Состояние окруж. среды в РТ и задачи по ее улучшению

1. Состояние окружающей среды в РТ и задачи по ее улучшению

Экологическую обстановку в РТ определяют предприятия теплоэнергетического комплекса и нефтяной промышленности, химические, нефтехимические и машиностроительные производства, строительный комплекс и сельское хозяйство. Существующая структура промышленности, устаревшие технологии формируют в республике широкий круг природоохранных проблем и резко обостряют экологическую обстановку.

Промышленные центры республики стали местом образования и накопления основного объема промышленных и бытовых отходов. Наиболее сложная обстановка в настоящее время сложилась на полигонах Казани, Набережных Челнов, Зеленодольска, Нижнекамска, Чистополя, Елабуги. Состояние атмосферного воздуха в населенных пунктах не улучшается, качество поверхностных вод Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ, всех крупных рек республики характеризуется как «грязные» 4 «а» класса. А также – загрязнение почвы пестицидами, солями тяжелых металлов, нефтешламами.В Казани загрязнение окружающей среды определяется инфраструктурой ЖКХ, выбросами предприятий химической и нефтехимической промышленности, производящими синтетический каучук, кино- фотопленку, изделия бытовой химии, предприятиями машиностроения (компрессорным, механическим, электромеханическим, авиационным, вертолетным, моторостроительным, медико-инструментальным объединениями и т.п.), производствами строительных материалов, ТЭЦ, автотранспортом. Доля автотранспорта в суммарных выбросах в атмосферу загрязняющих веществ в Казани достигает 55%.

В Набережных Челнах экологическая обстановка обусловлена деятельностью АО «КАМАЗ», предприятий теплоэнергетики, нефтехимии и автотранспорта. Доля автотранспорта в суммарных выбросах в Набережных Челнах еще выше – 66%.

В Нижнекамске наиболее значительные объемы загрязнения дают АО «Нижнекамскнефтехим», АО «Нижнеекамскшина», АО «Нижнекамсктехуглерод», предприятия теплоэнергетики (ТЭЦ-1, ТЭЦ-2). Доля автотранспорта в выбросах – 20%.

В Заинске более всего загрязняют атмосферу ГРЭС, АОЗТ «КАМАЗ-Автоагрегат», завод ЖБК, сахарный завод, предприятия ЖКХ. Доля автотранспорта в выбросах – около 11%.

Атмосферу Альметьевска более других загрязняют Миннибаевский ГПЗ, ЛПДС «Дружба» Ромашкинского РНУ, Альметьевского РНУ. Доля выбросов от автотранспорта в Альметьевске составляет 45%.

На территории Татарстана есть четыре устойчивых очага загрязнения подземных вод – в Альметьевском, Бавлинском, Октябрьском районах из-за предприятий нефтедобычи и в Буинске – из-за полной фильтрации Буинского сахарного завода. И несмотря на то, что по территории республики протекают крупные и малые реки, имеются озера, запасы подземных вод, население и народное хозяйство РТ недостаточно обеспечены качественной питьевой водой. В местах добычи нефти отмечается сильное загрязнение почвы, превышающее фоновое содержание от 10 до 100 раз.

Задачи:

- внедрять на предприятиях Республики Татарстан современные технологии, обеспечивающие сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и высокоэффективное газоочистное оборудование;

- продолжить работы по дальнейшему внедрению экономических методов стимулирования перевода автотранспортных средств на малотоксичные виды моторных топлив и ограничению использования в городах и населенных пунктах республики этилированного бензина;

- интенсифицировать строительство очистных сооружений коммунальных сточных вод в районных центрах;

-ввести в строй альтернативные (подземные) источники питьевого водоснабжения для городов республики;

-завершить строительство полигонов ТБО;

-начать строительство мусороперерабатывающих заводов с развитием системы раздельного сбора, переработки и утилизации отходов, являющихся вторичным сырьем.

1) Технологические мероприятия. Заключаются в совершенствовании технологий с целью уменьшения количества вредных выбросов в атмосферу. К технологическим мероприятиям можно осуществлять по следующим на­правлениям: 1. Замена токсичных веществ, использующихся в производствен­ном цикле, на менее токсичные. 2. Замена сухих методов работы мокрыми. 3. Герметизация и автоматизация производственного процесса. 4. Создание замкнутых технологических циклов, безотходных про­изводств и тд. 2) Санитарно-технические мероприятия - организация очистки про­мышленных выбросов на.очистных сооружениях. Очистка может осуществ­ляться следующими методами: 1. Использование сухих механических, пылеулавливателей (циклон и др.) 2. Использование фильтров (матерчатые, бумажные, масляные фильтры, электрофильтры и др) 3. Мокрая газоочистка (гравийный фильтр, полый скруббер) и дру­гие методы.. 3) Планировочные мероприятия. Заключаются в правильном взаимо­расположении промышленных и жилых зон. 1. Удаление жилых и промышленных зон друг от друга с созданием санитарно-защитных зон (разрывов), которые лучше озеленять газоустойчивыми растениями. Ширина санитарно-защитной зоны зависит от предприятия и обычно составляет от 50 до 1000 мет­ров. 2. Взаимное расположение предприятий и жилых зон с учетом на­правления преобладающих ветров. 4) Установление предельно допустимых концентраций (ПДК).

 

2. Флюороз - заболевание, возникающее при поступлении в организм избыточного количества фтора и выражающееся в поражении зубов, эмаль которых приобретает пятнистый вид. Флюороз может разви­ваться при содержании фтора в воде больше чем 1,5 мг/л

Этиолгия: повышенное содержание фтора в окружающей среде (воде, продуктах питания, атмосфере)

Патогенез: избыток фтора через кровеносные сосуды зубного мешочка и межклеточные пространства поступает в энамелобласты и прочно соединяется с кальций-связывающим белком будущей эмали,образуя гидроксифторапатит. Избыток гидроксифторапатита оседает на эмаль зубов в результате чего появляются меловидные пятна -> пигментные пятна->появление дефектов и эрозий эмали (деструкция дентина)

Меры профилактики: 1) употребление воды с повышенным содержанием минеральных солей;

2) употребление пищи и жидкости с повышенным содержанием кальция (овощи и молочные продукты), так как кальций связывает фтор и переводит его в нерастворимый комплекс Са + F = СаF2;

3) защитную роль витаминов;

4) ультрафиолетовое облучение;

5) дефторирование воды.

 

 

3.

Гигиеническая характеристика различных систем центрального отопления.

Воздушное отопление. Наружный воздух нагревается до 45-50 градусов в камерах и через кана­лы в стенах подается в помещение, откуда забирается посредством вытяжных каналов. Недостатки: 1) Высокая температура и низкая влажность подаваемого воздуха 2) Неравномерность обогрева помещения 3) Возможность загрязнения приточного воздуха пылью Показано для помещений с высокой влажностью, но в целом для ото­пления жилых помещений нецелесообразно. Система парового отопления. Устройство: Имеются паровые котлы, где образуется пар, который идет по трубам и, проходя через калорифер конденсируется, отдавая тепло и нагревая батареи, образовавшаяся вода возвращается обратно. Паровое отопление хотя широко использовалось вплоть до 70-х годов, в дальнейшем не нашло распространения. И хотя оно было экономически вы­годным оно повсеместно было заменено водяным отоплением. Недостатки парового отопления 1) Практически не регулируется, так как пар всегда имеет температуру около 100 градусов. Поэтому данная система отопления не может создавать в помещении различную температуру в зависимости от тем­пературы наружного воздуха.- 2) Продукты неполного сгорания дают запах в помещении. 3) Создает шум, так как пузырьки пара издают металлические звуки. 4) Если образовалось микроотверстие, то пар заполняет помещение. Влажность при этом поднимается до 100 % 5) Высокая влажность воздуха в помещении и при нормальном функ­ционировании. Все эти недостатки были устранены водяным отоплением. Система водяного отопления. По устройству похожа на систему парового отопления, но по трубам идет не пар, а горячая вода. Отопление должно поддерживать постоянную комфортную температуру в помещении. Поэтому температура воды, идущей по трубам должна зависеть от температуры наружного воздуха: Температура воды 65° Температура воды в системе должна быть обратно про­порциональна температуре окружающей среды. Большим преимуществом водяного отопления является возможность регулировки, то есть способность при различной температуре наружного воздуха обеспечивать оптимальную температуру в помещении. Отопление должно работать в строгом соответствии с температурой окру­жаю идей среды. Водяное отопление наиболее распространено в настоящее время. Лучистое (панельное) отопление. Принцип заключается • в нагреве внутренних поверхностей наружных-стен (панельная часть здания). В стенах прокладываются трубы водяного или парового отопления. В том случае, если стены холоднее тела человека (так обычно и бывает), то человек теряет тепло путем излучения к этим холодным поверхностям из-за разницы температуры. При панельном отоплении стены нагреваются до 35-45 градусов, поэтому потери тепла путем излучения резко уменьшаются, более того стены сами излучают тепло, которое поглощается телом человека. В связи с этим человек ощущает такой же тепловой ком­форт при температуре воздуха в.помещении 17-18 градусов, как при 19-20 градусах в обычных условиях. Наконец, еще одним преимуществом лучистого отопления является воз­можность использования ею для охлаждения воздуха при пропускании, на-: пример, воды из артезианской скважины (10-15 градусов).

 

 

 8 билет

1. Правовые основы деятельности органов Роспотребнадзора

Санитарное законодательство является преимущественно федеральным. Это вызвано следующими причинами. Во-первых, санитарные правила разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, и иными органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека. Во-вторых, на всей территории России вредные воздействия факторов среды обитания на человека действуют приблизительно одинаково, что позволяет разрабатывать нормативы, преимущественно одинаковые для всей страны. Вместе с тем это не исключает применения на отдельных территориях специальных санитарных норм.

Конституция РФ не определяет, в чьем ведении должно находиться санитарное законодательство. Но, учитывая, что в п. 1 ст. 72 Основного закона к совместному ведению РФ и ее субъектов отнесены природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, можно утверждать, что и санитарное законодательство отнесено к их совместному ведению по аналогии с законодательством об охране окружающей среды, земельным, водным и рядом других.

Поэтому на практике, когда имеет место противоречие между федеральными санитарными нормами и нормами субъектов РФ, следует применять федеральные нормы. В то же время при решении споров надлежит помнить, что Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» к полномочиям РФ относит государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование (ст. 5), а к полномочиям субъектов - разработку и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также контроль за соблюдением данных нормативных правовых актов (ст. 6).

Структура санитарного законодательства определена в ст. 3 указанного Закона, согласно которой это законодательство, основываясь на Конституции РФ, состоит из:

- федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

- других федеральных законов;

- принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ;

- законов и иных нормативных актов субъектов федерации.

Отсутствие в данном перечне нормативно-правовых актов органов местного самоуправления обусловлено тем, что нормирование санитарно-эпидемиологического благополучия населения не может быть отнесено к вопросам местного значения. Тем не менее, по отдельным вопросам органы местного самоуправления правомочны принимать решения, касающиеся применения санитарного законодательства, но только в пределах, делегированных им государственной властью. Известны случаи, когда органы местного самоуправления стремились своими постановлениями необоснованно устанавливать собственные правила применения санитарного законодательства. Но такие действия признавались неправомерными.

Для практики важно ограничение сферы действия санитарного законодательства. В частности, от решения этого вопроса зависят полномочия и ответственность должностных лиц, осуществляющих госсанэпиднадзор, так как согласно ст. 52 Закона о санитарном благополучии населения эти лица обязаны исполнять в полной мере полномочия по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушения санитарного законодательства. Поэтому вряд ли можно согласиться с теми, кто считает, что санитарное законодательство ограничивается только нормами названного федерального закона и изданными в соответствии с ним санитарными нормами и правилами. Такое понимание законодательства представляется необоснованно узким, поскольку в ст. 3 данного Закона речь идет и о других законах и подзаконных актах, а следовательно, этот перечень является открытым.

Специальный же и основной для санитарного законодательства Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяет государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (составляющие санитарное законодательство) как нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Под факторами среды обитания согласно ст. 1 Закона понимаются биологические, химические, физические, социальные и иные факторы, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

Таким образом, из текста Закона можно предположить, что любая норма, ограничивающая воздействие факторов среды обитания на человека и на здоровье будущих поколений, может быть отнесена к санитарным. Понимание санитарного законодательства как совокупности таких норм видится более логичным.

 

2.Роль воды в передаче инфекционных заболеваний

Водный фактор приобретает значение в возникновении инфекционных заболеваний при следующих условиях:

1) возбудители заболеваний с выделениями больных и бациллоносителей (как людей так и животных) поступают в воду;

2) возбудители сохраняют в воде свою жизнеспособность и свойство вызывать заболевание;

3) инфицированная вода попадает в организм человека (через пищеварительный тракт, наружные слизистые покро­вы, микроповрежденную кожу).

 

В условиях стремительного роста городов, бурного развития промышленности и сельского хозяйства строительство очистных сооружений иногда запаздывает, в результате чего водоемы становятся приемниками плохо очищенных сточных вод. Вода загрязняется, а процессы её самоочищения от посторонней микрофлоры, в том числе и болезнетворной, протекают гораздо медленнее, потому что широкое строительство гидростанций, водохранилищ, каналов изменяет гидрологический режим рек, биологический и химический состав воды. Значит, попадающие в водоём микробы теперь более длительно сохраняют в нем болезнетворные патогенные свойства.

Возбудители болезней, попадая в кишечник человека, находят там благоприятные условия для размножения, вследствие чего возникает острое кишечное заболевание. Так как одним источником водоснабжения пользуется обычно большое число людей, путь распространения заболевания через воду является наиболее массовым, а значит, и наиболее опасным.

Фекалии человека и фекально-бытовые сточные воды являются основными источниками патогенных микроорганизмов, распространяемыми водой. Фекальное загрязнение воды ухудшает её качество, а патогенные микроорганизмы, попадающие в воду с выделениями теплокровных животных, могут быть причиной роста заболеваемости кишечными инфекциями. Болезнетворные микробы могут попадать в открытые водоёмы при сбросе нечистот с судов, при загрязнении берегов, устройстве переправ, при водопое скота, стирке белья, купании, смывании нечистот с поверхности почвы атмосферными осадками и т.д.

Меры предупреждения:

- вакцинация
- соблюдение гигиенических и санитарных норм
- повышение сопротивляемости организма к разного рода инфекциям
- карантин (комплекс мероприятий, способствующих предотвращение распространения инфекции: изоляция уже заболевших, тщательная дезинфекция места жительства и выявление контактов с больными)

 

3. Гигиеническая оценка электромагнитного излучения в условиях населенных мест. Электромагнитные излучения радиочастотного диапазона.

Единство физической природы ЭМИ, характер и механизмы биологического действия отдельных участков его спектра сильно различаются.

Радиовещание, Телевидение, Локаторы радионавигации – радиоизлучение макроструктур

ИК, видимое излучение, УФ-излучение – световое излучение атомов и молекул

Рентгеновские лучи – рентгеновское излучение

Y-лучи - излучение ядра атома

Организм человека чувствителен к воздействию ЭМИ радиочастотного диапазона. К критическим органам и системам относят ЦНС, гонады, глаза. Выраженность биологических эффектов зависит от длины волны (убывание эффекта с увеличением длины волны), режима генерации (непрерывный, импульсивный), интенсивности и длительности воздействия.

Под порогом вредного действия ЭМИ радиочастот понимают такое сочетание ЭМИ, при котором в организме возникают изменения, характеризующиеся наличием одного или нескольких признаков:

-качественной перестройки протекания жизненных процессов

-любых количественных изменений состояния жизненных процессов, выходящих за пределы физиологической нормы

- развития явлений суммации предшествующих эффектов воздействия.

Оценка воздействия ЭМИ РЧ на людей осуществляется по следующим параметрам: (по санпину)

По энергетической экспозиции, которая определяется интенсивностью ЭМИ РЧ и временем его воздействия на человека. 1)Оценка по энергетической экспозиции применяется для лиц, работа или обучение которых связаны с необходимостью пребывания в зонах влияния источников ЭМИ РЧ (кроме лиц, не достигших 18 лет, и женщин в состоянии беременности) при условии прохождения этими лицами в установленном порядке предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров по данному фактору и получения положительного заключения по результатам медицинского осмотра.

2)По значениям интенсивности ЭМИ РЧ. Такая оценка применяется: для лиц, работа или обучение которых не связаны с необходимостью пребывания в зонах влияния источников ЭМИ РЧ; для лиц, не проходящих предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров по данному фактору или при наличии отрицательного заключения по результатам медицинского осмотра; для работающих или учащихся лиц, не достигших 18 лет; для женщин в состоянии беременности; для лиц, находящихся в жилых, общественных и служебных зданиях и помещениях, подвергающихся воздействию внешнего ЭМИ РЧ (кроме зданий и помещений передающих радиотехнических объектов); для лиц, находящихся на территории жилой застройки и в местах массового отдыха.

В диапазоне частот 30 кГц - 300 МГц интенсивность ЭМИ РЧ оценивается значениями напряженности электрического поля (Е, В/м) и напряженности магнитного поля (Н, А/м).

В диапазоне частот 300 МГц - 300 ГГц интенсивность ЭМИ РЧ оценивается значениями плотности потока энергии (ППЭ, Вт/м2, мкВт/см2).

Кроме нормирования ПДУ ЭМИ радиочастот, САНПИН «ЭМИ радиочастотного диапазона» предусматривают защиту населения от неблагоприятного воздействия ЭМИ расстоянием. Устанавливаются СЗЗ и зоны ограничения застройки.

СЗЗ -территория примыкающая к тех площадке объекта, анешняя граница на высоте 2м от поверхности земли ПДУ ЭМИ радиочастот для населения. Запрещается строительство жилых зданий, ЛПУ, сан-курортные здания, ДДУ.

Зона ограничения застройки – территория, где на высоте более 2м от поверхности земли интенсивность ЭМИ радиочастот превышает ПДУ для населения. Внешняя граница определяется по максимальной высоте зданий перспективной застройки, на высоте верхнего этажа которых интенсивность ЭМИ не превышает ПДУ.

Защита от воздействия электрического поля устанавливается СЗЗ вдоль трассы высоковольтной линии, в которой напряженность электрич поля превышает 1 В/м. Размеры СЗЗ зависят от напряжения тока и колеблются от 20 – 55м. Расстояние трассы высоковольтной линии от границы поселений должно быть не менее 250-300 м.

 

 




Билет.

1Совместная работа специалистов по надзору за состоянием среды обитания и условиями проживания со специалистами других отделов РОСпотребнадзора.

Приказ №163 «о защите прав и потребителей»

1. Общие положения:Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями Управления, в том числе его территориальными отделами, федеральным государственным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии

2.  Основными задачами Отдела являются:

-Организация и осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

- Предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

- Профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения.

3. Функции отдела:

-Надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в части надзора за состоянием среды обитания и условиями проживания.

-Устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).

-рассматривает обращения граждан, юр.лиц и др

-информирует органы гос. Власти о сан-эпид обстановке.

4. Полномочия:

- осуществляет деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

-Участвует в проведении мероприятий по установлению и устранению причин и условий возникновения и распространения массовых инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний

-Организовывает проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок

 

2 .Санпин 2.1.4.1110-02

ЗСО – специально выделенные территорию и акваторию, в которых устанавливаются спец. Режимы хозяйственной и иной деятельности в целях охраны источника и водопроводных сооружений от загрязнения.

Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения.

Санитарные мероприятия должны выполняться:

а) в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов;

б) в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

При определении размеров поясов ЗСО необходимо учитывать время выживаемости микроорганизмов (2 пояс), а для химического загрязнения - дальность распространения, принимая стабильным его состав в водной среде (3 пояс).

Г раницы поясов ЗСО подземного источника

Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора

- при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.

Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин.

Для водозаборов из защищенных подземных вод размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемио-логического надзора

Для водозаборов при искусственном пополнении запасов подземных вод граница первого пояса устанавливается, как для подземного недостаточно защищенного источника водоснабжения, на расстоянии не менее 50 м от водозабора и не менее 100 м от ин-фильтрационных сооружений (бассейнов, каналов и др.).

При определении границ второго и третьего поясов следует учитывать, что приток подземных вод из водоносного горизонта к водозабору происходит только из области питания водозабора, форма и размеры которой в плане зависят от:

• типа водозабора (отдельные скважины, группы скважин, линейный ряд скважин, горизонтальные дрены и др.);

• величины водозабора (расхода воды) и понижения уровня подземных вод;

• гидрологических особенностей водоносного пласта, условий его питания и дренирования.

Граница второго пояса ЗСО определяется гидродинамическими расчетами, исходя из условий, что микробное загрязнение, поступающее в водоносный пласт за пределами второго пояса, не достигает водозабора.

Граница третьего пояса ЗСО, предназначенного для защиты водоносного пласта от химических загрязнений, также определяется гидродинамическими расчетами. При этом следует исходить из того, что время движения химического загрязнения к водозабору должно быть больше расчетного Т х(около 25-50 лет)

Мероприятия на территории ЗСО подземных источников водоснабжения*

Мероприятия по первому поясу

Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие

Не допускается: посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в т.ч. прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.

Здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему канализации

Все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита

Мероприятия по второму и третьему поясам

Выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин

Бурение новых скважин и новое строительство, производится при обязательном согласовании с центром государственного сан-эпид надзора.

Запрещение закачки отработанных вод в подземные горизонты, подземного складирования твердых отходов и разработки недр земли и размещения складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод.

Размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод.

Не допускается:

• размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;

• применение удобрений и ядохимикатов;

• рубка леса главного пользования и реконструкции.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: