ЕГЭ 19. Знаки препинания в сложном предложении

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры (цифру), на месте которых в предложении должны стоять запятые.

I) 1. Солнце уже взошло (1) когда путники осматривались на вершину холма(2) и (3) хотя не было ни единого облачка (4) небо было странного белесоватого цвета (5) и ближе к горизонту становилось свинцово-серым.

2. Сначала никто не мог понять(1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (3) когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак.

3. Беликов носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой (1) и (2) когда садился на извозчика (3) приказывал поднимать верх (4) дабы никто не смог вторгнуться в его тесный маленький мирок.

4. Мне пришли в голову кое-какие новые идеи (1) и (2) если ты придешь (3) то я охотно расскажу о том (4) что меня волнует.

5. Ромашов медленно шёл по шоссе (1) и (2) пока глядел на волшебный пожар заката (3) ему чудилось (4) будто за яркой зарёй существует какая-то таинственная жизнь.

6. Территориальная структура населения и хозяйства зарубежной Европы сложилась в XIX веке (1) когда едва ли не главным фактором размещения (2) был природно-ресурсный (3) и (4) когда возникли угольно-металлургические районы Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Польши, Чехии, и других стран.

7. Я не знал (1) о чем сейчас думает Григорий (2) зато мне хотелось (3) чтобы (4) и он испытывал те же чувства (5) что и я.

8. В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) и переживает его судьбу (4) то он обычно доходит до полного ощущения (5) что он и есть тот самый герой.

9. Лицо матери после выяснения всех обстоятельств своевольной выходки детей стало строгим, даже как-то осунулось (1) и последовал суровый и умелый выговор (2) который (3) несмотря на то что дети полностью признали свою вину (4) им всё же пришлось выслушать.

10. В такую погоду (1) когда природа казалась кроткой и задумчивой (2) Иван Иванович и Буркин (3) были проникнуты любовью к этому полю (4)и оба думали о том (5) как велика (6) и как прекрасна эта страна.

11. С Матвеем случилось небольшое происшествие (1) о котором он помнил всю свою жизнь (2) и (3) хотя он не мог считать себя виноватым (4) его совесть была неспокойна.

12. После выступления юной солистки зрители почувствовали (1) что (2) если даже исполнительнице и не удалось в полной мере воплотить на сцене замысел режиссёра (3) то всё равно они присутствовали при рождении большого таланта (4) и весь многотысячный зал буквально взорвался аплодисментами.

13. Душа А.П. Чехова всегда страдала от скуки и праздности жизни (1) и (2) когда к писателю пришла огромная слава (3) когда пришла преданная любовь к нему всего (4) что было в русском обществе умного и честного (5) он не замкнулся в недостижимости холодного величия.

14. Королёв объяснил им (1) что они будут служить в батальоне аэродромного обслуживания (2) и (3) что (4) если бы не было их батальона (5) самолёты не могли бы летать и сражаться.

15. Сотни лет там (1) где стояла великая сосна (2) всё было без перемен (3) но (4) огда она упала (5) многое изменилось.

 

II) 1. В этом месте течение реки было совсем слабое(1) и(2) если вода была достаточно тёплой(3) то можно было перебраться на другой берег(4) где находился заброшенный завод.

2. Я очень испугался таинственного звонка(1) и(2) когда шёл домой(3) то мне всё время казалось(4) будто за мной кто-то наблюдает.

3. Положение наше незавидно(1) и(2) если море не успокоится(3) то ни один рыбак не согласится везти нас на ялике за мыс Айя(4) откуда только и можно добраться до лагеря.

4. Завтра же приступайте к работе(1) и(2) если вам понадобится дополнительная информация(3) обратитесь к начальнику отдела(4) чтобы получить любые документы из нашего архива.

5. Друзья разложили припасы(1) и(2) пока грелся чайник(3) стали жевать яблоки(4)которые набрали в заброшенном саду.

6. Герой наш трухнул, однако ж, порядком(1) и(2) хотя деревня Ноздрёва давно унеслась из вида(3) но он всё ещё поглядывал назад со страхом(4) который никак не хотел проходить.

7. В донесении командира говорилось о том(1) что(2) если армия простоит в нынешнем биваке ещё пятнадцать дней(3) то в ней ни одного здорового солдата не останется(4)потому что хлеба и лекарств осталось только на трое суток.

8. Печник согласился выполнить всю работу за предложенную цену(1) и(2) пока остальные гости пили чай(3) стал обсуждать с хозяином сроки (4) в которые нужно было уложиться.

9. Николай Иванович сильно привязался к внучке(1) и(2) когда она уезжала на каникулы в пионерский лагерь(3) то старик места себе не находил до тех пор(4) пока Олеся не возвращалась к нему назад.

10. Раздались пушечные выстрелы(1) и (2) когда дым рассеялся (3) стало видно(4) что войска двинулись в атаку.

11. Время отпуска подходило к концу(1) и (2) хотя у нас оставалось ещё несколько дней до отъезда(3) но настроение у всех уже было «дорожным»(4) а мысли вернулись к кругу московских дел.

12. Осень кончалась(1) и(2) хотя днём над землей ещё царило влажное тепло(3) по ночам лужи уже покрывались коркой льда(4) а утром воздух был точно стеклянный.

13. Продавец в лавке потребовал оплатить покупку сразу(1) и(2) хотя посетители были ему явно знакомый(3) в долг давать не соглашался(4) что возмущало шумных покупателей.

14. Солнце уже село(1) и(2) Каменев(3) если бы не тусклый огарок свечи на столе(4) навряд ли заметил бы в углу золотой перстень.

15. История раненого матроса очень взволновала Лилю(1) и(2) когда её не пустили в лазарет(3) она была раздосадована(4) что не удалось поговорить с ним.

16. Над морем вставало солнце(1) и(2) когда Василий посмотрел на маяк(3) то он увидел(4)что свет на башне уже не горит.

17. Происшествие на заводе чрезвычайно заинтересовало жителей посёлка(1) и(2) когда в производственный цех не пустили корреспондента местной газеты(3) все были раздосадованы тем(4) что тайна осталась нераскрытой.

18. Стояла чудесная летняя ночь(1) и(2) когда друзья вышли на берег моря(3) то они увидели(4) как вдали мерцают огни на мачтах кораблей.

19. Было уже темно (1) и (2) если бы Коля не взял с собой фонарик(3) то мы никогда не смогли бы найти тот портсигар(4) что был потерян на болотах старым матросом.

20. Одновременно грянули два залпа(1) и(2) когда дым рассеялся(3) стало видно(4) что ряды солдат и защитников баррикады значительно поредели.

21. В районе объявлено штормовое предупреждение(1) и(2) если ураган не пройдёт стороной(3) то есть опасность разрушения плотины(4) что может привести к серьёзному наводнению.

22. Мы слишком рано приехали в порт(1) и(2) чтобы скоротать время до отправления теплохода(3) отправились в ближайшее кафе(4) где можно было спокойно выпить чашечку кофе и обсудить планы на ближайшие несколько дней.

23. В этом месте камней в реке было много(1) и (2) если перепрыгивать с камня на камень (3) то можно было перебраться на другой берег (4) где виднелся дым костра.

24. Мы выбрались из дома довольно поздно(1) и(2) как ни старались(3) не успели к вечерней рыбалке(4) поэтому заночевали у знакомого егеря.

25. Места в этом районе действительно интересные(1) и(2) если у вас достаточновремени(3) то мы можем спуститься в пещеру(4) рисунки на стенах которой относят к эпохе неолита.

26. На собрании садового товарищества обсуждался вопрос о том(1) что(2) если не заменить электрические столбы(3) то зимой посёлок может остаться без света (4)потому что старые опоры совсем сгнили и могут рухнуть под тяжестью снега.

27. С вечера дует северный ветер(1) и(2) если погода не улучшится(3) баркасу придётся остаться в бухте(4) чтобы переждать шквал.

28. Ещё будучи подростком, Джеймс Кук заболел морем(1) и(2) хотя возраст не позволял ему наняться матросом(3) он, пробравшись как-то раз на борт судна в порту, всё-таки уговорил капитана(4) чтобы тот взял его на борт юнгой.

29. Молодой артист сильно расстроился из-за неудачного выступления(1) и(2) когда номер закончился(3) не решался поднять глаза (4) чтобы не видеть насмешки на лицах зрителей.

30. Чувство свободы переполняло нас(1) и(2) как только мы ступили на палубу теплохода(3)каждая струнка нашей души пела тем звонче и радостнее(4) чем дальше пароход удалялся от знакомых берегов.

31. Между тем с моря стал задувать ветер(1) и(2) когда мы вышли из гавани(3) то он усилился настолько(4) что мы едва могли двигаться против волн.

32. Раздались пушечные выстрелы(1) и(2) когда дым рассеялся(3) то стало видно(4) что пехота двинулась в атаку.

33. Вернадский твёрдо решил не участвовать больше в публичных дискуссиях с профессором Щербаковым(1) и(2) когда ему предложили выступить с публичной критикой статьи профессора(3) он сослался на чрезмерную занятость на работе(4) чтобы избежать новой встречи с ним.

34. Мой приятель редко работал в столь позднее время(1) однако (2) когда я посмотрел на окна его кабинета(3) то увидел(4) что там горит свет.

35. Татьяна сильно привязалась к семье брата(1) и(2) когда родственники уехали отдыхать к морю(3) то девушка места себе не находила до тех пор(4) пока они не вернулись назад.

36. Толпа продолжала шуметь(1) и(2) когда на трибуну поднялся представитель эсеров(3)шум усилился настолько(4) что выступавшему пришлось прервать речь и дождаться тишины.

37. Погода в конце августа испортилась(1) и(2) хотя до конца каникул оставалась ещё целаянеделя(3) Сашка заскучал в деревне и начал проситься в город(4) куда уже должны были вернуться его школьные друзья.

38. Хотя у Жени не было никакого желания знакомиться с отчимом(1) она всё же пришла встречать его на вокзал(2) и(3) пока поезд подходил к перрону(4) изо всех сил старалась придать своему лицу радостное выражение.

39. Ветер усиливается(1) и(2) если погода не изменится(3) то придётся ожидать в бухте(4) пока утихнет шторм.

40. А потом начался осенний дождь(1) и(2) когда капли попадали на листики клёна(3) то листики эти отрывались и падали на землю(4) которая уже вся была устлана жёлто-красным ковром.

 

III) 1. С простором обычно связано и безлюдье (1) и я знаю таких людей (2) которые в одиночку уходят в леса и горы (3) и бывают счастливы (4) если не встретят за весь отпуск ни одного человека.

2. Небо (1) которое над городом было черно (2) и всё-таки отделялось от его слабо освещённых улиц (3) совершенно слилось здесь с землёю (4) и нас окружил мрак.

3. Если светит солнце (1) и на небе нет облаков (2) то пение птиц и запах сена чувствуется сильнее (3) и это воспоминание будит мысль (4) и уносит её далеко-далеко.

4. Через четверть часа (1) когда над нашими головами разразилась гроза (2) и лес точно застонал от раскатов грома (3) у нас в балагане весело горел огонёк (4) и быстро наливалась живительная теплота.

5. Я уже начинал забывать про дом с мезонином (1) и лишь изредка (2) когда пишу или читаю (3) вдруг ни с того ни с сего припомнится мне звук моих шагов, раздававшихся в поле ночью (4) когда я возвращался домой (5) и потирал руки от холода.

6. Чем дальше уезжал Оленин от центра России (1) тем дальше казались от него все его воспоминания (2) и (3) чем ближе подъезжал к Кавказу (4) тем отраднее становилось у него на душе.

7. Дорога становилась всё хуже (1) и мы решительно не знали (2) где мы (3) и куда ехать.

8. В минуты (1) когда меня томит одиночество (2) и мне грустно (3) я вспоминаю о ней (4) и мало-помалу мне почему-то начинает казаться (5) что обо мне тоже вспоминают (6) и что мы встретимся.

9. Меня томило недовольство собой (1) и было жаль своей жизни (2) которая протекла так быстро и неинтересно (3) и я всё думал о том (4) как хорошо было бы вырвать из своей груди сердце (5) которое стало у меня таким тяжёлым.

10. Чем ниже спускаемся мы с холма (1) тем сильнее пахнет туманом и рекой (2) а (3) когда ступаем на луг (4) охватывает запах скошенной (5) но ещё сырой (6) ещё не охваченной (7) хотя бы первым увяданием травы.

11. В незапамятные времена здесь было большое болото (1) которое потом высохло (2) и заросло (3) и сейчас о нём напоминал только вековой мох (4) небольшие окна-колодцы в этом мху (5) да обилие багульника.

12. Солнце пряталось за холодные вершины (1) и беловатый туман начинал расходиться (2) когда на улице раздался звон дорожного колокольчика (3) и крик извозчика.

13. Наступил сентябрь (1) и (2) хотя ещё жарко светило солнце (3) и (4) продолжался купальный сезон (5) кое-где на деревьях уже появились жёлтые листья.

14. Он (1) как бы (2) промыл землю чудотворной водой (3) и она осветилась красками такой яркости и густоты (4) что каждое старое дерево превратилось в произведение скульптуры (5) и каждое клеверное поле — в солнечный свет.

15. Включили радио (1) и (2) хотя музыка звучала довольно громко (3) и песня показалась знакомой (4) я не смог разобрать слов.

16. В зале было невыносимо шумно (1) так что (2) если бы Шекспир не был его кумиром (3) и Иван не помнил текста наизусть (4) то он не понял бы ни слова из драмы (5) которая разыгрывалась на сцене.

17. Как только в начатой вещи появляются люди (1) и как только эти люди по воле автора оживают (2) они тотчас же начинают сопротивляться плану (3) и вступают с ним в борьбу (4) и вещь начинает развиваться по своей внутренней логике.

18. Вслед за тем гул растревоженного улья сразу наполнил аудиторию (1) и (2) когда Поля оторвала руки от пылающего смущеньем лица (3) потому что (4) именно о ней шла речь (5) профессора уже не было.

19. Маяковский ходил среди людей (1) как Гулливер (2) и (3) хотя он нисколько не заботился о том (4) чтобы они ощущали себя рядом с ним лилипутами (5) но как-то само собой выходило (6) что самым заносчивым людям не удавалось взглянуть на него свысока.

20. На молах стоит по колено колючий бурьян, чугунные причалы рыжеют от едкой ржавчины (1) и только маяк говорит (2) что порт ещё жив (3) и кто-то зажигает огни для редких пароходов (4) приходящих ночью (5) тускло освещённых и пустых.

21. Я очень обрадовался (1) потому что (2) когда мне весело (3) и рядом со мной идут друзья (4) я обо всём забываю и не думаю о том (5) что ещё будет когда-то.

22. Метель не утихала весь день (1) и (2) пока отец растапливал печь (3) я смотрел (4) как за окном растут сугробы (5) и (6) змеится позёмка.

23. Книга — это могучее оружие (1) без неё я был бы немым или косноязычным (2) и не мог бы сказать юному сердцу и сотой доли того (3) что ему надо сказать (4) и (5) что я говорю.

24. В предрассветный час иногда зарождается мороз (1) и определяется сила ветра (2) и (3) потому (4) если хочешь понять (5) как сложится день (6) непременно надо выйти из дома (7) и наблюдать предрассветный час.

25. Рассвет в пустыне приходит медленно (1) и (2) если не разглядеть в небе тот миг (3) когда в нём прочерчивается еле заметная черта между ночью (4) и рассветом (5) можно долго не чувствовать приближения утра.

26. Чем ближе осень (1) тем заметнее и ярче становится это дерево (2) и (3) когда совсем обеднеет земля (4) и нечем ей будет порадовать глаз человека (5) вспыхнут среди долины яркие костры рябин.

27. В лесу потемнело (1) и я ожидал (2) когда спрятавшийся зверь откроется весь (3) но он залёг (4) как это умеют делать хищники из породы кошек (5) и из-за камней виднелись только глаза (6) которые зажигались зелёным светом.

28. Он останавливался посреди комнаты (1) закладывая руки за спину (2) и (3) покачиваясь (4) начинал спокойно и уверенно читать всю (5) написанную накануне повесть (6) наизусть.

29. Этот сон приснился ей ещё до войны (1) и (2) хотя с той поры прошла четверть века (3) но она до сих пор помнила ощущение ужаса (4) когда начали рваться снаряды (5) и всё вокруг заволокло дымом.

30. Чем дольше находишься среди англичан (1) тем глубже убеждаешься (2) что (3) лишь уяснив их национальную психологию (4) можно почувствовать своеобразие человеческих взаимоотношений и общественных процессов в этой стране.

31. Старик почувствовал (1) что никакая сила не сдвинет его с места (2) и (3) что (4) если теперь он сядет (5) ему уже больше не подняться.

32. Человек такое дивное существо (1) что никогда не можно исчислить вдруг его достоинств (2) и (3) чем более всматриваешься в него (4) тем более объявляется новых особенностей (5) и описание их было бы бесконечно.

33. Ни человеческого жилья (1) ни живой души вдали (2) и (3) кажется (4) что тропинка (5) если пойти по ней (6) приведёт в то самое загадочное место (7) куда только что спустилось солнце (8) и где так широко и величаво пламенеет заря.

34. Я писал тогда мой первый роман (1) и меня тянуло в какой-нибудь маленький городок (2) где нет ни души знакомых (3) где можно сосредоточиться (4) и никто (5) и ничто не помешает работать.

35. Гуров вернулся в Москву в хороший морозный день (1) и (2) когда он надел шубу (3) и тёплые перчатки (4) и в субботу вечером услышал звон колоколов (5) то недавняя поездка потеряла для него всё очарование.

36. Было ослепительное утро середины марта (1) когда снег везде осел к земле (2) и уплотнился на полях (3) и только обочины дорог были уже изрезаны солнцем.

37. Человек был большого роста (1) и (2) для того (3) чтобы пройти в дверь (4) ему не только нужно было нагнуть голову (5) но и согнуться всем телом.

38. Как человека можно распознать по обществу (1) в котором он вращается (2) так о нём можно судить (3) и по языку (4) которым он выражается.

39. Широкие тени ходят по равнине (1) как облака по небу (2) а в непонятной дали (3) если долго всматриваться в неё (4) высятся и громоздятся друг на друга причудливые образы.

40. Когда человек нам не нравится (1) мы найдем любые поводы (2) отказать ему в помощи (3) а (4) если он нам нравится (5) то мы всегда убедим себя (6) что ему необходимо помочь.

41. Человек не ангел и не животное (1) и несчастье его в том (2) что (3) чем больше он стремится уподобиться ангелу (4) тем больше превращается в животное.

42. Когда они вышли (1) на улице уже темнело (2) но Синцову казалось (3) что на небе ещё ликует золотой свет дня (4) и до вечера ещё далеко.

43. Когда он учился в университете (1) ему казалось (2) что медицину скоро постигнет участь алхимии и метафизики (3) теперь же (4) когда он читает по ночам (5) медицина трогает его (6) и возбуждает в нём удивление и даже восторг.

44. Люди не могут утешиться (1) когда их обманут враги (2) или изменят друзья (3) но (4) когда они обманывают сами себя (5) то они бывают порой довольны.

45. Мы видим деревенского кота, который украл рыбу (1) называемую плотицей (2) и пойманную соседским мальчишкой (3) и уносит её в зубах (4) пробираясь по верхушке деревянного забора.

46. Зеркало озера сплошь покрылось кружочками (1) будто бы какой-то ученик быстро рисовал карандашом кружки на чистом листе (2) и только прозрачные пузырьки свидетельствовали о том (3) что в воде идёт жизнь (4) играет там (5) и кормится рыба.

47. После всенощной все тихо разошлись (1) и стало опять темно (2) и пусто (3) и наступила та самая тишина (4) какая бывает только на станциях (5) когда ветер подвывает (6) и ничего не слышно больше.

48. Нам было жаль расставаться с Байкалом (1) и (2) когда наступил день отъезда (3) мы пришли попрощаться с озером (4) берега (5) которого так полюбились нам.

49. Эта травка цветёт и обновляется всё лето (1) но цветёт она такими мелкими белыми цветочками (2) что их не разглядишь (3) и поэтому (4) когда посмотришь вдоль села (5) ровная яркая зелень ласкает глаз.

50. Книга — это могучее оружие (1) без неё я был бы немым или косноязычным (2) и я не мог бы сказать юному сердцу и сотой доли того (3) что ему надо сказать (4) и (5) что я говорю.

51. Родители вернулись домой ближе к полуночи (1) и (2) хотя было уже поздно (3) и (4) в доме все спали (5) им не терпелось обсудить увиденную пьесу.

52. За рекой косили (1) и оттуда тянуло запахом свежего жнивья (2) а дальше (3) где в июльском зареве жатвы лежала прикубанская равнина (4) плыли комбайны (5) и степные орлы кружились на знойном ветровом потоке.

53. В комнате было так темно (1) что (2) когда зажёгся свет (3) то мы не сразу поняли (4) что случилось (5) и (6) кто стоит у дверей.

54. Он (1) как бы (2) промыл землю чудотворной водой (3) и она осветилась красками такой яркости и густоты (4) что каждое старое дерево превратилось в произведение скульптуры (5) и каждое клеверное поле – в солнечный свет.

55. Только весьма длительным путём человек доходит до того (1) чтобы понимать и любить своего ближнего (2) высшее же чувство (3) до которого возвышается человечество (4) – это человеколюбие.

 

IV) Укажите номер(-а) предложения(-ий), где на месте пропуска нужно поставить одновременно два знака препинания — запятую и тире?

1. 1) Когда я смотрю на эту надпись, я не могу избавиться от мысли, что тот, кто написал эти простые и верные слова о великом немецком поэте () наверное, оплакивал его.

2) Он — человек, склонный к скитальчеству, нашёл, исходив пешком и изъездив почти всю Россию, свою настоящую родину () Мещерский край, лесной прекрасный край к северу от Рязани.

3) «Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишённому души» () писал Цицерон.

4) Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас () величайший дар, доставшийся нам от поры детства.

2. 1) Самое ценное, что Левитан узнал на юге () это чистые краски.

2) Ван Гог подарил человеку лучшее, чем обладал () свою способность жить на земле, сияющей всеми возможными цветами и всеми их тончайшими переливами.

3) Чайковский коротко изложил своё предложение () перепродать ему на корню весь этот лес.

4) Это был день, наполненный этой тенью () темноватой и холодной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: