Характеристика метода контрольное испытание в физическом воспитании и спорте (ПК-5)

Контрольные испытания

Контрольные испытания помогают: выявить уровень развития отдельных двигательных качеств; оценить степень технической и тактической подготовленности; сравнить подготовленность как отдельных занимающихся, так и целых групп; провести наиболее оптимальный отбор спортсменов для занятий тем или иным видом спорта и для участия в соревновании; вести в значительной степени объективный контроль за тренировками как отдельных: спортсменов, так и целых групп; выявлять преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий; составлять наиболее обоснованные индивидуальные и групповые планы занятий.

Перечисленные возможности могут быть реализованы только при критическом, творческом подходе к существующей методике контрольных испытаний и при тщательном соблюдении некоторых общих требований. Необходимо помнить, что нет стандартной, унифицированной методики. Объясняется это не столько сравнительной "молодостью" научного подхода к разработке методики контрольных испытаний, сколько чрезвычайной сложностью проблемы. На современном уровне знаний трудно себе представить одинаковое для всех случаев содержание контрольных испытаний. И тем не менее этот метод исследований всегда будет требовать от научных работников наибольшей самостоятельности в решении методологических вопросов.

Контрольные испытания проводятся с помощью контрольных упражнений, или тестов. Определенная система использования контрольных упражнений называется тестированием.

Контрольные упражнения - это стандартизированные по содержанию, форме и условиям выполнения двигательные действия, применяемые с целью определения физического состояния занимающихся на данный период обучения. Контрольные упражнения могут применяться и как обычные физические упражнения.

Весьма условно все контрольные упражнения целесообразно разделять на тесты, определяющие уровень общей физической подготовленности и каждого компонента специальной подготовленности в том или ином виде спорта; определяющие физическое состояние детей (отдельно по возрастным группам и полу), студентов (отдельно по профориентации и полу), военнослужащих (отдельно по родам войск) и др.

В исследованиях, как правило, применяют не одно контрольное упражнение, а несколько. Например, при изучении специальной подготовленности спортсмена применяют тесты, характеризующие уровни развития специальных двигательных качеств, технической, тактической подготовленности и т.п.

При том, что контрольные упражнения помогают определить физическое состояние человека, его готовность к физическим упражнениям через объективные показатели, нельзя переоценивать их роль. Если неправильно отбирать контрольные упражнения, неграмотно оценивать результативность их выполнения, поверхностно анализировать результаты, то невозможно получить объективные данные о физическом состоянии человека, о целесообразности педагогического процесса.

Достоверность любых контрольных упражнений проверяется таким комплексным показателем подготовленности занимающихся, как оценочные результаты той деятельности, которая являлась предметом специальной подготовки (например, для выступления на соревнованиях).

Приступая к исследованию, следует предварительно разработать систему контрольных упражнений. Сложность разработки зависит от характера "основной" деятельности. Несколько проще создавать систему контрольных упражнений для видов спорта, в которых результаты оцениваются метрическими единицами, поскольку при наличии объективных единиц измерения можно использовать математические расчеты для установления избирательности и воспроизводимости контрольных упражнений.

Контрольные испытания должны отвечать требованиям, предъявляемым к любым методам исследования (см. "Выбор методов исследования"): стойкости, избирательности, емкости, воспроизводимости и т.п. Грамотная реализация всех этих требований помогает решать главную проблему любых контрольных испытаний - проблему стандартизации тестов, т.е. выбора тех контрольных упражнений, которые с наибольшим эффектом решат задачи исследования.

Из перечисленных требований для контрольных упражнений наибольшее значение имеет избирательность, В теории стандартизации тестов она называется валидностью. Валидность, как объективная мера связи контрольного упражнения с "основным" двигательным действием, являющимся предметом специальной подготовки, характеризуется всеми признаками требования избирательности.

Инструментальные методы исследования, применяемые в области физической культуры и спорта. Математическое моделирование в спорте (ПК-8).

В спортивно-педагогических исследованиях используются различные приборы и комплексы, позволяющие получать и анализировать информацию, характеризующую различные параметры состояния человека в процессе выполнения упражнений и его реакции на используемые при этом средства и методы обучения и тренировки. Получению объективной информации о функциональных возможностях спортсменов способствует применение различного рода тренажерных устройств, совмещенных с диагностической аппаратурой для проведения биомеханических, физиологических и биохимических исследований.

Пригодность любого технического метода или устройства, применяемого в исследовании, определяется следующими требованиями:

1 Эффективность. Применение данного метода измерения должно обеспечивать достижение поставленной цели, результативность и необходимую степень точности исследования.

2 Простота применения и надежность. Метод должен быть доступен экспериментатору соответствующей квалификации, должен обеспечить воспроизводимость, стабильность и достоверность результатов измерения.

3 Безопасность. Применение технических средств не должно ставить под угрозу жизнь и здоровье экспериментатора и испытуемых.

4 Экономичность. Оценивая метод измерения, необходимо учитывать, дает ли его применение экономию времени, сил и средств.

5 Научность. Недопустимы методы, не имеющие твердой научной основы, либо опирающиеся на лженаучные теории.

Благодаря техническому прогрессу происходит постоянное совершенствование существующих технических устройств и возникновение принципиально новых методов измерения, регистрации, передачи, анализа и хранения информации, получаемой как в лабораторных, так и в естественных условиях тренировочной и соревновательной деятельности. Так, например, применение цифровой видеозаписи в корне изменило метод наблюдений в спорте, сделало возможным точно и многократно изучать и анализировать тренировочный и соревновательные процессы, независимо от времени их совершения.

На сегодняшний день основные направления развития измерительных систем в биомеханике спорта основаны на применении высокоскоростной видеозаписи с автоматизированной системой обработки, тензометрических платформ, сопряженных через аналого-цифровые преобразователи с персональными компьютерами и т. п.

Компьютерная техника и современные технологии получения и обработки информации дают возможность анализировать большой объем данных, в режиме реального времени.

Математические методы позволяют провести точную оценку способностей спортсмена, определить наиболее выигрышную соревновательную тактику и спрогнозировать результат. Математическая модель помогает выстроить план тренировок и должным образом корректировать тренировочный процесс, выводящий спортсмена на пик спортивной формы, минимизируя «физиологическую цену» спортивного результата.

Математический аппарат используется для описания физиологических и биохимических процессов, происходящих в организме спортсмена, исследования биомеханики движений и анализа спортивной техники. Особенно интересны модели адаптации к предельным физическим нагрузкам, планирования и оптимизации физических нагрузок в процессе достижения спортивной формы.

Использование математических моделей позволяет свести к минимуму тренерскую практику проб и ошибок и дает возможность проводить эксперименты не на самом спортсмене, а на его математической модели, просчитывая наиболее приемлемые режимы тренировок и восстановления. При этом закономерно растет спортивный результат, снижается риск перетренированности и спортивных травм. Тем самым решается задача сохранения здоровья и спортивного долголетия спортсмена.

Широкое внедрение цифровых технологий приводит к лавинообразному увеличению объемов информации, получаемой в процессе тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов. Вместе с этим информация становится все более разнородной и слабоструктурированной. В таких условиях традиционные подходы к обработке информации становятся малоэффективными. Возникает проблема разработки и применения новых мультипараметрических подходов к анализу и интерпретации данных.

Моделирование - это способ опосредованного изучения реального объекта с помощью виртуальных объектов-заместителей. Модель выступает как своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект. Математическое моделирование имеет ряд важных преимуществ перед вербальным моделированием, традиционно используемым в теоретических дисциплинах, описывающих различные процессы, происходящие в организме спортсмена во время спортивных упражнений[4, 5].

В математических моделях для описания физиологических явлений употребляют строгий язык математики и компьютерного эксперимента, благодаря чему возможно количественно предсказывать различные явления, вытекающие из модельных представлений. Словесное, образное описание физиологических явлений и следствий, вытекающих из них, не обладает такими возможностями. Многие вербальные высказывания о механизмах физиологических явлений на первый взгляд могут казаться непротиворечивыми, но не выдерживают критики при математическом описании.

Моделирование - эффективный инструмент верификации умозрительных схем и выявления неочевидных следствий. Возможность манипуляции параметрами модели в широких диапазонах позволяет найти различные режимы функционирования системы, которые в силу сложности и высокой степени нелинейности биологических систем зачастую невозможно предсказать, оперируя словесными схемами. В этом смысле модель, если она достаточно сложна, чтобы быть реалистичной, может быть источником новых знаний, иногда даже противоречащих интуиции.

Основной принцип математического моделирования сложных систем – принцип оптимальности. Это означает, что модель должна быть максимально простой, т.е. содержать минимальное число переменных(и, следовательно, уравнений) а также сравнительно простые связи между переменными. Сравнительно простые нелинейные модели содержат богатые возможности описания нетривиальных явлений, а сложные модели, содержащие большое число переменных, как правило, не позволяют провести качественный анализ и поэтому оказываются практически бесполезными.

Формулировка и построение окончательной математической модели изучаемого явления – это длительный процесс постоянного совершенствования модели, направленный на достижение максимального количественного соответствия между расчетными и экспериментальными данными. Процесс постепенного уточнения модели проводится физиологами-экспериментаторами совместно с математиками-разработчиками модели.

Здесь на помощь ученым-исследователям приходят новые компьютерные технологии, позволяющие заменить реальные физиологические эксперименты вычислительными экспериментами, выполненными с помощью методов компьютерного моделирования. Их возможности очень широки и порой они могут дать исследователю больше информации, чем реальные физиологические эксперименты. Например, можно изучать влияние сколь угодно больших стрессорных нагрузок на организм человека, или набирать сколь угодно большой статистический материал.

Особую роль математическое моделирование играет в тех случаях, когда модель ставится в принципиально новые, но физиологически значимые условия. Более того, в некоторых случаях математическая модель физиологического явления может стать стимулом для пересмотра или даже радикального изменения его парадигмы.

Возможности математического моделирования имеют универсальный характер и относятся к моделированию любых физиологических процессов, так что можно утверждать, что математическое моделирование и вычислительный эксперимент – это будущее физиологии и биомедицины [6], в том числе спортивной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: