В условиях адаптационной группы развитие познавательной деятельности не выделено как специальный раздел и реализуется в процессе комплексного группового занятия следующим образом

Развитие крупной моторики и способности ориентиро-
,       ваться в пространстве положительно влияет на глубин-

I        ную чувствительность и, уже вторично, на моторное пла-

нирование (см. раздел о крупной моторике).

1    • В процессе логопедического занятия происходит развитие

-4            слухового и зрительного внимания, понимания речи, а

(        также стимулируется активная речь. Соединение образа

1„       предмета со словом-названием способствует формирова-

нию представлений и понятий.

• В процессе изобразительной деятельности наряду с усвое­
нием конкретных навыков, представляющих собой це-

I.        почку последовательных действий, происходит первичное

I        знакомство с системой эталонов, развивается ориентиро-

1       вочно-исследовательская деятельность, а также вообра-

жение. На занятиях по комментированному рисованию про-

71


""';   исходит очевидное для детей слияние фафического обра-•0|   за со словом.

В процессе игры использование адекватной для ребенка
мотивации помогает стимулировать побуждение решать
практические задачи с использованием цепочки игровых
и предметных действий. Благодаря использованию разви­
вающих игрушек осуществляется переход от способа пе-
ребирания вариантов к более продуктивному методу проб

'       и ошибок. Игра со сборно-разборными игрушками позво-

ляет ребенку понять соотношение части и целого. К кон­цу пребывания в адаптационных группах практически у всех детей наблюдается появление перцептивных дей-

с      ствий (примеривание и сравнение).

Формирование навыков самообслуживания в условиях адап­
тационной группы, в основном, реализуется во время
совместной еды. Если учесть, что каждый навык самообс­
луживания представляет собой цепочку предметных дей­
ствий, направленных на достижение цели, роль данного
направления работы для развития познавательной дея­
тельности переоценить трудно.

Содержание и методика работы
по развитию познавательной деятельности                  \
















Реализация сенсорной программы заключается в расширении и уточнении чувственного опыта ребенка.

Хорошие результаты может дать работа над снижением порога чувствительности. Здесь полезны многократные повторения сти­мула с постепенным снижением интенсивности предъявления. Бо­лее точных данных по результатам использования данного метода в специальной литературе найти не удалось.

Развитие глубинной чувствительности происходит на специ­ально организованных занятиях по физическому развитию. Ос­новное внимание уделяется развитию динамических поз и улуч­шению качества движений. Особый акцент приходится на совер­шенствование чувства равновесия, способности рационально пе­реносить вес тела при перемещении в пространстве. Необходимо помнить, что общая стимуляция двигательного развития способ­ствует развитию не только двигательной, но и познавательной активности.

72



Развитие восприятия продолжает сенсорную программу, но задействует уже более высокий уровень: запоминание, осмысление и сохранение чувственного опыта.

Здесь эффективно, наряду с использованием многократных повторений, применять изолированную стимуляцию (предъявле­ние стимула при максимальном исключении других раздражите­лей), предъявление сильных и контрастных стимулов с посте­пенным уменьшением интенсивности и сближением характерис­тик стимулов, подлежащих различению. Подробнее остановимся на отдельных видах восприятия в зависимости от ведущего анали­затора.

Развитие слухового восприятия включает в себя сравнение и различение двух и более стимулов при постепенном уменьшении разницы звучания по высоте, силе и темпу. Детям предлагается сравнить звучания различных музыкальных инструментов — ду­дочки, колокольчика, барабана, гармошки. На первом этапе срав­ниваются гармошка и барабан, потом возможно сравнение дудоч­ки и колокольчика, еще позже гармошки и дудочки. Возможно различение знакомых детям бытовых шумов — шуршание целло­фанового пакета, стук молотка, позвякивание ложечки о стакан и т.д. Предлагаются также задания, предполагающие определение местонахождения источника звука, как, например, в игре «К мишке в гости».

Развитие слухового восприятия реализуется на логопедичес­кой части занятия (слуховое внимание, сосредоточение и разли­чение), на играх в кругу (песня-игра «Тихо мы захлопаем в ладо­ши»), во время танцев (смена движений в зависимости от харак­тера музыки), на двигательных занятиях (передвижение детей в направлении звука).

Развитие зрительного восприятия направлено на выработку умения выделять цвет, форму, величину, расположение предме­тов, соотношение части и целого. Важным разделом работы явля­ется обучение анализу и сравнению предметов, подбору пар, груп­пировке при постепенном сближении признаков и уменьшении длительности их предъявления. На логопедическом занятии ребе­нок по словесной просьбе показывает один из двух и более объек­тов во время игры в кругу (лото), в процессе игры с развиваю­щими игрушками («твистер» — развитие прослеживания, сборно-разборные игрушки и развивающие центры — развитие зритель­но-двигательной координации).

73


Работа по развитию тактильного восприятия состоит из систе­мы специальных игр, предлагающих определение качества повер­хности, формы и величины тактильно-двигательным способом (ощупывание), а также включением аналогичных заданий в по­вседневную жизнь.

Обоняние и вкусовое восприятие на занятиях адаптационной группы реализуются во время еды. Основная работа в этом на­правлении проводится в семье. В специальной литературе встреча­ются данные о перспективности работы над развитием обоняния, оказывающего значительное воздействие на запоминание по ме­тоду ассоциаций.





double arrow
Сейчас читают про: