает право каждого на частную жизнь, конфиденциальность, самоопределение и автономию, заботится о решении тех ситуаций, в которых юридические, профессиональные или иные обязательства входят в противоречие с осуществлением этих прав. Признавая существование культурных, индивидуальных и ролевых различий, таких как возраст, пол, расовая, этническая и национальная принадлежность, религиозные убеждения, сексуальная ориентация, социально-экономический статус и т.д., психолог должен уметь контролировать влияние предубеждений, основанных на этих факторах, на свою профессиональную деятельность

Забота о благополучии «Не навреди!» – по аналогии с основным принципом медицинской практики данное положение должно стать главным, регулирующим каждое действие психолога, его профессиональные взаимоотношения. В своей деятельности психолог должен стремиться к взвешенным, обдуманным и ответственным решениям в случаях, когда выполнение его профессиональных задач может привести к ущемлению прав и интересов клиентов, его родственников, а также педагогов и других заинтересованных лиц. В ситуации, когда причинение вреда какой-либо стороне, участвующей в психологическом взаимодействии, неизбежно, психолог обязан продумать стратегию и тактику своего поведения таким образом, чтобы негативные последствия

были минимальными.

 

Компетентность Психолог должен стремиться поддерживать высокие стандарты компетентности в работе, при этом признавая некоторую ограниченность своей профессиональной компетентности. Так, психолог может оказывать только те услуги и использовать только те методы, на которые распространяется соответствующая профессиональная квалификация, подтвержденная документами об образовании, сертификатами о пройденных тренингах в конкретных прикладных отраслях психологии, мастер- классов, опытом реальной работы по данному направлению и в данной технике, риобретенным под руководством специалиста или под контролем супервизора. Там, где признанные рофессиональные стандарты еще не отработаны, психолог должен действовать весьма осторожно и использовать все возможные меры, чтобы защитить благополучие тех, с кем он работает. Практические психологи обязаны постоянно поддерживать высокий уровень осведомленности в области научной и профессиональной информации, признавать необходимость в непрерывном образовании и постоянном повышении уровня своей квалификации, участвовать в научных семинарах и конференциях, иметь научные публикации.

Честность В своей профессиональной деятельности психолог должен быть честным перед самим собой и теми людьми, с которыми он вступает в профессиональные взаимоотношения. Сообщая информацию о своей квалификации, услугах, оплате, он не имеет права делать утверждения или заявления, которые являются ложными, обманчивыми и вводят клиентов в заблуждение. Такое же значение имеет этот принцип в случае оказания практическим психологом образовательных услуг, проведения тренингов, мастер-классов.

Психолог должен стремиться к осознанию собственной системы ценностей, интересов и потребностей, а также ограничений, связанных с особенностями личности или профессиональной подготовки, которые могут существенно повлиять на результаты его практики. Психолог обязан разъяснять всем заинтересованным лицам, входящим в сферу его профессиональных взаимодействий, а функции, профессиональную специализацию и направленность своей деятельности, а также возможности, обязанности и меру ответственности за последствия и результаты психологического воздействия.

Запрет на двойные отношения Осуществляя свою практическую деятельность, психолог обязан охранять чистоту профессиональных отношений от любых других отношений и притязаний (личных, родственных, сексуальных). В связи этим нецелесообразно проводить психологическое консультиро-вание родственников, друзей, сотрудников, студентов, обучающихся у практического психолога, так как внепрофессиональные стереотипы, неизбежные в такого рода взаимоотношениях, вторгаются в работу и существенно влияют на ее эффективность.

Недопустимы сексуальные контакты психолога с клиентами, так как представляют прямое злоупотребление социальной ролью психолога. Обращаясь к психологу за помощью, раскрывая свои чувства, фантазии, тайны и желания, в том числе и сексуального характера, клиенты оказываются беззащитными, «обнаженными» и легко уязвимыми, что должен осознавать психолог и не пренебрегать этим в своей практике. Иногда клиенты идеализируют психолога, им кажется, что это единственный человек, способный их понять и принять их такими, какие они есть, и решить все их проблемы. Вследствие таких установок у клиентов могут возникнуть желания близости, интимности отношений, они стремятся стимулировать такие отношения. Однако в случае превращения профессионального контакта в сексуальную связь дальнейшее оказание психологической помощи становится невозможным, так как психолог теряет способность объективного анализа ситуации, а клиент попадает в крайнюю зависимость от данного рода взаимоотношений.

Непрофессиональным является также практикуемый опыт экономических отношений, лежащих вне решения психологических задач, например оказание психологической помощи на основе бартерного обмена. Психолог должен воздерживаться от принятия товаров, услуг, совместных путешествий, круизов или другого неденежного вознаграждения от клиентов или их родственников взамен психологических услуг, потому что такие меры создают почву для конфликтов, эксплуатации и искажения профессиональных отношений.

Ответственность Поддерживая высокие профессиональные стандарты, разъясняя свою профессиональную роль и обязательства, психолог несет полную ответственность за свое поведение. В том случае, если этого требуют интересы клиентов, психолог обязан проконсультироваться с другими специалистами, более квалифицированными психологами или обратиться за помощью в соответствующие институты и учреждения. Психолог несет ответственность не только перед клиентами, но и перед членами профессионального сообщества, и в связи с этим должен избегать высказываний, поступков, действий, которые могут скомпрометировать его профессионализм и уменьшают доверие к психологии и психологической практике.

Психолог должен помнить и о той ответственности, которую он несет перед обществом в целом. Вся его практическая, научная и исследовательская деятельность должна быть направлена на улучшение благополучия и благосостояния каждой личности в отдельности и всего общества в целом. Психолог должен избегать публичных высказываний, которые могут способствовать расколу общества, дискриминации личности по социальному, национальному и половому признаку, ущемлению прав личности, служить источником негативного оценивания отдельных социальных групп.

Соблюдение перечисленных выше принципов предотвратит возможные проблемы в профессиональной деятельности практического психолога и в значительной степени облегчит принятие решений в случае возникновения этически противоречивых ситуаций. Однако регуляция всего многообразия отношений, в которые вступает психолог, не ограничивается требованиями профессионального кодекса. Большинство консультантов практикуют в учреждениях (клиниках, центрах, школах, частных службах, агентствах и т.д.), имеющих свои ценностные ориентации, свои принципы строения и подчинения. Психолог, работающий в структуре какой-либо организации, должен подчиняться требованиям и правилам, регулирующим поведение ее сотрудников. Являясь членом определенного социума и гражданином конкретной страны, психолог обязан соотносить свое профессиональное поведение с нормами, принятыми в обществе, а также с региональными и федеральными законами, в том числе и статьями уголовного кодекса. Кроме того, взаимодействуя с другими людьми в решении своих профессиональных задач, психолог ориентируется на общечеловеческие ценности и идеалы. Такая многоуровневость нормативно-ценностной системы, регулирующей профессиональную деятельность психолога, становится причиной возникновения этических дилемм, когда соблюдение профессиональных принципов противоречит правилам жизни организации, в которой работает психолог, общественным нормам или даже уголовному кодексу. Нет готового и универсального алгоритма поведения в ситуациях этического конфликта, в каждом конкретном случае психолог должен найти единственное решение, в котором будут учтены все интересы и возможные последствия.

Для того чтобы выход из подобных проблемных ситуаций был эффективным и оптимальным, психологу необходимо помнить следующее:

Прежде всего психолог должен обеспечить безопасность своего клиента, сохранность его психического и физического благополучия, а также позаботиться о безопасности и благополучии других людей, чьи интересы затронуты в этой ситуации.

Если решение данной проблемы невозможно без причинения вреда какой-либо из сторон, психолог должен продумать вариант, при котором ущерб будет минимальным.

Психологу следует во всех спорных вопросах довести до сведения заинтересованных лиц основные принципы профессионального кодекса и необходимость его соблюдения. Например, в случае, когда приказ, просьба или запрос руководителя предприятия, сотрудником которого является психолог, противоречит нормам профессиональной этики, прежде всего следует разъяснить вопросы, касающиеся профессиональных принципов, связанных с ними ограничений, ответственности психолога, его роли и обязанностей.

Если есть возможность, прежде чем принять окончательное решение, необходимо проконсультироваться с другими психологами, хорошо осведомленными относительно этических проблем, с государственными или иными психологическими организациями, другими компетентными органами. Например, в случае, когда клиент рассказывает о совершенных или планируемых преступных действиях, психолог, не сообщив об этом властям, нарушает одну из статей уголовного кодекса, с другой стороны, выполнение гражданского долга неминуемо влечет за собой несоблюдение права клиента на конфеденциальность.

Психолог несет полную ответственность за то решение, которое он примет, и за возможные последствия данного решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: