Тема: Группа веществ, изолируемых из биологического материала методом перегонки с водяным паром: фенол, анилин, крезолы, нитробензол, фосфор и его неорганические соединения

Занятие №24

Тема: «Группа веществ, изолируемых из биологического материала методом перегонки с водяным паром: фенол, анилин, крезолы, нитробензол, фосфор и его неорганические соединения»

Цель занятия: продолжитьзнакомиться на практике с методикой изолирования токсических веществ методом дистилляции. Изучить токсические вещества: нитробензол, анилин, крезолы, фосфор и его неорганические соединения

Задачи:

· познакомиться с особенностями изолирования данной группы токсических веществ;

· изучить применение, свойства, метаболизм, токсическое действие, методы изолирования и определения токсических веществ данной группы;

· развитие умений решения ситуационных задач по токсикологической химии;

· осуществить подготовку к предстоящему коллоквиуму.

Компетенции: ПК-39.

Взаимосвязь с другими дисциплинами: физиология и анатомия человека, фармацевтическая химия, фармацевтическая технология, фармакогнозия, органическая химия, аналитическая химия.

Средства обучения: алгоритмы решения ситуационных задач, ситуационные задачи.

Содержание занятия: беседа по теме занятия

Воспитательное значение темы: на данном занятии студенты знакомятся с токсическими веществами нитробензолом, анилином, крезолами, фосфором и его неорганическими соединениями, методами изолирования, исследования, токсическим действием на организм, что необходимо в практике провизора и судебно-химического эксперта.

Студент должен знать:

1. до изучения темы: методику изолирования токсических веществ методом дистилляции, физико-химические свойства и применение некоторых соединений данной группы.

2. после изучения темы: применение, свойства, метаболизм, токсическое действие, методы изолирования и определения нитробензола, анилина, крезолов, фосфора и его неорганических соединений

Студент должен уметь:

· писать схемы метаболизма каждого из токсических веществ рассматриваемой группы;

· правильно подбирать биологический объект для исследования, в зависимости от отравления;

· проводить изолирование токсикантов из биологического материала;

· проводить качественное и количественное определение токсических веществ и их метаболитов;

· определять по симптомам характер отравления;

· решать ситуационные задачи по алгоритму на данную группу токсических веществ;

Методика проведения занятия:

1.Хронометраж занятия:

· продолжительность занятия 135 минут

· вступительное слово 5 минут

· вводный контроль 15 минут

· беседа по теме занятия 40 минут

· решение ситуационных задач 30 минут

· подготовка к коллоквиуму 35минут

· заключение 10 минут

2.Вступительное слово: рассказ о протекании практического занятия

3.Контроль исходного уровня знаний: самостоятельная работа

4.Беседа по теме занятия

Вопросы для собеседования

Фенол:

· применение;

· токсикологическое значение;

· пути поступления в организм, накопление, выделение;

· метаболизм;

· особенности проведения дистилляции;

· методы качественного определения:

ü реакция с бромной водой;

ü реакция с хлоридом железа (III);

· методы количественного определения.

Анилин:

· применение;

· токсикологическое значение;

· пути поступления в организм, накопление, выделение;

· метаболизм;

· методы качественного определения:

ü реакция с серной кислотой и бихроматом калия (механизм не нужен);

ü реакция бромирования;

ü образование азокрасителя.

· методы количественного определения.

Крезолы:

· применение;

· общая характеристика;

· токсикологическое значение (симптомы отравления, смертельные дозы);

· пути поступления в организм, накопление, выделение;

· метаболизм.

Нитробензол:

· применение;

· токсикологическое значение;

· пути поступления в организм, накопление, выделение;

· метаболизм;

· методы качественного определения:

ü восстановление нитробензола до анилина с последующим его определением.

· методы количественного определения

Фосфор и его органические соединения:

· применение;

· токсикологическое значение;

· пути поступления в организм, накопление, выделение;

· методы качественного определения:

ü реакция окисления до фосфорной кислоты с ее последующим обнаружением.

· методы количественного определения

5. Заключение: подводится итог занятия

Рекомендуемая литература

Основная литература

1.Лекционный материал

2.Токсикологическая химия: учебник/ Т.Х.Вергейчик:под редакцией проф.Е.Н.Вергейчика. – М.:МЕДпресс-информ, 2009.

3. Токсикологическая химия. Учебное пособие А.И.Жебентяев, Н.А.Алексеев, ВГМУ, Витебск, 2003

Дополнительная литература

4.Токсикологическая химия М.Д.Швайкова «Медицина», Москва, 1975 г.

5.Токсикологическая химия Крамаренко В.Ф. Киев «Высшая школа» 1989г.

 «Медицина» 1975г.

6.«Токсикологическая химия» Крамаренко, Киев 1986г.


 


План занятия 24

Группа веществ, изолируемых из биологического материала методом перегонки с водяным паром: фенол, анилин, крезолы, нитробензол, фосфор и его неорганические соединения

1. Раздать задачи и протоколы. Отметить ошибки. Дать возможность исправить. Проверить, как исправили, отметить в журнале.

2. Разобрать вопросы, которые вызвали у студентов затруднения.

3. Самостоятельная работа.

4. Решение задачи по алгоритму.

5. Фронтальный опрос.

6. На следующем занятии коллоквиум. Рассказать, как он будет протекать.

 

 


 


Тема: Группа веществ, изолируемых из биологического материала методом перегонки с водяным паром: фенол, анилин, крезолы, нитробензол, фосфор и его неорганические соединения

Вариант 1

1.Произошло отравление фенолом. Для извлечения из биологического материала была проведена стандартная дистилляция. В полученном дистилляте предполагается наличие не только фенола, но и салициловой кислоты. Для качественного определения фенола в дистилляте химиком-экспертом были выбраны химические методы анализа: реакция с бромной водой и с раствором хлорида окисного железа. Но фенол и салициловая кислота дают одинаковый аналитический эффект при проведении этих реакций. Как исключить влияние салициловой кислоты на определение фенола?

2.Применение и токсическое действие анилина.

3.Какие химические методы качественного определения крезолов Вы можете рекомендовать химику-эксперту? Запишите уравнения реакций данных процессов. Укажите аналитический эффект, специфичность и чувствительность данных процессов.

 

 

Тема: Группа веществ, изолируемых из биологического материала методом перегонки с водяным паром: фенол, анилин, крезолы, нитробензол, фосфор и его неорганические соединения

Вариант 2

1.Произошло смертельное отравление фенолом. В качестве объекта для исследования эксперт выбрал мочу. Опишите, как должна выглядеть исследуемая биологическая жидкость при смертельном отравлении. Ответ поясните. Приведите схемы метаболизма фенола.

2.Качественное обнаружение анилина. Реакция образования индофенола.

3. Что представляет собой смесь трикрезол? Запишите структуры составляющих ее компонентов. Опишите ее внешний вид и применение. Почему крезолы применяют чаще фенолов?

 


___________________________________________________________________



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: