Под «наблюдением»в общей исследовательской методологии подразумевается фактический ряд сходных методов: непосредственное наблюдение (когда исследователь воспринимает изучаемое явление лишь посредством своих органов чувств), аппаратурное наблюдение (посредством фота-, кино-, видеоаппаратуры и других приборов, нередко весьма сложных), обследование-измерение (в том числе с помощью специальных тестов — тестирование).
В области физического воспитания и спорта цель проведения педагогического наблюдения — изучение разнообразных вопросов учебно-тренировочного процесса, к одним из которых можно отнести следующее:
- задачи обучения и воспитания;
- средства физического воспитания, их место в занятиях;
- методы обучения и воспитания;
- поведение занимающихся и преподавателя, тренера;
- характер и величина тренировочной нагрузки;
- некоторые элементы техники выполнения движений;
- тактические действия;
- величина пространственных, временных и силовых характеристик;
|
|
- количественная сторона процесса; количество бросков в баскетболе, количество падений со снарядов у гимнастов и т.д.
В качестве задач наблюдения можно выдвинуть изучение общей и специальной физической подготовки спортсменов, технической, тактической, моральной и волевой подготовки и др.
Объектами педагогических наблюдений могут быть лишь те стороны процесса физического воспитания, которые можно фиксировать не нарушая процесса обучения и воспитания.
К возможным объектам педагогических наблюдений можно отнести:
1) задачи обучения и воспитания;
2) средства физического воспитания, их место в занятии (например, комплексы физических упражнений);
3) методы обучения и воспитания (методы слова и показа, интервальный метод и пр.);
4) поведение занимающихся и преподавателя;
5) характер и величину тренировочной нагрузки;
6) некоторые элементы техники выполнения движений;
7) тактические действия,
8) величины пространственных перемещений занимающихся или снарядов: длину разбега, дальность полета диска и т.п.;
9) количественную сторону процесса: число гребков пловца, число шагов бегуна и т.п.
Проблемные наблюдения (в педагогике они называются еще монографическими) представляют собой наблюдения за несколькими взаимосвязанными педагогическими явлениями, составляющими в сумме одно из определяющих направлений в развитии физического воспитания.
Тематическое наблюдение характеризуется более узкими рамками объекта наблюдения, минимум педагогических явлений, подлежащих изучению.
По степени определенности программы наблюдения могут быть разведывательными и основными.
|
|
Разведывательные наблюдения, или предварительные, не имеют четкой программы. Она может уточняться и видоизменяться по ходу самих наблюдений. Применяются наблюдения этого вида с целью более глубокой разработки гипотезы и методики всего исследования.
Основное наблюдение (его еще называют стандартизированным) имеет четко разработанную программу наблюдения и технику фиксирования результатов в уже опробованных протоколах, таблицах и т.п.
По стилю (форме) наблюдения делятся на включенные и невключенные.
Включенные наблюдения, или наблюдения «изнутри», предусматривают активное участие самого исследователя в том учебно-воспитательном процессе, который он должен анализировать и оценивать.
Невключенное наблюдение является прямой противоположностью наблюдению предыдущего вида: исследователь наблюдает со стороны, не принимая личного участия в занятиях, он является лишь свидетелем происходящего. Этот вид наблюдения встречается в исследованиях гораздо чаще, чем первый.
По степени осведомленности занимающихся и преподавателя о том, что за ними осуществляется наблюдение, выделяются открытые наблюдения и скрытые.
Открытыми наблюдениями называются такие, при которых и занимающиеся, и преподаватель знают, что за ними ведется наблюдение. Наблюдения этого вида наиболее широко распространены, так как не требуют каких-либо дополнительных организационных мероприятий.
Скрытое наблюдение (или наблюдение «инкогнито»), наоборот, предполагает, что ни занимающиеся, ни преподаватель не знают о том, что за их действиями ведется наблюдение. Основное преимущество скрытого наблюдения состоит в том, что поведение занимающихся и преподавателя остается естественным.
По временному признаку педагогические наблюдения делятся на непрерывные и прерывистые (дискретные).
Непрерывное наблюдение характеризуется продолжительностью, которая свойственна изучаемому логическому явлению. Проводя такое наблюдение, исследователь имеет возможность проследить развитие явления от начала до конца. В итоге о нем создается целостное представление и повышается достоверность полученных результатов.
Наблюдение считается непрерывным, если оно отражает явление в законченном виде, т.е. если просматриваются его начало, развитие и завершение. Так, например, на протяжении нескольких занятий можно проследить за ходом разучивания какого-либо гимнастического элемента от этапа ознакомления до овладения учебниками данным элементом и вскрыть при этом методику обучения. Можно, например, пронаблюдать за ходом развития интересной комбинации в спортиграх.
Прерывистое наблюдение (по иной терминологии — дискретное, или частичное) характеризуется тем, что изучается не все педагогическое явление в целом, а лишь его главные этапы. В этом случае, разумеется, не удается проследить за динамикой явления, увидеть многие детали, однако общий ход развития его, начальные и конечные признаки остаются в поле зрения исследователя и позволяют понять общую закономерность.
Перед тем как проводить педагогическое наблюдение, исследователь должен:
1) определить задачи наблюдения;
2) наметить объекты наблюдения, т.е. стороны педагогического процесса, которые будут изучаться;
3) определить способ проведения наблюдения;
4) подобрать приемы фиксации полученных данных;
5) установить методы анализа собранного материала.
Для проведения наблюдения используются следующие способы:
1) протоколирование;
а) словесное описание;
б) графическая фиксация с использованием различных условных обозначений и систем изображения физических упражнений, например схематических рисунков;
в) стенографирование;
2) фотографирование и киносъемка;
3) звукозапись.