Структура многолетней подготовки спортсменов (ПК-22)

. Этап предварительной подготовки.

Задачами этого этапа являются укрепление здоровья, разносторонняя физическая подготовка, устранение индивидуальных недостатков физического развития, приобретение большого числа двигательных способностей – основы освоения в будущем спортивной техники. Одна из главенствующих задач, стоящих перед тренером – формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям спортом и мотивации на достижение наивысших результатов в спорте. Используются самые разнообразные средства из различных видов спорта с включением подвижных игр и эстафет, от творчества и изобретательности тренера зависит интерес у занимающихся спортом и сохранение постоянного состава занимающихся в группах начальной подготовки. От того, насколько интересно тренер будет рассказывать занимающимся о жизни великих спортсменов, будет формироваться мотивационная установка на достижение самых высоких результатов в спорте, желание походить во всем на своих кумиров, подражать им в спорте и в жизни, и в том числе тренеру, который должен быть образцом для спортсменов.

2. Этап начальной спортивной специализации.

Продолжается разностороннее развитие физических возможностей, приобретение как можно большего числа двигательных навыков. В тренировочный процесс включаются средства специальной направленности, в основном на развитие специальной физической подготовки. Очень важно иметь многоборную направленность специальных средств – как основу для дальнейшего выбора узкой специализации. Объем специальных упражнений дается в небольшом количестве, так как задача достижения спортивного результата на этом этапе не ставится. Тренировочные нагрузки гликолитического воздействия не целесообразны и даже вредны.

3. Этап углубленной специализации в избранном виде спорта.

На этом этапе подготовка становится все более специализированной, упражнения из смежных видов спорта используются чаще всего как средства, улучшающие восстановление, и для психологической разгрузки. Ставится задача достижения спортивных результатов. Наиболее способные в этом возрасте выполняют нормативы мастеров спорта. Спортсмен определяется с выбором более узкой специализации (спринтер, стайер). Содержание тренировочной работы должно соответствовать содержанию соревновательной направленности, совершенствуется спортивная техника и тактика.

4. Этап спортивного совершенствования.

На этом этапе предполагается достичь максимально запланированных результатов, поэтому тренировочный процесс носит узко специализированный характер, используются самые эффективные средства и методы тренировки, способные вызвать значительный рост спортивных результатов.

На этом этапе достигают максимальных величин тренировочные нагрузки. Учитывая, что на этом этапе продолжают заниматься спортсмены, для которых спорт стал основным занятием, тренировки проводятся по 2-3 раза в день, а суммарное количество времени, отводимого на тренировки, составляет 30 и более часов в неделю. Планирование тренировочных нагрузок носит индивидуальный характер с учетом выявленных особенностей каждого спортсмена. Большое внимание уделяется средствам профилактики переутомления и восстановления спортивной работоспособности.

Одной из главенствующих задач тренера является подведение спортсмена в наилучшей спортивной форме к главным соревнованиям.

Материально-техническое обеспечение тренировочной и соревновательной деятельности (ПК-29).

Материально-техническая оснащенность включает спортивные сооружения, оборудование и инвентарь для проведения соревнований, тренировки и восстановления. Продуктивность тренировочных занятий во многом зависит от технических средств обучения: тренажеров, автоматических систем управления (АСУ). Они применяются на всем протяжении подготовки спортсменов. Применение тренажеров дает возможность индивидуализировать учебно-тренировочный процесс и повысить интенсивность тренировочных занятий.

Тренажерами называют устройства, при помощи которых моделируются те или иные условия выполнения движений, режимы работы мышц в условиях структуры физического упражнения. Тренажеры имеют четкую целевую направленность:

1) тренажеры для технической подготовки, помогающие овладеть отдельными движениями двигательного действия, улучшить межмышечную координацию или объединить отдельные движения в целостное действие;

2) тренажеры для тактической подготовки (характерны для спортивных игр и единоборств), способствующие развитию тактических способностей, тактического мышления; изучению тактики; решению тактических задач;

3) тренажеры для развития специальных физических способностей, для избирательного воздействия на отдельные группы мышц с учетом структуры соревновательных упражнений;

4) тренажеры для развития специальных физических способностей в единстве с совершенствованием техники (метод совмещенных или сопряженных воздействий);

5) тренажеры для оценки уровня подготовленности в системе комплексного контроля.

АСУ обеспечивает получение информации, на основе которой осуществляется управление всем тренировочным процессом на всех его этапах: от создания представления об изучаемом двигательном действии, осмысления, формирования двигательного навыка до его применения в соревновательной деятельности. Некоторые виды АСУ предусматривают при тренировке специальную линию проводной или телеметрической связи спортсмена с ЭВМ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: