Спортивная ориентация и отбор в спорте. Виды отбора в спорте (ПК-28)

Спортивный отбор и ориентация – это многоплановая проблема: философская, социально-экономическая, этическая, педагогическая.

Современный уровень высших спортивных достижений настолько высок, что подойти к ним могут люди, обладающие исключительными способностями. Это вызывает необходимость отбора лиц с наиболее высоким уровнем психических и физических способностей, функциональных возможностей, важных для определения вида спорта.

Острота и сложность отбора и ориентации в спорте состоит в том, что:

а) необходим поиск талантов, а не просто людей способных с заданной надежностью выполнять определенную работу;

б) длительность прогноза успешности индивида в конкретном виде спорта. За много лет (6-10) нужно определить, что данный человек может быть лучшим – чемпионом, рекордсменом.

В основе такого прогноза лежит оценка способностей и своеобразного сочетания их. Существуют различия в понятиях отбор, ориентация и селекция.

Спортивная ориентация – это система мероприятий на основе которых определяется специализация индивида.

Спортивная селекция – это система мероприятий предусматривающая периодический отбор лучших спортсменов (например, в состав сборной команды общества, страны…).

Спортивный отбор – это система организационно-методических мероприятий комплексного характера, на основе которых выявляются задатки и способности необходимые для занятий спортом.

Сложная комплексная структура способностей человека и постепенный характер проявления их при выполнении какой-либо деятельности определил систему выявления и оценки способностей.

Отбор в спорте осуществляется на основе учета факторов, характеризующих двигательную и психическую функции человека, в наибольшей мере обуславливающих успех в избранной спортивной деятельности. Спортсмен должен обладать всеми качествами, необходимыми для их успешного проявления в конкретной двигательной деятельности. Только в этом случае можно рассчитывать на их дальнейшее развитие в процессе становления спортивного мастерства. Отдельные показатели, характеризующие морфофункциональные особенности, двигательную и психическую функции индивидуума, могут иметь важное значение при разработке методов прогноза его спортивной пригодности.

Спортивный прогноз основывается на выявленном комплексе качеств (модельных характеристик), которыми облают сильнейшие спортсмены избранного вида спорта.

Спортивный отбор неразрывно связан с этапами многолетней спортивной подготовки, начинаясь в раннем школьном возрасте ориентацией детей на занятия спортом и заканчиваясь комплектованием сборных команд страны.

Структура спортивной деятельности весьма сложна и многообразна, поэтому при определении способностей необходимо комплексное изучение всех существенных для данного вида спорта факторов, от которых зависит успешное проявление этой деятельности.

Основными методами являются антропометрические обследования, медико-биологические исследования, педагогические контрольные испытания, психологические и социологические исследования. На основе педагогических наблюдений определяются специфические способности детей и подростков. Большую роль играют педагогические контрольные испытания (тесты), по результатам которых обычно судят о наличии специальных физических способностей индивидуума, необходимых для успешной специализации в том или ином виде спорта.

Среди физических качеств и способностей, определяющих достижение высоких спортивных результатов, существуют так называемые консервативные, генетически обусловленные способности, которые с большим трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки. Эти физические качества имеют важное прогностическое значение при отборе детей и подростков в спортивные школы. К их числу следует отнести быстроту, относительную силу, некоторые антропометрические показатели (строение и пропорции тела), способность к максимальному потреблению кислорода, некоторые психические особенности личности спортсмена.

В ходе антропометрических обследований необходимо определить, насколько кандидаты для зачисления в спортивную школу соответствуют тому морфотипу, который характерен для наиболее выдающихся представителей данного вида спорта. В спортивной практике выработались определенные представления о морфотипах спортсменов (рост, масса тела, тип телосложения и т.п.). Например, в баскетболе, легкоатлетических метаниях, академической гребле необходим высокий рост; в марафонском беге, лыжном спорте рост не имеет существенного значения и т.п.

На основе медико-биологических исследований дается оценка состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности школьников. Выявляются дети и подростки, имеющие противопоказания к занятиям спортом. В процессе медико-биологических исследований особое внимание должно быть обращено на продолжительность и качество восстановительных процессов организма после выполнения значительных тренировочных нагрузок.

Врачебное обследование необходимо для того, чтобы в каждом конкретном случае уточнить, в каких лечебно-профилактических мероприятиях нуждаются дети и подростки, обладающие данными для поступления в спортивную школу.

Наиболее важным моментом определения спортивной пригодности является учет трудновоспитуемых качеств и выявление определенных способностей к тому или иному виду деятельности.

На каждом этапе подготовки важным является поиск наиболее информативных критериев отбора. При этом основополагающим является комплексный подход к оценке спортивной пригодности. Наряду с исходным уровнем развития физических качеств для определения потенциальных способностей новичка будут иметь существенное значение и темпы прироста необходимых физических качеств, динамика успехов в процессе обучения. Темпы развития ведущих физических качеств имеют первостепенное значение при прогнозе перспективности спортсменов только в том случае, если уровень их развития достаточно высок. Если же исходный уровень низок, то даже высокие темпы развития не позволят повысить спортивные результаты до необходимого уровня, определяющего возрастные периоды развития детей и подростков. Педагогический эффект от применения одних и тех же средств и методов в тренировки с равными параметрами объема и интенсивности нагрузки получается различным.

Следует отметить, что наиболее заметные изменения в физическом состоянии детей происходят в период естественного «взлета» того или иного физического качества (сенситивные периоды). Важно не пропустить наиболее благоприятные сроки для развития тех или иных способностей, так как на более поздних этапах навыки и функции формируются с трудом, а конечный результат оказывается ниже.

Для достижения высоких спортивных результатов и победы над соперником необходимы определенные волевые и личностные качества. Основными из них являются целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, подсознательная жажда победы, стойкость, уверенность в себе, трудолюбие, самостоятельность и др. На разных этапах тренировки значение отдельных качеств может изменяться, но целеустремленность постоянно остается ведущим качеством, поскольку в значительной степени определяет уровень воспитания и проявления других компонентов воли.

В процессе спортивного отбора весьма существенная роль отводится выявлению задатков и способностей индивидуума. Каждый спортсмен в соответствии с законами наследственности и под влиянием внешней среды развивается индивидуально. Поэтому очень трудно в начинающем юном спортсмене распознать будущего рекордсмена или чемпиона. В этих условиях возрастает роль тренера и медицинского работника, которые, руководствуясь знаниями возрастных особенностей организма, законами спортивного совершенствования, учитывая индивидуальные темпы развития, формируют спортивные способности, превращая их в талант.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: