Однородными сказуемыми осложнено предложение

Урок 15

Н и НН в словах разных частей речи.

Цели: обобщить и систематизировать знания, связанные с правописанием н-нн; закрепить умения аргументировать выбор н-нн научиться применять правила на практике.

Теоретическая зарядка

1. Когда в прилагательных пишется нн?
2. Назовите исключения из этих правил.
3. Как отличить отглагольное прилагательное с суффиксом -н- от причастия с -нн-?
4. Какие исключения в правописании отглагольных прилагательных вам известны?
5. Как пишутся суффиксы с н и нн в кратких формах прилагательных и причастий?
6. Сколько н пишется в наречиях и существительных, образованных от прилагательных и причастий?

1. Образуйте от существительных и глаголов прилагательные по образцу:

кожа – кож ан ый: песок, рожь;_________________________________

барабан – барабан н ый: брань, ураган, карман, туман, весна, манна, рань;__________________________________________________________________________________________________________________

глина – глин ян ый: береста, вода, жесть, смола, шерсть, торф;______

______________________________________________________________________________________________________________________

вязать – вяза н ый: драть, звать, путать, тесать, ковать, жевать, резать, стирать;______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

валять – валя н ый: веять, паять, сеять, стрелять.__________________

___________________________________________________________

 От данных существительных образуйте прилагательные, выделите суффикс.

Гусь, комар, пчела, лев, мышь, петух, муравей, соловей, змея, гость, тополь, длина, равнина, старина, целина, свинья.
Инфекция, станция, лекция, традиция, пенсия, экзамен, сезон, лимон, полынь, струна, пустыня, чугун, ворона, конь.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Образуйте от существительных и глаголов прилагательные, суффиксы выделите:

болезнь – болезн енн ый.
Утро, обед, жизнь, мысль, огонь, письмо, число, клюква, солома, листва, мужество, отечество, родство, чувство.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

бесить – беш ен ый.
Валять, гладить, дарить, жечь, калить, клеить, кипятить, косить, жарить, стричь, ранить, учить, слоить.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Спишите, образуйте от данных слов с помощью суффиксов -ость, -ний-, -ений- существительные, обозначьте орфограммы.

Сдержа_ый, рассмотре_ый, реше_ый, опубликова_ый, плавле_ый, расплавле_ый, консервирова_ый, суше_ый, кале_ый, вяза_ый, вороне_ый, усовершенствова_ый, да_ый, несмышле_ый, свяще_ый.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание н и нн в словах.

Пря __ ик, труже __ ик, гости __ ица, мороже __ ое, путешестве __ ик, дружи __ ик, родстве __ ик, мали __ ик, свяще __ ик, воспита __ ик, уче __ ик, листве __ ица, ко __ ица, гриве __ ик, име н и __ ик, пле __ ик, ставле __ ик, конопля __ ик, нефтя __ ик, суше __ ица, учитель __ ица, пута __ ица, торжестве __ ость.

Объясните написание н и нн, указав слово, от которого образовано сложное прилагательное: широколиственное (лиственное).

Болезне нн о вялый вид, дли нн орукий ю н оша, пря н о-нежный аромат, послеобеде нн ый сон, свежемороже н ое мясо, свежезамороже нн ые фрукты, самотка н ый ковер, малоноше н ый пиджак, высокохудожестве нн ый вкус, долгожда_ыйноворожде_ый, малоезже_ый путь, новоявле_ое учреждение, узковедомстве_ые интересы, обществе_о полезный труд.









От данных глаголов образуйте страдательные причастия с приставками и отглагольные прилагательные без приставок.

Образец: белить – выбеленный – беленый.

Вязать, клеить, коптить, ломать, мочить, носить, пахать, пилить, плести, пугать, рвать, чесать, солить, сушить, точить, красить.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Вставьте пропущенные буквы, найдите слова с суффиксами, суффиксы выделите.

Каме_ый, сви_ой, рья_ый, мороз_ый, осе_ий, дли_ый, ю_ый, весе_ий, ра_ий, со_ый, шабло_ый, бето_ый, накло_ый, пря_ый, румя_ый, племе_ой, гости_ый, революцио_ый, воро_ий, пога_ый.

От данных слов с помощью суффиксов -ник-, -ость-, -ик- образуйте, если возможно, производные слова по образцу: родственный – родственник, родственность.

Подлинный, современный, ветреный, прелестный, мужественный, низменный, квалифицированный, искусственный, хозяйственный, странный.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Объясните разницу в написании однокоренных слов.

1) Все мои друзья образова нн ы. Комиссии уже образова н ы.
2) Лица солдат суровы и озабоче нн ы. Мы были озабоче н ы зачетом.
3) Сборы прошли организова нн о. Организова н о хорошее питание.
4) Шерсть вся запута н а котенком. Эта история запута нн а и неясна.
5) Море взволнова н о бурей. Говорил взволнова нн о, горячо.

Домашнее задание:

В 1-м столбике запишите номера слов с н, во 2-м – с нн).

1) Размеша __ ые краски 2) бесце __ ая вещь 3) выкраше __ ые лавки 4) поляна освеще __ а 5) тка __ ый узор 6) туристы размеще __ ы 7) комиссия образова __ а 8) румя __ ые лица 9) сви __ ые окорока 10) некраше __ ая ткань 11) писа __ ая красавица 12) тетрадь исписа __ а 13) кожа __ ый портфель 14) ветре __ ый день 15) ветря __ ой двигатель 16) безветре __ ый день 17) рассея __ ый мальчик 18) нечая __ ая ошибка.

н нн
   

Оценка:_____________

 





Зачётная работа по теме «Однородные члены предложения»

1. Нигде не было видно ни воды, ни деревьев. Это предложение осложнено однородными:

A) сказуемыми.

B) подлежащими.

C) дополнениями.

D) определениями.

E) обстоятельствами.

2. В наших степях водятся как зайцы, так и лисицы. Это предложение осложнено однородными:

A) сказуемыми.
B) подлежащими.
C) дополнениями.
D) определениями.
E) обстоятельствами.

3. То справа, то слева, то позади слышался гул падающих деревьев. Это предложение осложнено однородными:

A) сказуемыми.
B) подлежащими.
C) дополнениями.
D) определениями.
E) обстоятельствами.

4. Дни стояли теплые и ласковые. (К. Федин) Это предложение осложнено однородными:

A) сказуемыми.
B) подлежащими.
C) дополнениями.
D) определениями.
E) обстоятельствами.

5. Над моей головой тревожно бились листья клена, но не сверкали от лучей солнца, а бледно рисовались на темно-синем фоне. (В. Г. Короленко) Это предложение осложнено однородными:

A) сказуемыми.
B) подлежащими.
C) дополнениями.
D) определениями.
E) обстоятельствами.

















Однородными сказуемыми осложнено предложение

A) Дни стояли теплые и ласковые. (К. Федин)
B) Одевается он отлично и со вкусом. (И. С. Тургенев)
C) Я поеду теперь на Дальний Восток либо на север. (В. Ажаев)
D) Цветы лучше всего собирать утром или под вечер. (К. Паустовский)
E) Иные хозяева вырастили уже вишни, или сирень, или жасмин. (А. Фадеева)





Однородными дополнениями осложнено предложение

A) Дни стояли теплые и ласковые. (К. Федин)
B) Одевается он отлично и со вкусом. (И. С. Тургенев)
C) Я поеду теперь на Дальний Восток либо на север. (В. Ажаев)
D) Цветы лучше всего собирать утром или под вечер. (К. Паустовский)
E) Иные хозяева вырастили уже вишни, или сирень, или жасмин. (А. Фадеева)





Однородными сказуемыми осложнено предложение

A) Щеки румяны, и полны, и смуглы. (Н. А. Некрасов)
B) Долго не желтели березовые рощи, не увядала трава.
C) Детей тревожит не только настоящее, но и будущее котят. (А. Чехов)
D) Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. (И. А. Крылов)
E) И роща, и красивый фасад дома отражались в заливном озере. (А. Н. Толстой)






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: