• Устойчиво сидит, контролирует положение головы, мыш
цы плечевого пояса должны быть достаточно сильными,
поскольку от этого зависит точность движений рук.
• Ему необходимо уметь имитировать движения взрослых.
• Он должен координировать движения рук и глаз, уметь
пересекать рукой среднюю линию тела, то есть, не теряя
равновесия, дотягиваться и брать рукой предмет, сто
ящий с противоположной стороны.
• Малышу необходимо управлять предплечьем, уметь ме
нять положение кистей рук, поворачивая их тыльной
или ладонной стороной, а также действовать двумя ру
ками.
• К началу освоения навыков самообслуживания у ребенка
бывает выработана определенная сумма мелких движе
ний, в том числе щепотный захват.
В то же время ребенок с синдромом Дауна может владеть не всеми перечисленными навыками и умениями. В этом случае при обучении навыкам самообслуживания используется адаптивный
84
подход. Для каждого ребенка создается индивидуальная программа, включающая специальное оборудование и подбор методов формирования того или иного навыка в доступном для ребенка варианте. В разделе, посвященном мелкой моторике, мы уже упоминали об этом, здесь еще раз повторим, что использование навыков, находящихся в зоне актуального развития сопровождается обучением с учетом зоны ближайшего развития. Например, ребенку трудно застегивать рубашку на мелкие пуговицы, э.то не значит, что еще рано формировать навык одевания. Можно использовать более крупные пуговицы, кнопки, липучки и другие виды застежек. Параллельно с этим будут проводиться игры, помогающие малышу усвоить данный навык. Только после усвоения данного навыка его можно будет включить в цепочку бытовых действий.
|
|
Занимаясь формированием навыков самообслуживания, следует помнить, что эта работа занимает длительный период и что у каждого ребенка свои сроки усвоения каждого навыка.
Организация и методика работы по формированию навыков самообслуживания у детей с синдромом Дауна
Адаптационую группу дети начинают посещать в возрасте 18-20 месяцев. Они умеют вместе с мамой складывать игрушки в маленькую коробку, могут подставить руки под воду, иногда вытирают стол, едят ложкой и пьют не всегда самостоятельно, берут печенье из тарелки.
Хотя специально отведенного времени для формирования навыков самообслуживания на групповом занятии не предусмотрено, все же их развитие реализуется в процессе группового занятия:
- во время совместной трапезы;
- в бытовых ситуациях, возникающих по ходу группового
занятия (Дети учатся мыть и вытирать руки, проситься и
садиться на горшок и т.д.);
|
|
- в свободной игре (дети убирают игрушки в ящик, проиг
рывают с куклами цепочку игровых действий по самооб
служиванию и т.д.).
Несмотря на то что основная работа по формированию бытовых навыков происходит в домашних условиях, мы все же сочли необходимым дать ряд рекомендаций, которые помогут в организации работы как специалистам, так и родителям.
85
Формирование навыков еды
Во время кормления многие родители сталкиваются с определенными трудностями Причины, по которым возникают связанные с приемом пищи проблемы, могут быть разнообразными. Дети с синдромом Дауна могут испытывать затруднения, вызванные следующими факторами.
• Сниженный мышечный тонус, то есть те же двига
тельные проблемы, которые мы относим ко всему мо
торному развитию. Поскольку процесс еды непосредствен
но связан с работой мелких мышц рук, языка, губ,
челюстей, низкий тонус требует особой работы по фор
мированию навыков жевания, еды ложкой и вилкой и
т.д.
• Сенсорные проблемы, то есть проблемы чувствительнос
ти. При повышенной чувствительности у детей могут на
блюдаться срыгивание и рвота, при пониженной - они не
чувствуют того, что происходит во рту, они не жуют, не
глотают, во рту скапливается пища и т.д.
• Особенности строения ротовой полости: высокое узкое
небо в сочетании с большим языком затрудняют акку
ратное перемещение пищи при жевании.
• Дети могут испытывать отвращение к пище из-за того,
что им приходилось часто принимать лекарства. Чтобы
этого избежать, лучше всего давать лекарства в ложке,
сильно отличающейся от обычной, а еще лучше пипеткой.
Следует учесть, что если ребенка слишком долго кормят
жидкой пищей, рвотный рефлекс долгое время находится
близко к кончику языка, поэтому при попадании в рот мел
ких крупинок пищи возникает рвота.
Поза при кормлении
Во время приема пищи ребенок обязательно должен находиться в стабильной и удобной позе. Если он еще не умеет сидеть самостоятельно, лучше использовать креслице с наклонной спинкой. Когда он уже уверенно держит спину, лучше всего использовать высокий детский стульчик.
Кормление ложкой
Кормить малыша с ложки можно начинать примерно в возрасте трех месяцев. Ложку с пищей нужно аккуратно положить на язык и слегка надавить ею вниз. Очень важно делать небольшую
86
паузу, давая ребенку время вытянуть вперед губы и снять пищу с ложки.
Если взрослый сам «счищает» пищу с ложки, приподнимая ее и проводя ею по верхней губе ребенка, то тот вынужден закидывать голову назад, а это затрудняет глотание. Пища должна быть мягкая, ровная по консистенции. Возможно, сначала у малыша еще будут присутствовать сосательные движения, но постепенно он поймет, как есть с ложки.
Мама во время кормления малыша с ложки должна сидеть к нему лицом и, желательно, чуть ниже, чем ребенок. В этом случае у нее просто нет возможности приподнимать ложку, «вытирая» пищу о верхнюю губу ребенка, а малыш может отлично контактировать с ней.
Особые требования предъявляются к ложке:
• ложка должна быть не больше чайной, овальной формы;
• если ложка слишком широка, она задевает щеки;
• если ложка слишком длинна, это может вызвать рвоту;
• если ложка слишком глубока, ребенку трудно снимать
пищу губами.