В состав Конституционного Суда Республики Беларусь в настоящий момент входит Председатель Конституционного Суда, Заместитель Председателя, судьи, Секретариат: Начальник Секретариата, Первый заместитель Начальника Секретариата, Заместитель Начальника Секретариата - управляющий делами, Отдел судебных заседаний и контроля за исполнением решений Суда, Экспертно-правовое управление, Отдел правовых консультантов, Отдел обращений и международных связей, Отдел учета и систематизации законодательства, Управление делами, Сектор по работе с документами, Отдел компьютерных систем и оргтехники, Научно-консультационный совет.
Компетенция зарубежных органов конституционного контроля.
Основные вопросы компетенции (юрисдикции) конституционных судов:
Пpoвepкaкoнcтитyциoннocтизaкoнoв и дpyгиxнopмaтивныхпpaвoвыxaктoв.
Пpoвepкaкoнcтитyциoннocтимeждyнapoдныxдoгoвopoв.
Paзpeшeниecпopoв o кoмпeтeнции.
Зaщитaпpaв и cвoбoдчeлoвeкa и гpaждaнинa.
Пpoвepкaкoнcтитyциoннocтипpoвeдeнияpeфepeндyмoв и выбopoв, ocyщecтвлeнияnpaвaнapoднoйинициaтивы.
Koнcтитyциoнныйкoнтpoльпpaвocyдиязaнapyшeниямикoнcтитyции (импичмeнт).
Пpoвepкaкoнcтитyциoннocтиopгaнизaции и дeятeльнocтиполитичecкиxпapтий и oбщecтвeнныxoбъeдинeний.
Toлкoвaниeкoнcтитyции.
Пepeчeньпoлнoмoчийкoнcтитyциoннorocyдaмoжeт быть зaкpытым (иcчepпывaющим) или oткpытым. В пocлeднeмcлyчaeкoнcтитyциeй и зaкoнoм o кoнcтитyциoннoмcyдeпpeдycмaтpивaeтcявoзмoжнocтьpacшиpeниязaкoнoдaтeлeмкpyгaпoлнoмoчийкoнcтитyциoннoгocyдa, ecлиэтoнeпpoтивopeчитeгoпpиpoдeкaкcyдeбнoroopraнaкoнcтитyциoннoroкoнтpoля.
Расширительное толкование компетенции конституционных судов по собственной инициативе кроме положительных последствий может иметь и отрицательные моменты. Это чревато нарушением конституционной законности со стороны самих конституционных судов. Поэтому конституционные суды должны быть весьма осторожны и осмотрительны, самостоятельно определяя и конкретизируя свою компетенцию.
Становление конституционного правосудия в России.
Интерес к проблеме конституционного контроля появился сразу после возникновения СССР. Основой могла послужить конституция СССР. Первоначально функции по контролю над конституцией были возложены на Верховный суд, который был образован в 1924 году. В 30-е годы активность Верховного суда в области конституционного контроля снизилась. Конституция 1936 года совсем не упоминала конституционный контроль как функцию судов.
Новый интерес к этой проблеме возник лишь к концу 80-х годов, когда шел поиск путей становления правового государства.
Идея создания органа конституционного контроля была предложена еще в 70-х годах, но на практике возможна была лишь в период перестройки.
23 декабря 1989 был принят закон «О конституционном надзоре в СССР». Был создан комитет конституционного надзора. Он выполнял свои функции менее двух лет. Можно выделить несколько существенных решений комитета: прекращение практики издания секретных актов, которые влияют на права граждан; отмена указа президента о запрете демонстраций (он был признан противоречащим конституции); Признание принудительного лечения лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом, противоречащим конституции; и многие другие.
Комитет конституционного надзора критиковался из-за недостатков в обосновании мнений и из-за того, что некоторые вопросы так и остались нерешенными.
Впоследствии, вместо комитета конституционного надзора, был учрежден Конституционный суд. Были приняты поправки к конституции (от 15.12.1990 года) и Закон о Конституционном суде (от 12.07.1991 года).
Закон имел как ряд важных положений, так и множество недостатков. 24.12.1993 года Указом Президента № 2288 Закон о Конституционном суде был отменен. Началась разработка проекта нового закона. 21.07.1994 проект был одобрен Федеральным Собранием и подписан Президентом. Закон содержит все основные положения деятельность Конституционного суда.






