Обычно к началу обучения навыкам самообслуживания ребенок владеет определенной суммой навыков и умений

• Устойчиво сидит, контролирует положение головы, мыш­
цы плечевого пояса должны быть достаточно сильными,
поскольку от этого зависит точность движений рук.

• Ему необходимо уметь имитировать движения взрослых.

• Он должен координировать движения рук и глаз, уметь
пересекать рукой среднюю линию тела, то есть, не теряя
равновесия, дотягиваться и брать рукой предмет, сто­
ящий с противоположной стороны.

• Малышу необходимо управлять предплечьем, уметь ме­
нять положение кистей рук, поворачивая их тыльной
или ладонной стороной, а также действовать двумя ру­
ками.

• К началу освоения навыков самообслуживания у ребенка
бывает выработана определенная сумма мелких движе­
ний, в том числе щепотный захват.

В то же время ребенок с синдромом Дауна может владеть не всеми перечисленными навыками и умениями. В этом случае при обучении навыкам самообслуживания используется адаптивный

84


подход. Для каждого ребенка создается индивидуальная програм­ма, включающая специальное оборудование и подбор методов формирования того или иного навыка в доступном для ребенка варианте. В разделе, посвященном мелкой моторике, мы уже упо­минали об этом, здесь еще раз повторим, что использование на­выков, находящихся в зоне актуального развития сопровождается обучением с учетом зоны ближайшего развития. Например, ре­бенку трудно застегивать рубашку на мелкие пуговицы, э.то не значит, что еще рано формировать навык одевания. Можно ис­пользовать более крупные пуговицы, кнопки, липучки и другие виды застежек. Параллельно с этим будут проводиться игры, по­могающие малышу усвоить данный навык. Только после усвоения данного навыка его можно будет включить в цепочку бытовых действий.

Занимаясь формированием навыков самообслуживания, сле­дует помнить, что эта работа занимает длительный период и что у каждого ребенка свои сроки усвоения каждого навыка.












Организация и методика работы по формированию навыков самообслуживания у детей с синдромом Дауна

Адаптационую группу дети начинают посещать в возрасте 18-20 месяцев. Они умеют вместе с мамой складывать игрушки в маленькую коробку, могут подставить руки под воду, иногда вытирают стол, едят ложкой и пьют не всегда самостоятельно, берут печенье из тарелки.

Хотя специально отведенного времени для формирования на­выков самообслуживания на групповом занятии не предусмотре­но, все же их развитие реализуется в процессе группового заня­тия:

- во время совместной трапезы;

- в бытовых ситуациях, возникающих по ходу группового
занятия (Дети учатся мыть и вытирать руки, проситься и
садиться на горшок и т.д.);

- в свободной игре (дети убирают игрушки в ящик, проиг­
рывают с куклами цепочку игровых действий по самооб­
служиванию и т.д.).

Несмотря на то что основная работа по формированию быто­вых навыков происходит в домашних условиях, мы все же сочли необходимым дать ряд рекомендаций, которые помогут в орга­низации работы как специалистам, так и родителям.

85







Формирование навыков еды

Во время кормления многие родители сталкиваются с опре­деленными трудностями Причины, по которым возникают свя­занные с приемом пищи проблемы, могут быть разнообразными. Дети с синдромом Дауна могут испытывать затруднения, вызван­ные следующими факторами.

• Сниженный мышечный тонус, то есть те же двига­
тельные проблемы, которые мы относим ко всему мо­
торному развитию. Поскольку процесс еды непосредствен­
но связан с работой мелких мышц рук, языка, губ,
челюстей, низкий тонус требует особой работы по фор­
мированию навыков жевания, еды ложкой и вилкой и
т.д.

• Сенсорные проблемы, то есть проблемы чувствительнос­
ти. При повышенной чувствительности у детей могут на­
блюдаться срыгивание и рвота, при пониженной - они не
чувствуют того, что происходит во рту, они не жуют, не
глотают, во рту скапливается пища и т.д.

• Особенности строения ротовой полости: высокое узкое
небо в сочетании с большим языком затрудняют акку­
ратное перемещение пищи при жевании.

• Дети могут испытывать отвращение к пище из-за того,
что им приходилось часто принимать лекарства. Чтобы
этого избежать, лучше всего давать лекарства в ложке,
сильно отличающейся от обычной, а еще лучше пипеткой.
Следует учесть, что если ребенка слишком долго кормят
жидкой пищей, рвотный рефлекс долгое время находится
близко к кончику языка, поэтому при попадании в рот мел­
ких крупинок пищи возникает рвота.




















Поза при кормлении

Во время приема пищи ребенок обязательно должен нахо­диться в стабильной и удобной позе. Если он еще не умеет сидеть самостоятельно, лучше использовать креслице с наклонной спин­кой. Когда он уже уверенно держит спину, лучше всего использо­вать высокий детский стульчик.

Кормление ложкой

Кормить малыша с ложки можно начинать примерно в возра­сте трех месяцев. Ложку с пищей нужно аккуратно положить на язык и слегка надавить ею вниз. Очень важно делать небольшую

86


паузу, давая ребенку время вытянуть вперед губы и снять пищу с ложки.

Если взрослый сам «счищает» пищу с ложки, приподнимая ее и проводя ею по верхней губе ребенка, то тот вынужден заки­дывать голову назад, а это затрудняет глотание. Пища должна быть мягкая, ровная по консистенции. Возможно, сначала у ма­лыша еще будут присутствовать сосательные движения, но посте­пенно он поймет, как есть с ложки.

Мама во время кормления малыша с ложки должна сидеть к нему лицом и, желательно, чуть ниже, чем ребенок. В этом случае у нее просто нет возможности приподнимать ложку, «вытирая» пищу о верхнюю губу ребенка, а малыш может отлично контак­тировать с ней.

Особые требования предъявляются к ложке:

• ложка должна быть не больше чайной, овальной формы;

• если ложка слишком широка, она задевает щеки;

• если ложка слишком длинна, это может вызвать рвоту;

• если ложка слишком глубока, ребенку трудно снимать
пищу губами.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: