• Логопедическое занятие. ,
• Свободная и фа.
• Круг (песенки, потешки, пальчиковые игры).
• Музыкальное занятие.
• Продуктивная деятельность (рисование, лепка, апплика
ция).
• Развитие крупной моторики и ориентировки в простран
стве (физкультурное занятие).
• Подготовка к еде, еда.
Программа работы адаптационных групп реализуется в течение двух лет.
Мы не ставили своей задачей точный подсчет часов, отводимых на каждую тему. Опыт показал, что состав детей, посещающих адаптационную группу, влияет не только на темпы прохождения материала, но и на особенности методики. В то же время мы сочли возможным разбить весь материал на шесть блоков, по три на каждый год обучения.
В программе предусмотрено регулярное прослеживание динамики развития каждого ребенка и группы в целом. Поэтому в начале каждого блока предусмотрено тестирование и обсуждение динамики детей и конкретизация содержания программы следующего блока.
|
|
Примечание. Таблицы обследования помещены в приложении.
Содержание программы первого года обучения Младшая адаптационная группа (18 мес. — 2-3 года)
Общие цели
• Стимулировать общее развитие каждого ребенка, посе
щающего группу.
• Повысить уровень самостоятельности малышей.
• Сформировать мотивацию и умение взаимодействовать с
новым окружением.
• Развивать тонкую и крупную моторику ребенка.
• Способствовать социализации ребенка, формировать на
выки общения, стимулировать исследовательскую деятель
ность детей.
116
• Обеспечивать информационную, психологическую и пе
дагогическую поддержку родителей.
Навыки, необходимые для реализации целей
Навыки нахождения в группе
• Самостоятельное желание взаимодействовать с окружаю
щим миром.
• Умение сделать выбор (игрушки, вида деятельности).
• Положительное отношение к родителям других детей.
• Наблюдение за игрой других детей в группе.
• Участие в игре маленькими группами и парной игре.
• Участие в играх на чередование.
• Понимание последовательности и предвидение следую
щего события при постоянной структуре занятия.
• Умение работать за столом.
• Навыки участия в коллективном рисовании, лепке, апп
ликации.
Л*
Навыки, необходимые для обучения
• Развитие внимания и сосредоточения на задании.
• Наблюдение за последовательностью происходящего.
• Понимание структуры, правил игры и предвидение сле
дующего шага.
5 • Взаимодействие со взрослыми: педагогами, родителями.
-»;•? •* Коммуникативные навыки
^ом • Использование в общении вербальных и невербальных ы-й4 средств, включающих осознание пространства, контакт мя глаз, прикосновения, паузы.
|
|
• Понимание принадлежности и последовательности.
^п*> • Самостоятельное выполнение простых, знакомых инструкций.
• Сосредоточение внимания на говорящем.
~Ч~л • Соблюдение очередности.
Физическое развитие. Профилактика и коррекция двигательных нарушений, характерных при синдроме Дауна. чм Крупная моторика и ориентировка в пространстве
• Знакомство со схемой тела.
,-,, • Развитие чувства равновесия (баланс).
117
• Ориентировка в пространстве, свободное и произвольное
перемещение в помещении группы.
• Сенсорная программа (тактильно-двигательное восприя
тие)
Мелкая моторика и зрительно-двигательная координация
• Совершенствование захвата.
• Координация «рука-глаз».
• Развитие силы и точности движений пальцев рук, запяс
тий, рук и верхней части туловища.
Самообслуживание
• Формирование навыков самостоятельной еды.
• Формирование навыков одевания.
• Приучение к горшку.
• Формирование навыков умывания и чистки зубов.
I блок
Содержание
Логопедическое занятие Задачи
Учить фиксировать взгляд на объекте, предъявляемом фронтально, прослеживать его перемещение.
Обращать внимание на появление и исчезновение объекта.
Работать над пониманием обращенной речи — учить соотносить объекты с жестами, словами и звукоподражаниями.
Стимулировать появление и использование жестов и звукоподражаний. В ответ на вопросы «кто это?», «что это?», «кто к нам пришел?» отвечать по подражанию, используя жест и/или звукоподражания.
Учить дожидаться своей очереди, наблюдая за действиями других детей.
Оборудование
Сундук, колокольчик, игрушки: мишка, зайка, машина, курочка.
Речевой материал Существительные
Люди: имена детей группы, мама, папа, тетя, дядя. Игрушки: мишка, зайка, машина, курочка.
118
Музыкальные инструменты: колокольчик.
Глаголы: пай, на, смотри, клюет, едет, позвони, здравствуй, попрощайся (до свидания, пока).
Песенки: приветственная песенка.
Игры и задания
«Позвони в колокольчик», «Кто к нам пришел», «Где миш<-ка?», «Попрощайся с зайкой».
Свободная игра *
г«и Задачи
Формировать адекватные манипуляции с игрушками.
Привлекать внимание каждого ребенка, к происходящему вокруг, в том числе и к игре других детей.
Формировать взаимодействие со взрослыми, побуждать при необходимости прибегать к помощи взрослых, используя жесты, звукоподражания.
Оборудование
Твистер с яркими шариками, машина, мягкие игрушки, музыкальные развивающие центры, мыльные пузыри.
Задачи
Приучать слушать простые песенки.
Учить выполнять простые жесты, по подражанию с использованием, при необходимости, совмещенных действий.
Развивать умение начинать действовать (бить в бубен), дождавшись своей очереди.
Оборудование: бубен, курочка.
Песенки: «Бубен», «Вышла курочка гулять», «Если нравится
тебе».
Музыкальное занятие Задачи
Воспитывать интерес к музыкальному звучанию.
Учить по сигналу гонга брать из коробочки погремушки, колокольчики, совершать движения под музыку.
Привлекать внимание детей к действиям друг друга.
Учить после окончания звучания музыки складывать игрушки в коробочку.
Способствовать развитию крупной моторики и ориентировки в пространстве.
119
Оборудование .
Магнитофон, кассеты с записями плясовых мелодий и песен, коробочка с погремушками, большое настенное зеркало.
Развитие крупной моторики и пространственной ориентировки (физкультурное занятие) Задачи
Стимулировать двигательную активность детей.
|
|
Учить ориентироваться в помещении группы
Стимулировать перемещение по группе любыми доступными детям способами.
Стимулировать появление новых движений, работать над качеством движений, предупреждая и корректируя нарушения.
Работать над равновесием в статических и динамических позах
Побуждать к смене поз, требующих поворота в бедрах.
Формировать простую цепочку действий.
Оборудование
Устойчивая мебель, дорожка для ползанья, приспособления для ходьбы с опорой, мягкие модули, трубы для проползания, балансир, валик.
Музыкальные игрушки: колокольчик, бубен.
Яркие игрушки: мячи с бубенчиками, заводные игрушки со звуковым эффектом.
Формируемые умения
• Садиться из положения лежа.
• Ползанье на четвереньках и ходьба с опорой на стопы и
ладони (как медведь)
• Садиться из позы на четвереньках.
• Вставать к опоре с четверенек.
• Вставать через колено.
• Садиться из позы стоя, сгибая колени.
• Ходить за две руки
1' • Ходить за одну руку.
• Ходить с опорой на устойчивую каталку.
• Передвигаться в определенном направлении.