Характеристика метода педагогическое наблюдение в спорте (виды, организация наблюдения) (ПК-5)

Под «наблюдением»в общей исследовательской методологии подразумевается фактический ряд сходных методов: непосредственное наблюдение (когда исследователь воспринимает изучаемое явление лишь посредством своих ор­ганов чувств), аппаратурное наблюдение (посредством фота-, кино-, видео­аппаратуры и других приборов, нередко весьма сложных), обследование-из­мерение (в том числе с помощью специальных тестов — тестирование).

В области физического воспитания и спорта цель проведения педагогического наблюдения — изучение разнообраз­ных вопросов учебно-тренировочного процесса, к одним из кото­рых можно отнести следующее:

- задачи обучения и воспитания;

- средства физического воспитания, их место в занятиях;

- методы обучения и воспитания;

- поведение занимающихся и преподавателя, тренера;

- характер и величина тренировочной нагрузки;

- некоторые элементы техники выполнения движений;

- тактические действия;

- величина пространственных, временных и силовых характе­ристик;

- количественная сторона процесса; количество бросков в бас­кетболе, количество падений со снарядов у гимнастов и т.д.

В качестве задач наблюдения можно выдвинуть изучение общей и специальной физической подготовки спортсменов, технической, тактической, моральной и волевой подготовки и др.

Объектами педагогических наблюдений могут быть лишь те стороны процесса физического воспитания, которые можно фиксировать не нарушая процесса обучения и воспитания.

К возможным объектам педагогических наблюдений можно отнести:

1) задачи обучения и воспитания;

2) средства физического воспитания, их место в занятии (например, комплексы физических упражнений);

3) методы обучения и воспитания (методы слова и показа, интервальный метод и пр.);

4) поведение занимающихся и преподавателя;

5) характер и величину тренировочной нагрузки;

6) некоторые элементы техники выполнения движений;

7) тактические действия,

8) величины пространственных перемещений занимающихся или снарядов: длину разбега, дальность полета диска и т.п.;

9) количественную сторону процесса: число гребков пловца, число шагов бегуна и т.п.

Проблемные наблюдения (в педагогике они называются еще монографическими) представляют собой наблюдения за несколькими взаимосвязанными педагоги­ческими явлениями, составляющими в сумме одно из определяющих направлений в развитии физического воспитания.

Тематическое наблюдение характеризуется более узкими рамками объекта наблюдения, минимум педагогических явлений, подлежащих изучению.

По степени определенности программы наблюдения могут быть разведывательными и основными.

Разведывательные наблюдения, или предварительные, не имеют четкой программы. Она может уточняться и видоизменяться по ходу самих наблюдений. Применяются наблюдения этого вида с целью более глубокой разработки гипотезы и методики всего исследования.

Основное наблюдение (его еще называют стандартизированным) имеет четко разработанную программу наблюдения и технику фиксирования результатов в уже опробованных протоколах, таблицах и т.п.

По стилю (форме) наблюдения делятся на включенные и невключенные.

Включенные наблюдения, или наблюдения «изнутри», предусматривают активное участие самого исследователя в том учебно-воспитательном процессе, который он должен анализировать и оценивать.

Невключенное наблюдение является прямой противоположностью наблюдению предыдущего вида: исследователь наблюдает со стороны, не принимая личного участия в занятиях, он является лишь свидетелем происходящего. Этот вид наблюдения встречается в исследованиях гораздо чаще, чем первый.

По степени осведомленности занимающихся и преподавателя о том, что за ними осуществляется наблюдение, выделяются открытые наблюдения и скрытые.

Открытыми наблюдениями называются такие, при которых и занимающиеся, и преподаватель знают, что за ними ведется наблюдение. Наблюдения этого вида наиболее широко распространены, так как не требуют каких-либо дополнительных организационных мероприятий.

Скрытое наблюдение (или наблюдение «инкогнито»), наоборот, предполагает, что ни занимающиеся, ни преподаватель не знают о том, что за их действиями ведется наблюдение. Основное преимущество скрытого наблюдения состоит в том, что поведение занимающихся и преподавателя остается естественным.

По временному признаку педагогические наблюдения делятся на непрерывные и прерывистые (дискретные).

Непрерывное наблюдение характеризуется продолжительностью, которая свойственна изучаемому логическому явлению. Проводя такое наблюдение, исследователь имеет возможность проследить развитие явления от начала до конца. В итоге о нем создается целостное представление и повышается достоверность полученных результатов.

Наблюдение считается не­прерывным, если оно отражает явление в законченном виде, т.е. если просматриваются его начало, развитие и завершение. Так, например, на протяжении нескольких занятий можно проследить за ходом разучивания какого-либо гимнастического элемента от этапа ознакомления до овладения учебниками данным элементом и вскрыть при этом методику обучения. Можно, например, пронаблюдать за ходом развития интересной комбинации в спортиграх.

Прерывистое наблюдение (по иной терминологии — дискретное, или частичное) характеризуется тем, что изучается не все педагогическое явление в целом, а лишь его главные этапы. В этом случае, разумеется, не удается проследить за динамикой явления, увидеть многие детали, однако общий ход развития его, начальные и конечные признаки остаются в поле зрения исследователя и позволяют понять общую закономерность.

Перед тем как проводить педагогическое наблюдение, исследователь должен:

1) определить задачи наблюдения;

2) наметить объекты наблюдения, т.е. стороны педагогического процесса, которые будут изучаться;

3) определить способ проведения наблюдения;

4) подобрать приемы фиксации полученных данных;

5) установить методы анализа собранного материала.

Для проведения наблюдения используются следующие способы:

1) протоколирование;

а) словесное описание;

б) графическая фиксация с использованием различных условных обозначений и систем изображения физических упражнений, например схематических рисунков;

в) стенографирование;

2) фотографирование и киносъемка;

3) звукозапись.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: