• Развитие крупной моторики и способности ориентиро-
, ваться в пространстве положительно влияет на глубин-
I ную чувствительность и, уже вторично, на моторное пла-
нирование (см. раздел о крупной моторике).
1 • В процессе логопедического занятия происходит развитие
-4 слухового и зрительного внимания, понимания речи, а
( также стимулируется активная речь. Соединение образа
1„ предмета со словом-названием способствует формирова-
нию представлений и понятий.
• В процессе изобразительной деятельности наряду с усвое
нием конкретных навыков, представляющих собой це-
I. почку последовательных действий, происходит первичное
I знакомство с системой эталонов, развивается ориентиро-
1 вочно-исследовательская деятельность, а также вообра-
жение. На занятиях по комментированному рисованию про-
71
""'; исходит очевидное для детей слияние фафического обра-•0| за со словом.
• В процессе игры использование адекватной для ребенка
мотивации помогает стимулировать побуждение решать
практические задачи с использованием цепочки игровых
и предметных действий. Благодаря использованию разви
вающих игрушек осуществляется переход от способа пе-
ребирания вариантов к более продуктивному методу проб
' и ошибок. Игра со сборно-разборными игрушками позво-
ляет ребенку понять соотношение части и целого. К концу пребывания в адаптационных группах практически у всех детей наблюдается появление перцептивных дей-
с ствий (примеривание и сравнение).
• Формирование навыков самообслуживания в условиях адап
тационной группы, в основном, реализуется во время
совместной еды. Если учесть, что каждый навык самообс
луживания представляет собой цепочку предметных дей
ствий, направленных на достижение цели, роль данного
направления работы для развития познавательной дея
тельности переоценить трудно.
Содержание и методика работы
по развитию познавательной деятельности \
Реализация сенсорной программы заключается в расширении и уточнении чувственного опыта ребенка.
Хорошие результаты может дать работа над снижением порога чувствительности. Здесь полезны многократные повторения стимула с постепенным снижением интенсивности предъявления. Более точных данных по результатам использования данного метода в специальной литературе найти не удалось.
Развитие глубинной чувствительности происходит на специально организованных занятиях по физическому развитию. Основное внимание уделяется развитию динамических поз и улучшению качества движений. Особый акцент приходится на совершенствование чувства равновесия, способности рационально переносить вес тела при перемещении в пространстве. Необходимо помнить, что общая стимуляция двигательного развития способствует развитию не только двигательной, но и познавательной активности.
72
Развитие восприятия продолжает сенсорную программу, но задействует уже более высокий уровень: запоминание, осмысление и сохранение чувственного опыта.
Здесь эффективно, наряду с использованием многократных повторений, применять изолированную стимуляцию (предъявление стимула при максимальном исключении других раздражителей), предъявление сильных и контрастных стимулов с постепенным уменьшением интенсивности и сближением характеристик стимулов, подлежащих различению. Подробнее остановимся на отдельных видах восприятия в зависимости от ведущего анализатора.
Развитие слухового восприятия включает в себя сравнение и различение двух и более стимулов при постепенном уменьшении разницы звучания по высоте, силе и темпу. Детям предлагается сравнить звучания различных музыкальных инструментов — дудочки, колокольчика, барабана, гармошки. На первом этапе сравниваются гармошка и барабан, потом возможно сравнение дудочки и колокольчика, еще позже гармошки и дудочки. Возможно различение знакомых детям бытовых шумов — шуршание целлофанового пакета, стук молотка, позвякивание ложечки о стакан и т.д. Предлагаются также задания, предполагающие определение местонахождения источника звука, как, например, в игре «К мишке в гости».
Развитие слухового восприятия реализуется на логопедической части занятия (слуховое внимание, сосредоточение и различение), на играх в кругу (песня-игра «Тихо мы захлопаем в ладоши»), во время танцев (смена движений в зависимости от характера музыки), на двигательных занятиях (передвижение детей в направлении звука).
Развитие зрительного восприятия направлено на выработку умения выделять цвет, форму, величину, расположение предметов, соотношение части и целого. Важным разделом работы является обучение анализу и сравнению предметов, подбору пар, группировке при постепенном сближении признаков и уменьшении длительности их предъявления. На логопедическом занятии ребенок по словесной просьбе показывает один из двух и более объектов во время игры в кругу (лото), в процессе игры с развивающими игрушками («твистер» — развитие прослеживания, сборно-разборные игрушки и развивающие центры — развитие зрительно-двигательной координации).
73
Работа по развитию тактильного восприятия состоит из системы специальных игр, предлагающих определение качества поверхности, формы и величины тактильно-двигательным способом (ощупывание), а также включением аналогичных заданий в повседневную жизнь.
Обоняние и вкусовое восприятие на занятиях адаптационной группы реализуются во время еды. Основная работа в этом направлении проводится в семье. В специальной литературе встречаются данные о перспективности работы над развитием обоняния, оказывающего значительное воздействие на запоминание по методу ассоциаций.






