По содержанию дополнительная информация бывает:
1. вводной – подводит к основной информации, вводит в ситуацию.
2. Дополняющая- Расширает, угубляет основную исформацию информацию путем ее разьяснения, толкования, раскрытия, сущности рассматриваемых в ней явлений.
3. конкретизирующей – уточняет, детализирует основную информацию.
4. иллюстративной – иллюстрирует основную информацию примерами. Может сожержать цитаты.
5. дублирующей – объясняет основную информацию другими словами.
6. резюмирующей – обобщает информацию, содержит общие выводы по содержанию текста.
2.Напишите эссе на тему «Чем город притягивает людей?»
Города, как и люди, бывают разные. Есть серые, безликие, нейтральные, спокойные, красивые, добродушные, яркие. Этот список можно продолжать бесконечно. В некоторые из них мы влюбляемся сразу и навсегда. Внешний вид и «внутренний мир» города во многом зависят от его прошлого. Ведь исторические события влияют на архитектуру мегаполиса или райцентра. Определяют отношение к религии, формируют культуру, смешивают национальности и языки. И чем старше город, тем больше людей желает окунуться в атмосферу его обычаев и традиций. Ведь это такая возможность без проблем выучить историю края! А еще прожить за день-два целую эпоху или даже несколько из них.Поэтому нас манит к себе города. Еще на местность влияют ландшафты, климат, территориальная развязка, экономико-географическое положение. Также не последнюю роль играет отношение представителей власти к городу.
Но, если честно, «характер» любой местности формируют люди. И мы в том числе. Хорошие мысли, положительные эмоции, правильный настрой притягивают подобное. Например, в отдельно взятом городе одни люди видят грязные тротуары, пыль и бродячих собак. А другие замечают цветы на клумбах, уютные кафе и красивые фонтаны.
Билет №11
1. План как структурно-содержательный компонент научного текста.
План – самый короткий вид записи. План отражает порядок, последовательность в изложении научного текста, статьи, речи. Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного текста, для развития навыков четкого формулирования мыслей.Планы бывают простые и сложные. Простой план состоит из перечня основных пунктов в виде заглавий. Такой план может быть тематическим, где все пункты представлены назывными предложениями и фиксируют информативные центры текста. Вопросный план позволяет акцентировать свое внимание читателю на информативных центрах текста. При составлении вопросного плана используются вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (Есть ли)
Совокупность темы, подтем и микротем образует предметнологическую структуру текста, которую можно представить в форме
плана – назывного, тезисного или вопросного. Наиболее
привычным и популярным является назывной план, в котором
перечисляются основные проблемы текста. Назывной план
представляет собой совокупность номинативных предложений,
главный член которых, обозначающий наличие, существование
предмета или явления, выражен именем существительным
или субстантивированной частью речи, количественно-именным сочетанием в именительном падеже. Тезисный план – это ряд предложений глагольного строя, суть которых совпадает с информативными центрами
абзацев текста. Эта форма плана наиболее динамична и информативна. Вопросный план составляется в форме вопросов к тексту,
расположенных в логической последовательности. План в форме
вопросительных предложений нацеливает на поиск основной информации текста, а ответы на вопросы соответствуют тезисному плану.
Напишите эссе на тему «Массовая и традиционная культура»
Культура во всем мире – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Массовая культура – культура, приспособленная к вкусам широких масс людей, технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий. Появление и развитие массовой культуры связаны с бурным развитием средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на аудиторию. В средствах массовой коммуникации обычно выделяют три компонента: средства массовой информации, средства массового воздействия, технические средства коммуникации.Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, который каждодневно производится в больших объемах. Массовую культуру называют по-разному: развлекательным искусством, искусством «антиусталости», кичем, полукультурой, поп-культурой.
А так же есть традиционная культура.Традицио́нная культу́ра- культура традиционного общества, иногда термин используется в значении народная культура. Традиционная культура представлена сказками, преданиями, образами героев и другими явлениями, в которых переплетается память о значительных событиях в жизни больших групп людей (в том числе целых этносов) и вымысел. Чаще всего образцы народной культуры отражают житейскую мудрость, которая дополняется конкретно-историческими обстоятельствами, закрепляющимися и передающимися из поколения в поколение рассказами. В большинстве случаев в них отражаются не реально имевшие место в действительности события, а социальные отношения между людьми, дополненные фантазией рассказчиков, их представлениями о добре и зле, идеальном обществе.
Таким образом, культура – это очень широкое понятие. Лично я вкладываю в это слово представление о культуре моего народа, его обычаи и традиции. А культура народа складывается из культур каждой отдельно взятой семьи и человека. Они творят эту культуру на протяжении тысячелетий и передают следующим поколениям.
Билет №12
1. Простой план. Сложный план.Тезисный план.
Простой план
Состоит из перечня основных пунктов, в которых отражено то, что говорящий скажет, а пишущий напишет. Такой план может быть тематическим, в этом случае все пункты плана представлены назывными предложениями.
2.Сложный план Представляет собой более совершенную систему, которая достаточно полно отражает работу автора над текстом и дает читателю ясное преставление о логике и композиции работы. В сложном плане практически каждый пункт имеет подпункты, в которых тема раскрывается более детально.Составление сложного плана требует от автора отличного знания материала. Причем объем материала, переработанного им, всегда превышает объем того, что войдет в текст работы или выступления.
Тезисный план
План может быть тезисным, то есть каждый его пункт представлен двусоставным предложением и передает основную мысль этой части текста.Тезисы помогают понять не только структуру текста, но и главные идеи, которые будут объяснены в каждой последующей части текста.
2. Напиши эссе на тему «Национальные традиции в воспитании»
Народные традиции - это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых их поколения в поколение. Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Наиболее значительным периодом в нравственном становлении личности является младший школьный возраст. Этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в воспитанность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссность в нравственных требованиях к другим, непосредственность в поведении. Это является залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через любовь детей к традиционному искусству. Значение народных традиций велико для воспитания подрастающего поколения. Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Отличительной особенность декоративно-прикладного народного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам.
Важнейшее в воспитании детей, всегда имеющее непреходящее значение и очень актуальное в современных условиях - это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой.
В народной педагогической практике мы обнаруживаем осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Традиция жива, пока ее чтут, берегут.
13 билет
1.Аннотирование научного текста-процесс аналитически-синтетического обработки информации, цель которого - получение обобщенной характеристики документа, раскрывает логическую структуру и содержание. Аннотации используются для с краткой характеристики научной статьи, монографии, диссертации и т.п., а также в издательской, информационной и библиографической деятельности.
Аннотации выполняют две основные функции:
o сигнальную (подается важная информация о документе, что дает возможность установить основное его содержание и назначение, решить, стоит ли обращаться к полному тексту труда);
o поисковую (аннотация используется в информационно-поисковых, в частности, автоматизированных системах, для поиска конкретных документов)
2. Эссе на тему «Особенности и ценности национальной культуры.»
Казахская культура – это отражение истории кочевого народа. Очень много различных понятий, характеризующих культуру Казахстана, и каждое заслуживает отдельной статьи.
Предметы быта, такие как: Юрта, Степныезергеры, Пиала, Национальная одежда казахов, Тюбетейка, Саукеле.
Музыкальные инструменты: домбра, кобыз.
Множество специальных названий для профессий и положения в обществе: Акын, Бий, Жырау, Каган, Хан, Батыр.
Множество терминов обозначающих праздники и мероприятия.
• В Казахстане к традициям относятся очень серьезно. Байга — скачка на расстояние 10 шакырым (один «шакырым» — приблизительно равен половине километра. Обычно равнялось дистанции, с которой можно было докричаться до другого человека и позвать его: «шақыру» — «звать».)
• Аламан-байга — скачки на длинные дистанции (40 шакырым)
• Жорга-жарыс — скачки иноходцев
• Кыз куу (погоня за девушкой) — догонялки на лошадях между девушкой и парнем
• Кокпар — козлодрание (борьба конников за тушу козла)[18]
• Тенге алу — подними монету на скаку и прочая джигитовка
• Саис — борьба сидя на лошадях
• Казакша курес — национальная казахская борьба
14билет
Виды анннотации.
Аннотация (от лат. annotatio — замечание) — это краткое, обобщенное описание (характеристика) научного текста (книги, статьи, квалификационной работы). По содержанию и целевому назначению аннотации подразделяются на справочные и рекомендательные.
Справочные аннотации, которые еще называют описательными или информационными, характеризуют тематику научной работы, сообщают какие-либо сведения о ней, но не дают ее критической оценки.
Рекомендательные аннотации характеризуют научную работу и дают оценку ее пригодности для определенной категории потребителей, с учетом уровня подготовки, возраста и других особенностей потребителей.
По полноте охвата содержания аннотируемого документа и читательскому назначению аннотации подразделяются на общие и специализированные.
Общие аннотации характеризуют документ в целом и рассчитаны на широкий круг пользователей. Специализированные аннотации характеризуют документ лишь в определенных аспектах и рассчитаны на узкий круг специалистов.
Разновидностью специализированной аннотации является аналитическая аннотация, характеризующая определенную часть или аспект документа. Такая аннотация дает краткую характеристику только тех глав, параграфов и страниц документа, которые посвящены определенной теме. Специализированные аннотации чаще всего носят справочный характер.
Аннотации могут быть и обзорными (или групповыми).
Обзорная аннотация содержит обобщенную характеристику двух или более документов, близких по тематике.
Для справочной обзорной аннотации характерно объединение сведений о том, что является общим для нескольких книг (статей) на одну тему, с уточнением особенностей трактовки темы в каждом из аннотированных произведений.
В рекомендательных обзорных аннотациях приводятся различия в трактовке темы, в степени доступности, подробности изложения и другие сведения рекомендательного характера.
При написании курсовых, дипломных и диссертационных работ особый интерес представляют справочные аннотации как наиболее эффективные в предоставлении своевременной информации о новейших достижениях в различных областях науки и помогающие сэкономить время на поиск и сбор научной информации.
2. эссе на тему «Проблемы современной молодежи.»
Проблемы молодежи волновали общество во все времена. Проблема молодежи – одна из основных, потому что, за нею будущее. Но «век нынешний» и «век минувший» всегда в противоречии. о почему нам кажется, что старшее поколение всегда не право, что ищет истоки проблем, когда они на поверхности или ищет их не там? Наверное, потому, что в сегодняшней молодежи не так сильно развито чувство ответственности, или оно еще не сильно укоренилось в молодых душах. Когда тебе восемнадцать лет, то кажется, что вся жизнь впереди, и если и сделаешь какие-либо ошибки, впереди есть столько времени, чтобы их исправить.
Молодежь не успевает адаптироваться к быстро изменяющимся экономическим, политическим, духовным и социальным сторонам бытия. Общественный прогресс, влияет на ее потребности, интересы, ценностные ориентации.
15билет
1.Реферирование научного текста
Реферирование, или составление реферата (лат. reffere - докладывать, сообщать) – это краткое изложение содержания оригинала-первоисточника.Подготовка реферата – сложный вид самостоятельной работы. Реферирование представляет собой интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление исходного текста, аналитико-синтетическое преобразование информации: описание текста, целевое извлечение наиболее важной информации, ее перераспределение и создание нового текста. В реферате приводятся основные сведения о предмете, объекте исследования, о целях и методах, о результатах выполненного исследования.
2. эссе на тему «Проблемы современного общества.»
Мы живём в интересном и противоречивом обществе. Современное общество представляет человеку много возможностей для его развития, но оно ставит перед человечеством много проблем. Вот некоторые из них.
В мире постоянно ухудшается экология. На состояние экологии влияют вредные выбросы предприятий в атмосферу и сбросы отходов в водоёмы. Большой вред наносят экологии автомобили. Ухудшение экологии прямо влияет на здоровье людей. Растёт число заболеваний, сокращается продолжительность жизни. Плохая экология прямо влияет на ухудшение качества продукции сельского хозяйства и продуктов питания.
Большую угрозу человечеству представляют ядерное оружие, которое медленно расползается по всему миру и может привести к катастрофическим последствиям для жизни на Земле.
В мире существует неравенство между людьми. Много богатых, но во много раз больше бедных людей. Многие миллионы людей лишены возможности получить образование, медицинскую помощь. Всё это приводит к социальным протестам, которые являются хорошей почвой для возникновения и распространения терроризма.
Существуют и другие проблемы: наркомания, алкоголизм, СПИД, пиратство. А такие проблемы, как неправильное питание, неподвижный образ жизни, нежелание учиться, повышать свою квалификацию, работать, хоть и не кажутся мелкими, однако могут отрицательно сказаться на человеческом обществе через несколько лет.
Меня тревожат проблемы современного общества. Я хочу получить хорошее образование, чтобы внести свой вклад в преодоление некоторых проблем современного общества.
16билет
1.Виды рефератов и их особенности.
еферат отличается точным изложением основной, существенной, новой информации. Субъективная оценка может быть представлена оценочными элементами, напр., нельзя не согласиться с мнением автора, автор удачно решает комплекс проблем и др. В зависимости от того, для каких целей пишется реферат, выделяются:
• индикативный реферат (реферат-резюме), который максимально кратко излагает выводы, результаты проведенной работы, все второстепенное для интересующей референта темы опускается;
• информативный реферат (реферат-конспект), который может быть монографическим (по одному источнику) или обзорным (по двум или нескольким источникам); он содержит в обобщенном виде все основные положения первичного документа.
Индикативный реферат сходен с аннотацией краткостью и лаконичностью изложения и служит для того, чтобы определить целесообразность обращения к тексту-источнику. Но, в отличие от аннотации, главной функцией которой является официальное сообщение о новом издании, реферат-резюме в обобщенном виде раскрывает все основные положения исходного текста, излагает проблемную информацию текста-источника и дает представление о фактах, результатах и выводах, изложенных в нем.
Информативный реферат предполагает развернутое изложение основного содержания первоисточника, иллюстративный материал, аргументацию, сведения о методике исследования и составляется таким образом, чтобы, прочитав его, не было необходимости возвращаться к исходному тексту.
Объем реферата может зависеть от того, как он будет в дальнейшем использоваться: для цитирования в своей работе, при выработке новой концепции исследования или для пополнения банка данных этой отрасли знаний.
Основные требования к реферату:
●информативность, полнота изложения,
●объективность, неискаженное фиксирование всех положений первичного текста,
●корректность в оценке материала.
Структура реферата
Реферат отличается постоянством структуры:
1) заголовочная часть (выходныеданные, формулировкатемы);
2)собственно реферативная часть, включающая изложение основных положений текста-первоисточника;
3) анализ, изложение результатов и выводов; указание на наличие иллюстративного материала (таблиц, схем, рисунков и др.)
4) заключительная часть (здесь возможен краткий комментарий, в котором референт выражает свое отношение к проблемам, затронутым в первоисточнике, или к позиции автора по этим вопросам).
2. эссе на тему «Научные открытия в жизни общества.»
На сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Уровень развитости науки служит одним из основных показателей развития общества, а также это - показатель современного развития государства. Все вокруг человека - это достижения науки.
Государственная жизнь во всем ее проявлении охватывается научным мышлением в небывалой раньше степени. Наука ее захватывает все больше и больше. Значение науки в жизни, связанное тесно с изменением биосферы и ее структуры, с переходом в ноосферу увеличивается с тем же, если не с большим темпом как рост новых областей научного знания. И вместе с этим ростом приложения научного знания к жизни, к технике, к медицине, к государственной работе создаются в еще большем числе, чем новых областях науки, новые прикладные науки, появляется новая методика и до чрезвычайности быстро создаются новые приложения и выдвигаются новые проблемы и задания техники в широком ее понимании, тратятся государственные средства в небывалых раньше размерах, на прикладную хотя, но научную по существу работу. Значение науки и ее проблем растет в жизни в этом аспекте, еще с большей скоростью, чем растут новые области знания. К тому же как раз эти новые области научного знания чрезвычайно расширяют и углубляют прикладное значение науки, ее значение в ноосфере».
Современное развитие науки ведет к дальнейшим преобразованиям всей системы жизнедеятельности человека. Особо впечатляюще ее воздействие на развитие техники и новейших технологий, воздействие научно-технического прогресса на жизнь людей. Наука создает новую среду для бытия человека.
Билет
1. Рецензия - это жанровая разновидность научных произведений, близкая к отзыву, но отличающаяся от него тем, что оценка дается изложенному материалу не столько на основе личного отношения, а в результате анализа фактов. В связи с этим рецензию можно определить как критический отзыв. Рецензия предполагает более глубокий анализ научного текста, поднимает более широкий круг вопросов в рецензируемом материале. Рецензия как вторичный научный жанр представляет собой жесткий способ построения текста, имеющий свои структурные особенности, языковые стандарты-клише.