Кибернетические модели – то же но с использованием ЭВМ, компьютерное моделирование

По степени индивидуализации в спорте различают такие модели:

Обобщенные. Их построение осуществляется на основе исследования большого числа спортсменов определенного пола, возраста, квалификации.

Групповые – строятся на основе конкретной совокупности спортсменов, отличающихся специфическими особенностями, в частности генетически обусловленных свойств в рамках конкретной спортивной дисциплины.

Индивидуальные – разрабатываются для отдельных спортсменов и основываются на длительном исследовании и индивидуальном прогнозировании структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности спортсмена.

Характеристика факторов, определяющих продолжительность и структуру многолетней подготовки спортсменов (ПК-23).

Продолжительность и структура многолетней подготовки зависят от следующих факторов:

Структуры соревновательной деятельности и подготовленности спортсменов, обеспечивающих высокие спортивные результаты.

Закономерности становления различных сторон спортивного мастерства и формирования процессов адаптации в ведущих функциональных системах организма спортсмена.

Индивидуальных и половых особенностей спортсменов, темпов роста их биологического созревания и связанных с ними темпов роста результатов.

Возраста, в котором спортсмен начал занятия, а также возраста, в котором он приступил к специальной тренировке на втором этапе.

Содержания тренировочного процесса: состава средств и методов, динамики нагрузок, построения различных периодов тренировки, питания, социальных условий, количества и качества применяемых восстановительных и стимулирующих работоспособность фармакологических и восстановительных средств.

Названные факторы определяют общую продолжительность многолетней подготовки, время, необходимое для достижения высших спортивных результатов, возрастные зоны, в которых эти результаты обычно демонстрируются.

На продолжительность многолетней подготовки могут оказать существенное влияние внешние причины:

Изменения правил соревнований и оценки эффективности соревновательной деятельности.

Снижение возрастного ценза для участия в ответственных соревнованиях.

Совершенствование и повышение уровня технологии тренировочного процесса.

Изменение социальных условий.

Стремление тренеров как можно быстрее добиться успешного выступления своих учеников в соревнованиях приводит к тому, что в практику подготовки юных спортсменов внедряются самые мощные средства и методы современной тренировки, применяющиеся при подготовке мастеров высокого класса.

Это приводит к быстрому росту результатов, определенным успехам в детских и юношеских соревнованиях и одновременно к потере перспективы на достижение высоких результатов в оптимальном возрасте.

Многолетняя спортивная подготовка может быть разделена на пять этапов:

Начальная подготовка.

Предварительная базовая подготовка.

Специальная базовая подготовка.

Максимальная реализация индивидуальных возможностей.

Сохранение достижений.

Каждый из этапов многолетней подготовки имеет достаточно строго очерченные цели, задачи и содержание. Однако между рядом расположенными этапами нет четких границ. Их продолжительность можно в определенной степени варьировать, прежде всего в силу индивидуальных возможностей спортсменов, а также структуры и содержания тренировочного процесса. Нет явных различий и в методике подготовки спортсменов на смежных этапах

Психолого-педагогическое обследование (ПК-5).

Психолого-педагогическое обследование — комплекс диагностических процедур, необходимых прежде всего для достаточно полной первоначальной ориентировки относительно объекта изучения, его структуры, уровня развития, гармоничности, соответствия предъявляемым требованиям, характера внутренних и внешних связей.

      Обследование предполагает целенаправленное и планомерное изучение личности, коллектива, образовательного учреждения согласно принятой программе. Обследование может проводиться и на заключительном этапе исследовательской работы, но тогда оно приобретает несколько иные функции: всесторонне выявить полученные результаты, как запланированные, так и побочные, свести их воедино, установить влияние проведенной работы на всю включенную в эксперимент или поисковую работу социально-педагогическую сферу.

Можно выделить несколько видов обследования. Разведывательное (поисковое, пилотажное, зондирующее) обследование связано с опробованием подобранных методик, предварительной ориентацией в ситуации, получением исходных данных для разработки всего комплекса процедур изучения.

Частичное обследование проводится с целью изучения отдельных сфер, звеньев, блоков объекта или же для выяснения отдельных сквозных, проблемных вопросов, например отношения родителей к введению платы на некоторые образовательные услуги.

                   Комплексное обследование — это изучение объекта во всей его полноте на основе предварительных представлений о необходимом объеме работы и последовательного (систематического) изучения компонентов объекта.

Системное обследование — то же комплексное изучение, но выполненное на основе мысленного (модельного) представления об объекте, предварительного выделения предмета исследования. Любое обследование должно производиться по заранее намеченной схеме или программе и включать три основных этапа: сбор информации, ее обработку и систематизацию и подведение итогов (конструирование выводов).

Изучение и использование передового опыта в научно-исследовательской деятельности (ПК-2; ПК-3; ПК-10; ПК-23).

Передовой опыт — один из самых доступных практике источников новых идей, подходов и технологий. Поэтому чаще всего педагогический и социально-педагогический поиск строится на основе или под непосредственным влиянием конкретного передового опыта. Поскольку эффективно заимствовать его возможно только творчески, то освоение опыта превращается в его переработку, модификацию, по существу, в процесс выработки на основе известного образца своего, авторского варианта. В таком случае вполне правомерно считать его изучение и использование самостоятельной методикой исследования.

Педагогический опыт подразделяется на:
исторический (результаты педагогической теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования),
массовый (результаты педагогической теории и практики, которые широко применяются в практике большинства учителей),
передовой (характеризуется тем, что учитель получает лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса),
новаторский (содержащий элементы новизны, открытия, изобретения, авторства).

В основе передового опыта лежит стремление педагогов создать индивидуальную систему профессионального мастерства, избежать шаблонные подходы, стереотипные действия.
«Передовой педагогический опыт – это такое мастерство педагогов, которое даёт стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся, развитии конкретного педагога, в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетентности педагогических работников учреждения образования».
Передовой педагогический опыт – это результат большого напряженного, а главное, творческого труда.
Выявление педагогического опыта следует рассматривать как обнаружение эффективных подходов к образовательной деятельности, чтобы сделать их явными, доступными для распространения и заимствования другими педагогами.
Носителем передового опыта может выступать любой член педагогического коллектива учебного заведения вне зависимости от занимаемой должности, а также коллектив педагогов (творческая группа, работающая над решением определенной педагогической задачи, методическое объединение, учебное заведение в целом).

Итак, после выявления опыта начинается процесс его изучения. Период изучения опыта крайне сложен и ответственен.
Изучение передового педагогического опыта
1. Изучению и обобщению может подлежать:
- целостная система педагогической деятельности (требует наиболее длительного периода времени, возможно, не одного года);
- система работы педагога по какой-либо одной проблеме (может быть изучена в течение года);
- использование одного эффективного приёма (время изучения определит сам педагог);
- опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий (например, проектный метод);
Таким образом, изучению могут подлежать любые компоненты, используемые педагогом в определённой системе: метод, технология, отдельный приём, способ, средство и т.п.

Для накопления разнообразного и достаточно обширного фактического материала используются следующие методы работы:
1. Анализ документов: исследование результатов педагогической деятельности на основе образовательного мониторинга учащихся; сравнение документов автора педагогического опыта с существующими рекомендациями с целью выявления нетрадиционных сторон в его педагогической деятельности;
2. Анкетирование: социологическое исследование значимости изучаемого педагогического опыта.
3. Наблюдение: сбор информации путем прямой и непосредственной регистрации образовательно-воспитательных процессов и явлений. Метод наблюдения принесет определенные результаты, если изучение опыта будет всесторонним, объективным и обоснованным.
4. Сравнение: метод исследования, сущность которого состоит в сопоставлении результатов.
5. Метод самооценки: метод, оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств, мастерства среди других людей.
6. Беседа: ее ценность как метода исследования состоит в том, что она дает возможность непосредственного контакта с педагогами и учащимися, что позволяет глубже изучить все стороны учебно-воспитательного процесса в учебном заведении.
7. Диагностика: установление состояния диагностируемых объектов.
8. Изучение продуктов деятельности: изучение умений и навыков учащихся, приобретенных в процессе учебно-воспитательного воздействия, их способностей, интересов по результатам деятельности.
9. Эксперимент (может быть контактирующим, обучающим, итоговым, формирующим): Проводится в тех случаях, когда нет других способов убедиться в целесообразности внедрения проверяемого опыта.
10. Обработка фактического материала осуществляется путем анализа идей, фактов, математического подсчета тех или иных показателей, процентного или графического выражения, а затем обобщения, установления определенных закономерностей.



























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: