Средства восстановления подразделяются на три группы: педагогические, психологические и медико-биологические. Педагогические средства восстановления являются основными, так как определяют режим и правильное сочетание нагрузок и отдыха. Они включают в себя: - рациональное планирование тренировочного процесса в соответствии с функцио-нальными возможностями организма спортсмена, правильное сочетание общих и специальных средств, оптимальное построение тренировочных и соревнователь- ных микро- и макроциклов, широкое использование переключений, четкую органи- зацию работы и отдыха - правильное построение отдельного тренировочного занятия с использованием средств для снятия утомления (полноценная индивидуальная разминка, подбор снарядов и мест для занятий, упражнений для активного отдыха и расслабления, создание положительного эмоционального фона) - варьирование интервалов отдыха между отдельными упражнениями и тренировоч-ными занятиями - разработку системы планирования и использования различных восстановительных средств в месячных и годовых циклах подготовки - разработку специальных физических упражнений с целью ускорения восстановле- ния работоспособности спортсменов, совершенствование двигательных навыков, обучение тактическим действиям.
|
|
К медико-биологическим средствам относятся:
· рациональное питание;
· фармакологические препараты и витамины;
· белковые препараты, спортивные напитки;
· массаж (сегментарный, точечный, криомассаж, баночный), мануальная терапия;
· физиотерапия;
· гидро- и бальнеотерапия;
· баровоздействие и оксигенотерапия;
· бани (сауны);
· иглорефлексотерапия;
· электростимуляция, электросон;
· аэроионизация;
· пункции, блокады, спортивные тейпы;
· применение мазей, гелей и кремов;
· питание - главный фактор восстановления работоспособности.
Спортсмены и тренеры могут с помощью спортивной психологии повысить качество психологической подготовки, а значит и результативность. Спортивная психология помогает спортсменам справиться со стрессами во время соревнований, отладить состояние готовности, необходимое для оптимального выступления, снимать стресс и устранять неурядицы во время поездок команды и выступлений на соревнованиях. Психологическая тренировка должна быть неотъемлемой частью целостного тренировоч-ного процесса. Простые действия с целью помочь спортсмену справиться со стрессом: - сконцентрировать внимание на основной цели, отбросив в сторону все ненужные вопросы; - изучить приёмы релаксации, включая мышечное расслабление и медленное, кон-тролируемое дыхание; - мысленное моделирование ситуации; - разработка списка дел, связанных с предсоревновательным периодом: соблюдение режима питания и диеты, проверка обуви, формы, времени разминки, и т.д.
|
|
Структура макроциклов, и факторы, определяющие ее построение у спортсменов высокой квалификации (ПК-22).
Макроцикл— это большой тренировочный цикл типа полугодичного (в отдельных случаях 3—4 месяца), годичного, многолетнего (например, четырехгодичного), связанный с развитием, стабилизацией и временной утратой спортивной формы и включающий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов.
Построение тренировки в многолетних макроциклах (на этапе высших достижений). В практике спорта принято выделять четырехлетние циклы, связанные с подготовкой к главным соревнованиям — Олимпийским играм, к спартакиадам народов России, проводящимся один раз в 4 года.
Построение тренировки в годичных циклах. В подготовке высококвалифицированных спортсменов встречается построение годичной тренировки на основе одного макроцикла (одноцикловое), на основе двух макроциклов (двухцикловое) и трех макроциклов (трехцикловое). В каждом макроцикле выделяются три периода — подготовительный, соревновательный и переходный. При двух- и трехцикловом построении тренировочного процесса часто используются варианты, получившие название «сдвоенного» и «строенного» циклов. В этих случаях переходные периоды между первым, вторым и третьим макроциклами часто не планируются, а соревновательный период предыдущего макроцикла плавно переходит в подготовительный период последующего.
Моделирование в спорте (ПК-8).
Разработка моделей связана с моделированием – процессом построения, изучения и использования моделей для уточнения характеристик и оптимизации хода спортивной подготовки. Модели могут оформляться в виде модельных характеристик. В большей части модельные характеристики – это части, грани, элементы спортивной дисциплины в цифрах и других единицах измерения, характеризующих соревновательную деятельность и адекватно отражающих различные стороны подготовленности спортсменов.
Модели в спорте имеют многофункциональное назначение:
1. Используются в качестве заменителя объекта для того, чтобы исследования на модели позволили получить новые данные о самом объекте;
Используются для обобщения эмпирического знания, постижения закономерных связей процессов и явлений в спорте.
Оказывают огромное влияние на перевод экспериментально проведенных научных работ в практическую сферу спорта.
Разработка моделей может осуществляться в различных формах:
Информационные дискриптивные (описательные) модели, представляют собой словесное описание оригинала.
Графические модели – представление оригинала в виде графика, схемы, рисунка.
Предметные модели – макеты фишки и др., отражающие, например расстановку игроков для изучения тактических вариантов.
4.логические модели – предусматривают описание логики процесса;
Физические модели, предопределяющие взаимодействие спортсмена в аналогичной с предстоящими соревнованиями обстановке или его противоборство со сходными с оригиналом соперника.
Математические модели, использующие описание процесса или предмета с помощью математических формул, системы уравнений и неравенств.